Найти тему
Жизнь советского человека

Навстречу шёл немецкий тяжёлый крейсер и у старого советского парохода не было шансов. Но моряки вступили в бой и спасли остров Диксон

Около полудня 25 августа 1942 года старшина сигнальщиков ледокольного парохода «Александр Сибиряков» Иван Алексеев доложил об обнаружении слева по курсу на горизонте дыма. Через некоторое время стали «проявляться» очертания крупного военного корабля.

"Адмирал Шеер" проходит Гибралтарским проливом / Командир корабля "Александр Сибиряков" Анатолий Алексеевич Качарава в мирное время
"Адмирал Шеер" проходит Гибралтарским проливом / Командир корабля "Александр Сибиряков" Анатолий Алексеевич Качарава в мирное время

По боевой тревоге все заняли свои места. Корабль не реагировал на запросы, зато требовал передать данные ледовой обстановки и место нахождения каравана судов. Командир Анатолий Качарава заподозрил неладное и приказал вести судно к острову Белуха, чтобы в случае нападения можно было укрыться на суше. Также ушло сообщение на Диксон о встрече с крейсером без флага.

Ледокольный пароход попал в историю, худшей которой сложно было предположить. Встреченный им корабль оказался немецким тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер». После поднятия флага нацистской Германии, он потребовал застопорить ход и прекратить работу радиостанции. Тут же по «Сибирякову» открыли огонь.

И всё же советский капитан принял решение драться. Транспортное судно вступило в бой с мощным, бронированным кораблём, на котором было установлено более 30 орудий разного калибра. Первым же залпом была уничтожена кормовая артиллерийская группа вместе с расчётом. Здесь возник пожар. Команда также осталась без врача.

"Александр Сибиряков"
"Александр Сибиряков"

Один из вражеских снарядов попал на носовой палубе в бочки с бензином. Их пытался потушить боцман Андрей Тихонович Павловский. В другой стороне пламя всё ближе приближалось к ящикам со снарядами. Рискуя жизнью дорожку пламени, сумел потушить матрос Малыгин.

Много потерь и раненых, кругом отдельные очаги огня. Управление маневрами судна уже ведёт старший помощник. Повреждения в котельном отделении значительно снижают скорость передвижения. Остров Белуха совсем рядом. Но корабль почти встал.

Командир решил спасти оставшихся в живых людей. Поставили дымовую завесу, на воду спустили шлюпки и начали загрузку. Единственным прикрытием осталась носовая пушка и один человек за ней. На корабле после отплытия шлюпок остались стоять рядом два человека: комиссар Зелик Абрамович Эмилелах и старший механик Николай Григорьевич Бочурко. Им был дан приказ открыть кингстоны и затопить судно. Командира в бессознательном состоянии загрузили на шлюпку.

Корабль уходил под воду, не спустив флага. Первую шлюпку фашисты смогли затопить. Оставшихся в живых подняли на вторую. Под прикрытием дымовой завесы попытались подойти к берегу. Катер, высланный со «Шеера» сумел отрезать выживших от земли. Часть экипажа, предпочтя смерть плену попрыгала в воду. Оставшихся 18 человек под угрозой оружия перегрузили на катер немцев.

Потом был фашистский плен – переброска до Киля, потом – концлагерь № 330 под Гдыней в Польше. Освободили оставшихся в живых 13 бывших членов экипажа только в 1944 году. Один человек из экипажа сумел избежать плена – кочегара Павла Вавилова нацисты не заметили среди обломков. Когда немцы увезли пленников, он забрался в шлюпку и добрался до острова Белуха, где прожил 36 дней. Позднее его заметили с советского парохода и сначала сбросили еду, а потом смогли вывезти самолётом.

Павел Иванович Вавилов
Павел Иванович Вавилов

По разным источникам на «Александре Сибирякове» было от 99 до 104 человек. Разнится информация о том, сколько попало в плен и было освобождено. Одно остаётся несомненным – самоотверженность и безнадёжная смелость моряков. Благодаря подвигу сибиряковцев на Диксоне успели подготовиться к обороне, и «Адмирал Шеер» всё же не решился высадить на берег хорошо подготовленный немецкий десант.

После окончания проверки в 1945 году командир корабля Анатолий Алексеевич Качарава был награждён орденом Красного Знамени. Наград (посмертно) также были удостоены: Алексеев Иван Алексеевич, Бочурко Николай Григорьевич, Герега Серафим Изосимович, Копылов Иван Фёдорович, Никифоренко Семён Фёдорович, Павловский Андрей Тихонович, Седунов Фёдор Васильевич, Элимелах Зелик Абрамович.

Модель судна в музее Мурманского морского пароходства
Модель судна в музее Мурманского морского пароходства

Координаты места гибели (76°12′00″ с. ш. 91°30′00″ ) ещё в годы войны считались местом боевой славы. Проходящие рядом корабли салютовали гудками и приспускали в честь погибших флаги. С 1965 года это было закреплено официально. В Карском море и сейчас есть пролив Сибиряковцев. А имена отдельных героев носит ряд островов в районе Диксона. Подвиг их не забыт.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.