Найти тему
Киносезон

«Библиотекарь»: от поколения, победившего смерть, поколению, потерявшему себя

Киноманы меня сейчас поймут и в большинстве своем, я уверена, согласятся: ничто в 2023-м году мы не ждали так сильно, как 8-ю серию «Библиотекаря». Я даже не заикаюсь о жанре - где-где, а в случае с «Библиотекарем» Ваши былые предпочтения не имеют никакого значения. Не верите? 😉

Смотрели ли Вы до этого сериала мелодрамы по Домашнему и России, детективы по НТВ, комедии по СТС или исторические проекты по Первому - неважно! «Библиотекарь», на мой взгляд, понравится большей части телезрителей страны. И не только нашей.

Свои эмоции после 1-й серии я выразила сразу же после ее просмотра (носить их в себе для меня было невозможно 😊):

А дальше впечатлениями о лучшем, на мой взгляд, отечественном кинопроекте текущего года, делится мой соавтор Сергей 🔽

«Как уже неоднократно говорил, давно не смотрел кино не то что об СССР, даже о 90-х и 2000-х, но вот случайно в разговоре всплыло название «Библиотекарь», я, совершенно не зная, о чем сериал, решил поинтересоваться - и время действия меня уже не остановило.

  • Конец 90-х со всеми их атрибутами. Главный герой, Алексей Вязинцев, молодой актер-неудачник, мечтает вырваться из неустроенности и свалить в Голливуд, для чего ему срочно нужны деньги, которые он тщетно пытается заработать, выступая на детских праздниках и даже пробуя стать порноактером. Внезапно к нему приезжает отец, давно оставивший семью, чтобы рассказать что-то важное. Герой, естественно, не желает его слушать, отец вынужден уйти, а вскоре приходит известие о его гибели и оставшейся в наследство квартире в провинциальном городке. Желая продать квартиру, чтобы реализовать заокеанскую мечту и помочь матери, Алексей отправляется туда - и попадает в переплет, из которого так просто не выбраться.
  • Выясняется, что его отец был библиотекарем - по стране разбросана сеть тайных библиотек-читален, члены которых (читатели) собирают, хранят и читают книги некоего советского писателя, наделяющие людей магическими способностями - от приносящих радость до убивающих.
  • Читатели - люди с разными жизненными интересами и моральными ориентирами, в том числе объединяющиеся по национальному или профессиональному признаку (например, «афганцы», проститутки, евреи, кавказцы, ультраправые и т.д.). Количество книг ограничено, чем их больше в читальне, тем выше ее статус; временами ради обладания книгами читатели согласно своему суровому кодексу выходят биться стенка на стенку, используя только средневековое вооружение; кровопролитная и смертоубийственная схватка завершается гибелью библиотекаря и роспуском проигравшей читальни.
-2
  • Локальные и эпохальные битвы, коварство и борьба за власть, предательство и месть, любовь и самопожертвование - все как всегда, будь то в реальном, фэнтезийном или фантастическом мире. Управляет всем Совет библиотекарей, а точнее - его президиум, в котором заседает троица темных интриганов с мрачным прошлым. Вне системы - факельщики, которые тоже ищут книги, но лишь для того, чтобы их сжечь. Все это на фоне постсоветской глубинки, бюстов Ленина и принятого среди хранителей книг обращения «товарищ».
  • В какой-то момент Алексей, вначале страстно мечтающий лишь о том, чтобы все это оказалось сном, принимает новую реальность и решает продолжить дело отца, стать библиотекарем и сделать книги доступными для всех людей, чтобы наступило всеобщее просветление, для чего необходимо не только собрать единомышленников и сместить президиум Совета, но и отыскать седьмую книгу - условную «книгу всевластья» (привет «Властелину колец»). В общем, намерения самые что ни на есть благие, но, как известно, к благу ведущие далеко не всегда.
-3

По ходу просмотра звучат смешанные отголоски мотивов многих фильмов (или их литературной первоосновы) - здесь и лукьяненковские «Дозоры», и «451 градус по Фаренгейту», и «Матрица», и «Легенда об Искателе», и «Зеркало для героя», и этот перечень можно продолжить, но о том, что ничто не ново под луной, знает уже не одно поколение; важно, что при этом не возникает негативного ощущения явной вторичности, сериал воспринимается как вполне самостоятельный, живой и интересный проект.

