Найти в Дзене

О каком развитии внутреннего туризма можно говорить без дорог и развитой транспортной системы в самой большой стране мира? Обзор проблем

Оглавление

Каждый год от властей слышу стандартную фразу: "Необходимо развивать внутренний туризм, так как это дает хороший стимул для развития смежных отраслей".

И вот уже на 10 летнем отрезке стали заметны положительные изменения — центры многих городов привели в порядок, и у меня появился интерес попутешествовать по России.

После того как привели в порядок исторические центры нужно ответить на следующий вопрос: "А как туристам из других городов добраться до этих мест?"

Вот на эту тему власти почему-то даже не задумывались, может поэтому туристический трафик не оправдывает ожиданий?

Или может стоит на форумы по туризму приглашать представителей смежных министерств, чтобы они поняли, что им тоже стоит меняться.

Предлагаю сегодня обсудить непростую тему внутренних перемещений по территории России.

Как было раньше?

В послевоенные годы на территории СССР проходила большая стройка. Появились хорошая транспортная инфраструктура для того времени, как минимум на западной части страны.

Например, из Самары до Чебоксар можно добраться прямым аваиаперелетом или на скоростном "Метеоре" по Волге.

Вот с автомобильным транспортом все было не так гладко. Автобусы ломались, а личный автомобиль был роскошью и мало кто себе мог его позволить. По этой причине все дорогие делались с расчетом на малый трафик.

-2

Как дела с авиацией?

Со стороны кажется, что самый простой способ перемещаться по такой большой стране — авиация.

Однако на деле с перемещением на самолетах все сложно. Мне как жителю Тольятти, чтобы добраться из Самары до другого регионального города России нужно обязательно сделать пересадку в Москве. Иногда даже предлагается пересадка в Санкт-Петербурге.

При этом цена за перелет туда/обратно (Самара - Казань - Самара) обойдется в 18 500 рублей, что составляет почти 50% от медианной зарплаты в России (40 368 руб в 2022 году). А если лететь в путешествие семьей из трех человек, то зарплаты главы семьи уже не хватит, так как перелет обойдется в 55 500 рублей. Хороший повод порассуждать еще и о демографических проблемах, но это не сегодня.

-3

Совсем другая ситуация в Европе. Путешествуя по европейским странам, обратил внимание на наличие аэропортов даже в небольших городах. При этом цены на перелеты порой дешевле чем обед в кафе.

За 15-50 евро (0,04%-0,14% от медианной зарплаты в Европе) можно слетать из Испании в Финляндию. Также хорошо развиты перелеты между региональными городами внутри каждой страны, например, есть перелеты между городами с расстоянием всего в 200 км.

Доступность авиации в каждой стране хороша видна на карте онлайн перелетов "флайтрадар24". В странах Европы (такая же картина в США) почти не видно свободного участка, так как хорошо развито авиационное сообщение между городами и странами. В тоже время даже над европейской Россией очень мало самолетов. И закрытые аэропорты тут непричем. Такая же картина была и в 2021 году.

-4

Как дела с поездами?

Вот с железнодорожным сообщением все намного лучше. Если сказать кратко, то хорошо лишь связаны между собой населенные пункты (спасибо за это советскому наследию), как минимум в западной части страны. Но в вопросах комфорта развитие идет очень медленно:

  • Учитывая огромные расстояния между городами, отсутствуют высокоскоростные поезда. Единственное исключение — 2 маршрута поезда "Сапсан" из Москвы в Петербург и Нижний Новгород.
  • Железнодорожный парк в большинстве случаев старый еще со времен СССР: без розеток, кондиционеров и биотуалетов. Интернет есть на единичных маршрутах. Мой рассказ про поездку на Кавказ в одном из старых поездов по ссылке ниже:
  • С наступлением сезона, когда вся страна направляется на юг, билеты нужно покупать сильно заранее за 45-90 дней. Спонтанную поездку за неделю будет очень сложно организовать, так как скорее всего не будет билетов. Всему виной малое количество железнодорожных путей, доставшаяся в наследство еще со времен СССР. По этой причине много составов запустить в этом направлении не получится.

Такое медленное развитие железнодорожной отрасли идет из-за монополии. РЖД просто не с кем конкурировать. В одном из интервью руководитель РЖД вообще главным конкурентом назвал небюджетную авиакомпанию "Аэрофлот". Теперь понятно почему вагоны "купе" стоят столько же сколько и перелет на самолете. Хорошо, что "плацкарт" и "сидячие вагоны" еще позволяют путешествовать бюджетно, но это будет под девизом: "РЖД. Медленно. Бюджетно и без комфорта".

