Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

О немецкой подлодке U-118, не героической службе на ней и трагичном конце

Обычно мы привыкли, что для рассказов о немецких подводниках выбираются из ряда вон выходящие истории, я и сам к этому руку приложил. Но понятно же, что среди сотен и сотен подлодок были и совсем с бесцветной историей, кстати, есть у меня статья о тех, которые погибли в первом же боевом походе с нулевым результатом, а были те, которые бороздили море немеряно, но результат тоже был пшик. Вот в конце приведу ссылку.

Давайте сегодня продолжим рассказ об U-118, подводном минном заградителе и одновременно "дойной корове", которой была посвящена предыдущая статья, и которая не смогла оказать противнику практически никакого сопротивления.

Это будут выдержки из допросов американскими военными следователями выживших членов её команды, кстати, среди которых не оказалось ни одного офицера, хотя именно в последнем роковом походе их было на лодке сверх нормы.

Командир.

Чиган пользовался большим уважением у своей команды. В возрасте 38 лет он был относительно старым для командира подводной лодки. Однако, по-видимому, в Германии принято назначать старших офицеров подводных лодок снабжения в солидном возрасте.

Выжившие с U-118 сказали, что Чиган был строгим, но разумным сторонником дисциплины. Постоянная улыбка свидетельствовала о его дружелюбии. Благополучие своих людей было его постоянной заботой. Один выживший сказал: «Он был для всех нас как отец». Нет сомнения, что Чиган командовал счастливым кораблем.

Первоначальный офицерский состав: слева направо - II WO (2-й вахтенный офицер) лейтенант Фальке, I WO обер-лейтенант Браммер, командир корветтенкапитэн Вернер Чиган

Механик.

Экипаж не доверял способностям капитан-лейтенанта Феликса Мюллера, главного механика первых двух боевых патрулей. За спиной его шутливо называли «Феликс дер Штарке» (Феликс Сильный). Однако люди доверяли его преемнику, обер-лейтенанту (инж.) Герману Гётце, который служил вторым инженером до того, как сменил Мюллера в 3-м боевом походе.

С Мюллером был такой случай.

7 декабря 1942 года, заправив последнюю в очереди подводную лодку, U-118 совершила обычное погружение для регулировки дифферента. Что чуть не закончилось катастрофой.

По мере того, как лодка погружалась, она постепенно начала опускаться кормой и не собиралась останавливаться. Один выживший позже сказал, что, по его мнению, мусор, такой как тряпки, коробки и бумага, выброшенные за борт во время последней передачи припасов, забил один из клапанов балластной цистерны, не дав ему закрыться, когда инженер попытался восстановить дифферент.

Встревоженной команде было приказано бежать вперед, но к этому времени угол наклона лодки был настолько велик, что те, кто находился в корме, не могли выполнить этот приказ..

Один из выживших сказал, что видел, как глубиномер показывает 190 метров, и полагал, что лодка опустилась примерно на 210 метров. Он утверждал, что корма была опущена под углом около 55 градусов. По его словам, среди них не было человека, который надеялся бы выжить.

Мюллер, видимо, потерял голову. Когда лодка вышла из-под контроля, он закричал командиру: «Что мне делать?» Чиган приказал ему продуть цистерны.

Мюллер подчинился, но в своем волнении забыл закрыть клапан цистерны № 1 на корме, что на мгновение сделало затруднительное положение еще более опасным, чем когда-либо. Внезапно, через несколько секунд после того, как был отдан приказ о продувке, U-118 стремительно взлетела вверх под таким же крутым углом. Она всплыла на поверхность, и носовая часть лодки резко шлепнулась о поверхность воды. На следующий день, 8 декабря, экипаж праздновал не только первую годовщину U-118 , но и то, что они считали неожиданным избавлением от водяной могилы. Им подали очень вкусную еду с тортом, и они выпили за свою удачу по бутылке пива.

Выжившие мало что могли сказать, ни отрицательно, ни хвалебно, о других офицерах. Все они явно были компетентны в пределах своих возможностей. Примечательно, что троим офицерам было больше 30 лет.

Фальке и Браммер в море:

-2

Об иностранцах в немецких экипажах.

В отличие от повешенного солагерниками за сотрудничество с американцами Дрехслера, был среди выживших подводников U-118 более мудрый, Ганс Возницкий - и посотрудничать ухитрившийся, и под раздачу не попасть. Он был скорее всего польский фольскдойче, воевавший в польской армии и попавший в немецкий плен. По его словам, перед ним поставили выбор - или на подводную лодку или ты очень пожалеешь, если не согласишься. Американцам он втёр, что за отказ его обещали расстрелять, но я что-то сомневаюсь.

