Найти тему
Загадки истории

Какая женщина была прототипом Нины из «Евгения Онегина»

Оглавление

А какая Нина? В «Евгении Онегине» есть Ольга, есть Татьяна. О какой Нине идет речь?

Такие вопросы могут задать те, кто роман Александра Сергеевича давно не читал. Нина есть. В 8-й главе «Евгения Онегина» появляется этот персонаж – Нина Вронская. Причем Александр Сергеевич называет её «Клеопатрой Невы». Титул, которым очень приятно обладать – вне всякого сомнения.

Историки, литературоведы сходятся во мнении, что Пушкин не выдумал этот образ. У Вронской был прототип. Александр Сергеевич писал героиню своего романа с реальной красавицы, которая, несмотря на то что была прелестной и состоятельной, не жила счастлива. По крайней мере, часть жизни прототипу Вронской пришлось страдать.

О ком идет речь, как сложилась судьба этой женщины-прототипа – читайте далее.

Холодная красота

Не буду долго томить: прототипа Нины Вронской звали Елена Влодек. Не самая русская фамилия. Потому что её отцом был российский генерал польского происхождения. А у мамы фамилия была русская и очень знаменитая. Женщину звали Александрой Толстой. Она была фрейлиной.

Елена Влодек
Елена Влодек

Пишут, что этой женщиной – матерью – увлекся однажды небезызвестный Николай Карамзин. Но дочь – Елена Михайловна – превзошла во всем свою великолепную родительницу.

Влодек, появляясь на балах, поражала в сердце многих знаменитых и состоятельных мужчин. Александр Сергеевич Пушкин посвятил ей стихотворение «Красавица», которое написал в альбоме.

Все отмечали красоту Елены Михайловны, её осанку, безупречный цвет кожи. Дополнялись все эти достоинства характером. Если верить современникам Влодек, она была очень спокойной, может быть, даже расчетливой. Не бросалась в омут с головой, не проявляла ветрености. За это Елену уважали и обожали. Но балы «Клеопатра Севера» обожала.

Один персидский принц писал: «Каждая ресница этой красавицы ударяет в сердце, как стрела». Восточному мужчине было из-за чего расстраиваться. Ведь, когда он познакомился с Влодек, то Елена Михайловна была замужем.

Толпы женихов

Их, действительно, было очень много. Сначала все кавалеры в Санкт-Петербурге ждали, когда девушке исполнится 16 лет, чтобы была возможность предложить ей руку и сердце. А потом начались «сватовства». Можно и без кавычек.

Пушкин посвятил Елене стихотворение «Красавица».
Пушкин посвятил Елене стихотворение «Красавица».

В мужья набивались как ровесники Влодек, так и взрослые и очень состоятельные мужчины.

Елена Михайловна выбрала в супруги себе графа Василия Петровича Завадовского. У него было немного «смазанное» происхождение, но вполне себе законное. Вернее – «узаконенное». Наверное, не совсем понятно. Я сейчас поясню.

Дело в том, что Вася родился в семье фаворита Екатерины Второй Петра Завадовского. Но мальчик не был биологическим ребенком своего отца. Он появился на свет, благодаря стараниям жены Завадовского и графа Барятинского.

Но я написала, что Василий Петрович был «узаконенным» ребенком. То есть Пётр Завадовский принял его и воспитывал, как своего.

Соответственно, сыну досталось многое от отца. В том числе и имущество.

Финансовая сторона

Василий Завадовский был состоятельным человеком. Он, во-первых, служил в Министерстве внутренних дел, что приносило неплохой доход. Во-вторых, имел дом на Нарве. Далее – владел двумя дачами. Одна была под Санкт-Петербургом. Вторая – на южном побережье Крыма.

Василий Завадовский
Василий Завадовский

Также у Василия Петровича было 3 тыс. крепостных крестьян.

Могу утверждать, что Елена Влодек вышла замуж не из-за корысти. Она полюбила Василия Завадовского.

Однако этой семье не суждено было стать счастливой.

Несчастная красавица

Официальный брак заключили 31 октября 1824 года. Казалось бы, живи и радуйся, преумножай богатства, продолжай посещать балы. Но нет.

Завадовский пристрастился к алкоголю и не спеша проматывал состояние. Елена Михайловна стала разочаровываться в супруге. Однако она не собиралась бросать мужа.

Когда Василий Петрович, увлекавшийся всем английским, предложил жене уехать в Великобританию, то Елена Михайловна сразу согласилась. Не сказать, что с удовольствием, но супругу перечить не стала. Хотя в этой паре муж и жена были почти чужими людьми.

В Англии за Еленой ухаживал герцог Уильям Девонширский. Ничего особенного из этих отношений не вышло. А прототип пушкинской Нины была вынуждена уехать в Россию, вместе с мужем.

Финансовое положение графа стало еще хуже. Он решил заложить имение. Это была крайняя мера. Но и без неё никак нельзя было обойтись.

Сильнейший удар

Потерю денег, имения, крестьян – всё это можно было пережить. Но случилось более страшная вещь: ушел из жизни от «нервической горячки» 14-летний Пётр – сын Елены Михайловны и Василия Петровича.

Графу Завадовскому после этого стала совсем плохо. Он ушел из жизни в 1855 году. А Елена Михайловна продолжала жить. И, что самое интересное, даже, когда ей было за 60 лет, сохраняла свою красоту. Это замечал граф Бутурлин.

«Нина» ушла из жизни в возрасте 66 лет. Но она навсегда увековечена в романе Александра Сергеевича.