Вот вам, господа, фрагмент пьесы Юлиана Семёнова "Семнадцать мгновений весны", один в один, самый финал.
Далее идёт ЦИТАТА
"МЮЛЛЕР. Спасибо, дружище. (После долгого выжидания.) Больше вы мне ничего не скажете?
ШТИРЛИЦ (медленно). Ла-адно... Раз у нас зашел такой разговор... Так и быть, откровенность за откровенность... Если хотите, уже сейчас вы можете оказать услугу Борману, если, конечно, хотите.
МЮЛЛЕР. Ну?
ШТИРЛИЦ. Знаете, зачем я ввалился к вам так поздно? Мне было приказано любой ценой, любой, подчеркиваю, выкрасть у вас русскую радистку и немедленно доставить ее к Борману.
(МЮЛЛЕР напряженно молчит.)
(Тихо, медленно.) Если вы вместо того, чтобы мешать, поможете мне... Тогда это действительно будет наша первая общая операция...
(Особенно резко звучит сирена воздушной тревоги. МЮЛЛЕР молчит.)
Борман умеет не только карать, но и благодарить... Вы знаете это не хуже меня, Мюллер... Ну!
(МЮЛЛЕР молчит. Бомбовые удары сильнее, сильнее.)
(Кричит.) Вы слышите, Мюллер, слышите?! Дело идет к концу! Отвечайте, согласны?
МЮЛЛЕР (хрипло). Вы загнали меня в угол, Штирлиц... Черт с вами, берите ее. Согласен.
ШТИРЛИЦ. Только не вздумайте сесть мне на хвост, когда я повезу ее. Наш шеф этого не любит!..
(Тяжелые бомбы рвутся совсем рядом. Звон разбитого стекла, сыплется штукатурка. Гаснет свет. Вспыхивают карманные фонарики. В их мечущихся лучах бегущие люди, на стенах искаженные пляшущие тени. Это, забыв о собственном достоинстве, спешат в бункер люди в черных мундирах. Паника...)
После того, как вновь откроется занавес, актеры, занятые в спектакле, выйдут, как всегда, на поклон. Последними, в мундирах советских офицеров, появляются ШТИРЛИЦ и КЭТ".
Пьеса написана в новой редакции в 1969 году.
На что обращаем внимание.
Штирлиц попросту требует у Мюллера отдать ему радистку, тот отдаёт, Штирлиц её попросту увозит.
Верите в такое?
И апофеоз - они выходят на поклон в форме советских офицеров.
То есть намёк на то, что они моментально вернулись в СССР.
И без проблем всё так успешно закончилось.
Впору вспомнить анекдот о том, что во время совещания у Гитлера заходит Штирлиц, заносит ананасную воду, и открывает сейф, начинает фотографировать секретные документы.
АНЕКДОТ
ГИТЛЕР. Кто это, доннер вэтор?
МЮЛЛЕР. А это Максим Максимович Исаев, советский разведчик.
ГИТРЕР. Почему же вы его не арестуете?
МЮЛЛЕР. Смысл? Всё равно выкрутится, скажет, что приносил ананасную воду.
И ещё одна причина анекдотов про Штирлица.
Зритель впервые в этом фильме встретился с такой формой показа кино с комментариями. За кадром почти постоянно мы слышим сочный и красочный, тихий и убедительный голос Ефима Захаровича Копеляна, который своими комментариями даёт совсем иное, новое и часто неожиданное толкование событий, или, как минимум, поясняет их. Посмотрите, почти во всех анекдотах мы имеем дело с "закадровым голосом".
Для примера предлагаю освежить в памяти вот эти анекдоты.
И, наконец, эти незабываемые фразы...
Штирлиц как никогда был близок к провалу. Хочется вспомнить, как Остап Бендер продавал "Билеты на провал" и вот уже получается анекдот. Хочется использовать второй смысл слов из этих закадровых реплик.
"Штирлиц как никогда был близок к провалу, но посетители напирали, всех хотели полюбоваться чудесным видом провала, билеты на который так успешно продавала Кэт".
Штирлиц сказал себе: "Сегодня объявляется выходной"
Разумеется, воображение тут же нарисовало Штирлица в будёновке с гармошкой, идущего по улицам Берлина и распевающего "Катюшу"
"А почему не позвали тех, из второго эшелона оцеплений?" - "Всё разъяснилось".
Штирлиц так ловко выпутался из истории с чемоданом, что он ещё и издевается. "Послушайте, Мюллер! Я в разведке не первый год. Да неужели же я, будь я резидентом, стал бы возиться с рацией? Это - с моим-то опытом работы в СД?!"
"Хай Штирлиц!"
Штирлиц говорит, что они там в центре (то есть те, кто его послал в Германию, НКВД) совсем с ума посходили? "Думают, что если я не провалился за все эти годы, то я уже всемогущ?" Они уже думают, что Штирлиц может стать фюрером? Хай Штирлиц?
И вот тут тоже - он спрашивает Эрвина (рисуется, конечно), что, я уже стал старым брюзгой? "Ничего, тебе идёт" - отвечает Эрвин.
То есть Штирлицу можно всё - брюзжать, наглеть, влюблять в себя всех молодых женщин этого фильма, мы его всё равно любим и ему всё простим!
Зрители видят, что Штирлиц наглеет, так, что Мюллер вынужден говорить ему "Не зарывайтесь, Штирлиц" или "Не хватайте меня за язык" и даже после фразы "Вот с этого и надо было начинать" - "Мне лучше знать, с чего начинать!"
То есть вроде бы Мюллер - страшный человек, который может уничтожить Штирлица, но Штирлиц позволяет себе с ним вести себя нагло, вызывающе, не только ставить на одну доску с собой, но и даже принижать. Поэтому Мюллер очень легко сдаётся, что опять-таки странно.
"Борман понимает, что один я ничего не смогу сделать. Не так-то у меня много своих людей в ведомстве вашего шефа".
То есть Мюллер признаётся, что ему Штирлиц не просто нужен, а без него он якобы беспомощен? Да ну! Не может быть! Ведь в следующей книге Мюллер всё-таки арестовал Штирлица. И не стал же он от этого беспомощным!
Кстати, в книге "Приказано выжить" Штирлиц действует совсем нагло.
Шелленберг спрашивает его, почему бы ему не застрелить Штирлица прямо сейчас, прямо тут, но Штирлиц в словесной баталии выходит победителем и уходит в том же ранге нужного и незаменимого помощника своего шефа. Мюллер, зная, что Штирлиц - русский разведчик, продолжает говорить с ним уважительно, и даже отправляет по заданию Бормана в инспекционную поездку, чтобы проверить благонадёжность Кальтенбруннера! Да ладно!!!
Кроме того, источником анекдотов являются ЛЯПЫ
Например, вспомните отзыв, который должен был услышать Плейшнер (хотя и не услышал).
Пароль состоит в том, что кто-то так и не дождался звонка, а отзыв - "Странно, я вчера весь день был дома, наверное, он что-то перепутал в номере телефона". Представьте себе, человек ЖДЁТ звонка, а другой говорит, что созвон не состоялся, поскольку ожидающий перепутал номер телефона. Так ведь тот, кто ждёт звонка, не может спутать номер!
Ну таких много моментов!