Да, некоторые ходы простоваты и предсказуемы, ну так и большинство перечисленных выше фильмов, мягко говоря, не то чтобы чрезмерно мудреные. Местами не хватает стройности, четко расставленных акцентов (например, не совсем понятно, каким образом Алексей превратился в умелого, не боящегося крови бойца, способного решить ход схватки; непонятна ситуация с семьей Гриши Вырина, с его реальным отношением к ней, как непонятны и трансформации следователя Шороховой после ее вхождения в мир книг и читателей; потеря двоих соратников в первой битве как-то внешне совсем не переживается остальными, хотя впоследствии выясняется, что они вполне чувствительны к таким утратам, а сам Алексей позже почти не реагирует на известие о том, что случилось с его мамой, хотя он даже не знал об угрожающей ей опасности).

-4

При просмотре рекомендуется абстрагироваться от политики, не выискивать идеологического подтекста, а смотреть просто как приключенческое фэнтэзи. Безусловно, это не триллер и тем более не фильм ужасов, но сериал местами достаточно жестокий и кровавый, смертей много, в том числе среди положительных персонажей, до заключительных кадров мало кто доживет. Я бы предпочел более легкую и оптимистичную версию, это правда, но и эта более чем хороша. Лично меня «Библиотекарь» захватил с первых сцен, и так на кураже я его в два присеста и посмотрел.

-5

Долгожданная восьмая серия худших опасений не оправдала. Да, в ней правят бал те же простота и предсказуемость, но уровень не снижается, а главное, хэппи-энд не приторно банален (хотя отчасти и жаль, что так) - традиционный финальный забег-квест на выживание завершается не победным «йо-хо-хо!» и страстным поцелуем двух выживших на фоне поверженных врагов и восходящего солнца, а задумчиво-мрачным гимном торжествующей справедливости.

-6

Съемки в целом качественные. По исполнителям - очень неплохой состав, включающий как известных, так и малоизвестных актеров, и очень неплохая игра. Никита Ефремов (Алексей) вполне живой и убедительный. Андрея Мерзликина (отец Алексея) по сюжету не так много, но он сыграл на своем привычно хорошем уровне. Евгения Дмитриева (Маргарита Тихоновна, правая рука Вязинцева-старшего, после его гибели - лидер читальни) - вообще очень яркая и разноплановая актриса, которая держится несколько в тени, давно мне нравится, здесь, как у нас любят говорить, просто огонь, в последней серии ее очень не хватало. Марина Ворожищева (Таня, учительница, читатель) - ее я впервые увидел в «Зверобое», оценил после «Аксентьева», на сей раз героиня более интеллигентная, но не менее целеустремленная, выразительная и симпатичная. Мириам Псутури (Тата, проститутка из дружественной читальни) - еще одна, после девушек из сериалов «Струны» и «Надвое», начинающая (на момент съемок 23 года) актриса, чью первую полноценную главную роль следует признать успешной.

-7

Из отрицательных персонажей выделяются Михаил Трухин (Шульга, член президиума Совета, главный кукловод), Игорь Золотовицкий (Лабудов, член президиума Совета), весьма органичные в образах безусловных мерзавцев, и Александра Урсуляк (следователь Шорохова), которая может сыграть что угодно, от наивной искренности до циничной беспринципности, а также Михаил Тройник, чей персонаж (Гриша Вырин, читатель) предстает фактически в двух непохожих ипостасях - вначале простецкого надежного парня, а затем карьериста-предателя.

-8

В общем, да, да и еще раз да. Если я ничего не забыл, для меня это третий сериал по мотивам нашумевшего одноименного бестселлера (предыдущие – «Немцы» и «The Телки»), и, пожалуй, лучший из трех. Две первые книги не читал, эту тоже не планирую, благо теперь точно известно, что от книг лучше держаться подальше. Сериал же рекомендую, любителям чего-то подобного он безусловно должен понравиться, а занудных критиков мы заранее игнорируем и осуждаем 😊».

Присоединяйтесь к нашему обсуждению! 😉