В протоколах Возницкий много такого нарассказывал, что его, если бы узнали немцы, трижды бы повесили, всё и не перечислишь, но он сразу условием своей откровенности поставил полное отделение от немцев, что ему и предоставили. Отделили сразу по прибытию на берег.

Возницкий был очень любезен и готов отвечать на любые вопросы. Он не любит немцев и очень хочет помочь Соединенным Штатам в их стремлении помочь Польше. По его словам, с иностранцами, вынужденными служить на подводных лодках, обращаются так же, как с немцами, но иногда группа немцев упрекает иностранца. Преимущества повышения одинаковы для немцев и иностранцев и зависят от отработанного времени. После двух лет в лодке, если человек решает остаться еще на год, его за это повышают.

Однако, похоже, он был исключен из дружеского общения своих товарищей по кораблю, но Чиган время от времени приглашал его к себе на партию в шахматы, которую поляк неизменно выигрывал: (Примечание : за последние несколько месяцев было выявлено несколько случаев, когда поляков призвали в немецкий флот, что, несомненно, является отражением растущих трудностей адмирала Дёница с укомплектованием его подводных лодок.

Боевая деятельность.

U-118 покинула Киль во время своего первого патрулирования в 08:00 7 сентября 1942 года. Она должна была выйти 20 августа, но плановое медицинское обследование перед отплытием выявило на борту два начинающихся случая дифтерии, в результате чего дата выхода в море была перенесена на 27 августа. Незадолго до этой даты вышел из строя роторный преобразователь, что потребовало второй задержки.

U-118 провела в надводном положении четыре дня и четыре ночи. Однако, приближаясь к Исландии, она следовала практике погружаться днем ​​и всплывать ночью в течение следующих пяти дней и ночей. Таким образом, она прошла между Исландией и Фарерскими островами через "Розовый сад", участок океана между Исландией и Ирландией, напичканном патрулями и минными полями англичан . Придя в район юго-западнее Азорских островов, в течение следующих 10 дней она заправила восемь подводных лодок, которые, как сообщается, действовали в районе Карибского моря.

В какой-то момент, по словам заключенных, около U-118 ждали припасов пять лодок. Три из них обслуживались одновременно, а две других вели наблюдение. Пока одна заправлялась на буксире, в две другие на небольших лодках перебрасывали провизию.

Когда топливо перекачивали в довольно бурном море с кормы, шланг порвался. Значительное количество его было потеряно за несколько минут до того, как удалось перекрыть поток. Резервный шланг был доставлен из склада внизу и собран. Дозаправка этой лодки была завершена с борта, и впредь всегда использовался такой метод.

U-118 заправила еще одну подводную лодку после этого несчастного случая. Затем она отплыла в порт, пробыв в этом районе всего 10 дней. Большая часть обратного пути была проделана под водой, особенно через Бискайский залив.

В следующем походе она прибыла в район своих операций, опять же к юго-западу от Азорских островов, около 27 ноября. В течение следующих десяти дней она заправила топливом и провиантом восемь или девять подводных лодок без каких-либо необычных происшествий.

Экипаж имел много свободного времени, обычно купаясь, загорая и ловя рыбу. Один из пленных заметил, что в те тихие дни казалось, что в Атлантике не было ничего, кроме немецких подводных лодок.

10 декабря U-118 едва ускользнула от самолета на пути в Лорьян. Она бежала по поверхности в пасмурный день. Чиган увеличил скорость с медленной (Langsame Fahrt) до половинной (Halbe Fahrt) и поднялся на мостик. Выйдя из люка боевой рубки, он увидел самолет, пикирующий из облаков примерно в сотне ярдов за кормой. Самолет вильнул, и U-118 совершила срочное погружение. Первые бомбы сильно встряхнули лодку, но вторая пара взорвалась еще дальше. Серьезных повреждений нанесено не было, но Чиган прочитал вахте на мостике острую лекцию.

В принципе, верхняя вахта и прозевала роковую атаку в четвёртом патруле. Но перед этим был ещё третий, когда лодка установила мины в районе Гибралтара, подробнее в предыдущей статье. После этого она опять направилась в район Азорских островов, прибыла 11 февраля 1943 года и оставалась там до 21 февраля. В течение этого времени она заправила семь или восемь подводных лодок.

Двое рядовых и старшина, все больные сифилисом, были переведены с трех подводных лодок на U-118 . Сообщалось, что все эти лодки действовали из Бреста.

И вот началась подготовка к последнему, четвёртому патрулю.

На U-118 было необычно много офицеров и фенрихов во время ее последнего патрулирования. В дополнение к своему командиру и инженеру на борту находились три «вахтенных офицера»: оберлейтенант Генрих Шретке, лейтенант Фриц Хольм и оберфенрих Вальтер, 2-й инженерный офицер лейтенант Гюнтер Ройтер, врач Бернхард Винтер и два фенриха, совершавших свой второй патруль на U-118 , прежде чем вернуться в школу подводных лодок для прохождения курса вахтенного офицера. Это были оберфенрих Данненберг и оберфенрих Бернард Вольф.