Прямого ж/д сообщения Самары с Казанью я не нашел. Сайт даже не дал варианты с пересадкой в Москве. Поэтому расчет сделал на примере маршрута Самара - Нижний Новгород - Самара:
купе на 1 человека 6 600 руб (16% от медианной зарплаты в России) / плацкарт на 1 человека 4 400 руб (10% от медианной зарплаты в России)
-5

Как дела с речным транспортом?

Недавно мне надо было решить непростую задачку, как добраться из Сочи в Новороссийск. На этом отрезке наглядный пример, как у нас все плохо с автодорогами, поездами, самолетами и даже водным транспортом.

К своему удивлению узнал, что между Сочи и Новороссийском ежедневно ходят морские трамвайчики. Вот только билеты на них распродаются в первый час продаж.

Если водный вид транспорта имеет такой спрос, то почему он с распадом СССР практически исчез?

Мне, как жителю города на Волге, прекрасно известно какой ценой было строительство каскада Волжской ГЭС.

Когда для выравнивания уровня воды под запуск судоходства были затоплены целые города и села. Насколько это была трудоемкая работа, что многие жизни рабочих / заключенных / военнопленных были оставлены на стройке.

А каких усилий потребовалось, чтобы сделать Москву городом пяти морей?

-6

После распада СССР в наследство России досталась готовая речная инфраструктура. Однако на нее благополучно махнули рукой, так как пассажирские перевозки не приносили прибыль. Без господдержки невозможно было установить адекватную стоимость билета.

Все это привело к тому, что пассажирские перевозки вместе со скоростными "Метеорами" исчезли. Без речного транспорта вся инфраструктура пришла в упадок.

Ничего не делается для борьбы с обмелением водохранилищ, шлюзы не получают даже косметический ремонт, отсутствие цифровизации от покупки билетов до заявки на шлюзование и этот список можно продолжать вечно.

В итоге речной парк, чтобы выжить занимается частными перевозками с корпоративами. Еще кое как живет круизное путешествие, но оно совсем небюджетное и точно не настроено под рейсовые перевозки между городами.

Европа менее развита на речные перевозки из-за отсутствия нормального уровня воды в реках, но даже в ней объем пассажирских перевозок в разы больше чем в России о чем свидетельствует онлайн карта ниже.

-7

Как дела с автобусами?

Автобусное сообщение со столицей и соседними регионами развито хорошо. Однако уехать куда подальше уже не получится. Придется ехать с бесконечными пересадками до нужного места, как на электричках.

Отсутствие маршрутов — это только половина беды. Главная проблема кроется в инфраструктуре.

Это хорошо становится заметно на контрасте. Вот недавно я проехал на автобусе в Турции от Стамбула до Антальи: ухоженный автовокзал, комфортабельные автобусы с интернетом, кондиционером, даже есть тарифы с возможностью лечь, как на кровати с возможностью нормально поспать. 8 часов пути по прекрасной широкой дороге прошли незаметно.

У нас разруха в этой отрасли заметна, начиная с автовокзала. В Тольятти, например, вокзал больше похож на ночной магазин.

Автобусы старые и вонючие. Никакого Wi-Fi в них нет. В добавок к нашим ужасным дорогам еще и еле-еле передвигаются, подсаживая "зайцев" на пути следования.

Если на автомобиле из Тольятти до Казани я добираюсь за 5 часов, то автобус этот же маршрут преодолеет за 9 часов. Правда после такой поездки нужно будет еще 2 дня отходить. О каком внутреннем туризме можно тогда говорить?

Радует только цена. За 1 взрослого по маршруту (Тольятти - Казань - Тольятти) нужно будет отдать 2 400 руб (8% от медианной зарплаты в России). Поездка получится точно быстрее чем на поезде )))
-8

Тогда только автомобиль?

Да. Однако даже в этом виде транспорта есть масса "НО". Начнем с того, что в России с недавних пор вообще исчезло такое понятие, как бюджетный автомобиль.

Сегодня самая доступная LADA Granta в самой бедной комплектации стоит 692 300 рублей (17 медианных российских зарплат).

-9

Даже если каким-то способом удалось обзавести личным автомобилем, то при путешествии между городами придется столкнуться со следующими трудностями:

Узкие дороги

За свой опыт вождения по дорогам России практически 95% трасс встречал с однополосным движением без отбойников, что предполагает выезд на встречную полосу для обгона.

Помимо того что это небезопасно, так еще и в конечном итоге как не старайся будет низкая средняя скорость. Грузовики и чрезмерно аккуратные водители сильно тормозят поток движения. Вот и приходится десятки километров ползти в лучшем случае 80 км/ч.

Так и получается, что даже небольшие участки между городами в 500 км вместо 5 часов приходится проезжать в лучшем случае за 7 часов, а на трассе Сочи - Новороссийск 280 км приходится тащиться целых 8 часов.

Для российских расстояний между городами уже должны быть двухполосные автобаны с отбойниками, но их строительство идет очень медленно.

По этой причине автомобильное путешествие продолжает оставаться опасным испытанием с преодолением себя, а не удовольствием.

-10

Камеры и дорожные знаки

В России просто ужасные дороги, зато уже много лет страна стабильно занимает первое место в мире по количеству установленным дорожным камерам. К сравнению в США почти в 3 раза меньше.

В целом я против камер ничего плохого не имею, кроме одного момента, когда камеры и знаки появляются не с целью снизить аварийность в каком-то месте, а с целью заработать на пустом месте.

Расскажу всем знакомый пример. Едем мы по узкой однополосной дороге за вонючим грузовиком. Слева сплошная и ограничение в 90 км/ч. Как только дорога расширяется до двух рядов и появляется возможность, наконец, обогнать этот грузовик — с расширением дороги появляется зачем-то знак с ограничением скорости в 50 км/ч. Так еще и камера контроля скорости висит на этом участке.

Соответственно обогнать грузовик не получается, так как он и ехал эти же 60 км/ч. Широкий участок дороги заканчивается вместе с ограничением скорости, и мы продолжаем тащиться за грузовиком...

Раздражает? Меня очень!

-11

Полицейский произвол

Помню один известный стендапер на своем выступлении заметил такую интересную особенность в отношении наших силовиков:

Когда в России видишь полицейского, то ощущается внутри какой-то дискомфорт и очень хочется поскорей уйти подальше от них, так как боимся, что он злоупотребит своей властью и до чего-нибудь докопается.
В то время как в других странах, полицейский это твой наемный персонал, который должен оберегать тебя и видя его чувствуешь себя в безопасности.

В подтверждении его слов вспоминается наша поездка по Андорре, когда на одном из перекрестков мы случайно заехали на улицу с односторонним движением и поехали в неправильном направлении.

Тут же из-за угла появился полицейский автомобиль, экипаж которого нас остановил, вежливо все объяснил и показал как выехать с этой улицы. У нас даже документы не проверили, не говоря уже о штрафе.

В отдельных регионах России, таких как Ростовская обл, Волгоградская обл, Северная Осетия, Калмыкия, КБР — уже много лет продолжается полицейский произвол. Когда ловят туристов и на пустом месте пытаются развести на деньги. И это регионы, по которым проходят наиболее популярные туристические маршруты для внутреннего туризма.

О каком внутреннем туризме можно говорить? Ниже по ссылке свежий рассказ, как нас пытались развести на деньги полицейские из Северной Осетии:

-12

Отсутствие зон отдыха

На наших многокилометровых трассах отсутствуют специальные оборудованные зоны отдыха. На всякий случай скажу, что небольшая бетонная площадка с беседкой за зону отдыха не сойдет.

Отличные примеры "зон отдыха" я видел в Европе во время автобусного тура. Каждые 50 км есть съезд с трассы, где есть заправки, кафе, туалеты (пусть и платные, но есть). В общем там не только можно поесть, но и прогуляться.

На наших пустынных площадках нет даже элементарных туалетов, поэтому под каждым деревом видны все прелести общественной нужды. Вы скажете, а как же заправки?

Так вот заправки нарочно закрывают туалеты "якобы сломан", потому что большой трафик туристов превращают их в сельский туалет. Сотрудников можно понять. Им же туда нужно будет ходить целый рабочий день...

-13

Значит все так плохо?

На самом деле не все так плохо. Точнее плохо в сравнении с странах с развитым туризмом, но хорошо, что забота иногда чувствуется.

Во-первых, инфраструктура хоть с очень медленной скоростью, но улучшается. Строятся новые широкие дороги и мосты. Правда пока так медленно строят новое уже ломается старое.

Во-вторых, в России распространена такая тема как государственная поддержка. Это когда что-то системно не работает и появляется государственная рука с деньгами и искусственно помогает. Такой метод не решает проблему полностью, но позволяет извлечь краткосрочную выгоду.

Например, государство иногда запускает субсидированные авиаперевозки. Мы несколько раз слетали в разные города по смешным ценам, потому что у нас в билете был маленький ребенок. Похожие программы есть и для пенсионеров и для молодежи. Плохо, что бюджет небольшой и все раскупается за 1-2 дня. И потом снова ждать полгода.

Путешествовать нужно, как бы это тяжело не было. Вот только не стоит рассчитывать на помощь со стороны государства, так как они порой не умеют правильно тратить деньги раз у нас такая ситуация в экономике.

А как самому научиться бюджетно путешествовать — рассказал в статье ниже:

-14