Я не являюсь каким-то уж любителем джазовой музыки, да и большим почитателем творчества Норы Джонс тоже, но её альбом 2002-го года "Come Away With Me" слушаю...
Прекрасная и волшебная музыка. Не знаю почему, но у меня этот альбом ассоциируется с тёплой и золотой осенью. Когда я его слушаю, я представляю себя в нью-йоркском джазовом клубе, где очень уютно и очень интимно. Есть только ты, она и её музыка. И в эти 45 минут, пока длится альбом, ничего более не существует, а вернее сказать, всё становится несущественным, мелким и не имеющим особого значения...
Этот релиз появился в 2002-м году и был дебютным для певицы. И надо сказать, что он имел огромный успех. А в 2022-м вышло новое издание и, само собой, с новым вариантом мастеринга. Я как-то сей момент упустил, но на днях всё-таки послушал его.
Замечу, что уже в 2003-м году этот альбом был издан на SACD. В 2012-м релиз появился в виде цифровых файлов с разрешением 24/192, а так же вышло и новое издание на SACD от известного лейбла Analogue Productions. И кстати, в 2021-м году релиз издали ещё и на ленте!!!
Изначально, в своё время, я слушал альбом на CD, ну а уже позже и в Hi-Res, а в последнее время стал слушать и на SACD. Есть ли во всëм этом многообразии разница? Да, она имеет место быть, но разница эта далеко не везде. Да и не сказать что она весомая...
По идее, хуже всех должен звучать компакт-диск первых изданий. Хотя, в данном случае, слово "хуже" это сказано весьма громко. Если его сравнить с релизом на SACD 2003-го года, то я разницы и вовсе не заметил. Но почему так? А тут всё просто - разницы на слух я не заметил, ибо её там оказывается и нет. Грубо говоря, они даже по громкости одинаковы. Ниже спектры одинаковых отрывков песни "Feelin' The Same Way". Первый скриншот - это SACD, конвертированный в PCM 24/96, а второй - это CD, правда для наглядности я сделал апконверт с 16/44.1 до 24/96. Как говорится, найдите 10 отличий... ⬇️
И самое главное - отлично видно, что на SACD частотка обрезана чуть выше 20кГц. Вот так вот... дурят нашего брата аудиофила, говоря о непревзойдённом качестве SACD. И главное не просто дурят, а ещё и деньги за это берут. Само собой я посмотрел весь альбом в аудиоредакторе и на всех песнях картина та же.
И я больше чем уверен, что если порыскать где-нибудь на форумах рецензии на это издание, то наверняка найдутся радостные отзывы о качестве звука этого диска... как говорится "я сам обманываться рад"...
Но давайте послушаем более поздние издания. Например, SACD 2012-го года от Analogue Productions. На слух вроде есть какие-то изменения, но они не радикальные. Правда этот релиз звучит тише всех. И опять-таки, я не заметил никакой прибавки непосредственно к качеству звука. Ну как же так, это же SACD... Посмотрим на спектральный анализ, песня та же, отрывок тот же, что и был выше... ⬇️
И снова видно, что частота срезана чуть выше 20кГц. Но самое интересное дальше. Давайте послушаем Hi-Res файлы в разрешении 24/96 того же года. И вот тут слышно, что звук по-лучше будет. Но ведь по идее такого быть не должно, это же как бы одно издание. Хорошо, откроем аудиоредактор и посмотрим. Первый скрин - это Hi-Res 24/96, а второй - это SACD 2012-го года, конвертированный в PCM 24/96.
На хай-резе отлично видно полный спектр частот, а на SACD он обрезанный. Почему и зачем это было сделано, мне, хоть убей, не понятно...
Ну ладно, вот мы и подошли к последним изданиям "Come Away With Me" 2022-го года - это Hi-Res PCM 24/96 и SACD. Слушая PCM, мне он показался ничем не лучше, нежели PCM 2012-го года. Есть, конечно, какая-то еле уловимая разница, но совсем небольшая. Возможно на аппаратуре классом дороже чем моя, разница будет сильнее. Я даже в этом уверен. Одно можно сказать точно - новое издание стало чуть громче.
Если посмотреть на эти файлы в аудиоредакторе, то можно увидеть разницу. Как я понимаю, в новом ремастеринге поработали над шумами. Смотрите спектры ниже. Первый - это Hi-Res 24/96 из 2012-го года, а второй - это ремастер 2022-го. Частотка на старом варианте распространяется выше по спектру.
Кстати, хорошо видно вмешательство какого-то фильтра где-то на частоте 29кГц. Видимо он и обрезает большую часть того, что находится выше. ⬇️
Хорошо, а есть ли разница между Hi-Res 24/96 и SACD нового ремастера? На слух мне больше приглянулся PCM. Как-то он воздушнее звучит, мне показалось. И этому есть объяснение. На SACD опять всё обрезано, может не так сильно, как на самом первом издании 2003-го года, но всё же... ⬇️
Что из всего лично мне понравилось больше по звуку? Я отдал предпочтение файлам PCM 24/96 из 2012-го года. Как-то легче они и воздушнее звучат, чем всё остальное. SACD я не советую никакие - нет в них ничего того, чего принято ждать от этих дисков. Увы, это не тот случай...
Есть ещё кое-какие замечания, друзья мои. Как я понимаю, альбом "Come Away With Me" записывался аналоговым способом. Но первая песня была записана однозначно в цифре. А ещё, в песне "Nightingale" есть интересный момент. Где-то начиная со второй минуты появляется небольшая цифровая вставка. Да, такое бывает, видимо кого-то при сведение что-то не устроило и решили использовать какой-то дубль... бывает... ⬇️
Хочу заметить, что Нора Джонс ещё и очень красивая женщина.