Лодка прошла капитальный ремонт в Бордо, который длился 2 месяца. Матросы экипажа были отправлены группами по шесть человек в Военно-морское зенитное училище в Мимизане, недалеко от Биаррица, для прохождения 5-дневного курса зенитной артиллерии для подводных лодок. Новый фиксированный тип немецкого серийного поискового приемника радиолокационного излучения был установлен в Бордо, заменив съемный «Южный крест».

U-118 была готова к выходу в море и должна была выйти 12 мая. Налет бомбардировщиков союзников на Бордо в тот день так повредил шлюзы, что выход пришлось отложить.

К пятнице, 21 мая, шлюзы были достаточно отремонтированы, чтобы U-118 могла уйти, но из-за пятничного суеверия среди подводников Чиган не вывел ее до следующего дня.

Вот, казалось бы, все меры были приняты, но в итоге не помогло. Лодка прибыла в обычный свой район к Азорским островам. У экипажа, как обычно, было много свободного времени для купания и ловли черепах для разнообразия меню.

И вот наступило 12 июня, время около 14 часов. Вахта на мостике состояла из четырёх человек. Внезапно матрозенобергефрайтер Доблис закричал: «Флигер! Флигер!» («Самолеты! Самолеты!») Почти одновременно один из самолетов открыл огонь из пулеметов. Самолеты, пикирующие от солнца, застали U-118 врасплох.

Чиган тут же отдал приказ погружаться. Трое вахтенных на мостике были ранены первыми залпами самолетов. Четвертый, Рейнл, помог остальным спуститься в боевую рубку, а сам закрыл люк.

Выжившие рассказали, что, по их мнению, U-118 находилась на глубине около 35 метров, когда первые глубинные бомбы взорвались возле кормы. Ущерб был значительным. Свет вышел из строя, было включено аварийное освещение, вода стала поступать в дизельный отсек. Корма начала погружаться.

Офицер-механик восстановил частичную дифферентовку, приказав всем людям бежать вперед. Через несколько минут, когда лодка опустилась примерно на 55 метров (по оценкам выживших), в корме взорвались еще глубинные бомбы. Оба электромотора остановились; электроусилитель руля вышел из строя; горизонтальные рули и руль направления были вырваны.

По-видимому, полагая, что он не может безопасно оставаться под водой, Чиган приказал продуть балласт. Лодка находилась под водой около восьми минут.

Когда U-118 всплыла на поверхность, Чиган приказал своим артиллерийским расчетам вступить в бой. Он сам поднялся на мостик. Артиллеристы, выпрыгнув из боевой рубки (как потом рассказывал один из них), были потрясены, увидев не два самолета, а восемь или более, кружащих или пикирующих на лодку.

-3

Выжившие описали перекрестный пулеметный огонь нападавших как смертельный. Почти все, пытавшиеся добраться до орудий, были убиты или ранены. Им удалось выпустить лишь несколько магазинов. (В предыдущей статье указано, что американские лётчики сообщили после боя, что по ним вообще не стреляли)

На снимке стрелкой показан отстрелявшийся "Уайлдкэт", удаляющийся от лодки как раз в момент взрыва очередной порции глубинных бомб:

-4

В Чигана попали несколько раз, (выжившие полагали - в ногу и плечо), но он оставался на мосту на протяжении всего действия, стоя на одном колене.

Внизу замешательство росло. Один дизель приводил в движение лодку, а другой использовался для продувки балластных цистерн. Один из электромоторов загорелся и заживо сжег машиненмата по фамилии Шуман.

Всего через несколько минут после всплытия механик Гётце крикнул Чигану, что больше не может удерживать лодку на плаву. («Das Boot ist nicht mehr Schwimmfähig!») По словам выживших, Гётце стоял в боевой рубке и бессовестно плакал.

Чиган немедленно отдал приказ покинуть корабль.

Считается, что около трети экипажа так и не смогли покинуть подводную лодку, а покинувшие в большом числе погибли на палубе или в воде. Удачно направленная бомба попала в U-118 перед боевой рубкой и разорвала ее надвое, лодка, казалось, развалилась посередине.

Один выживший, плававший поблизости, сказал, что видел Чигана, его белая рубашка была залита кровью, он стоял на коленях на мостике, когда его корабль исчез в фонтане брызг и обломков. Все выжившие считали, что он не пытался спастись.

******

Немецкие подводные лодки, пущенные на дно в первом же походе без малейшего урона противнику

..............................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала: