Нелёгкая жизнь детективов в буднях киберпанка будущего. Контроль единой системы, статисты в форме и цена самостоятельных решений.
Здравствуй, дорогой читатель!
Сегодня речь пойдёт о начальной части аниме-франшизы «Психопаспорт» (первых двух сезонах и фильме), что рассказывает об (анти)утопичной Японии будущего, концентрируясь на работе отряда по поддержанию общественной безопасности и сыску из т. н. Бюро общественной безопасности. Каким же вышло аниме? Насколько целесообразно бороться с всеобъемлющей системой, как долго у этой самой системы можно искать слабые точки и какое будущее ожидает такое общество? Об этом и не только, в статье с некоторыми спойлерами.
Итак, начали!
1. Сюжет.
Студия: Production I. G. (первый сезон и фильм), Tatsunoko (второй сезон). Средняя оценка за два сезона и фильма: 8,08 (взяты сайты MAl и Shikimori; всего голосов ); личная оценка двух сезонов – 7,65; фильма – 7,5.
К 2112-му году Япония достигла небывалых высот в общественном развитии, сумев построить общество, считавшее ранее невозможным и утопическим. И всё благодаря системе управления «Сивилла», отвечающей за поддержание порядка и безопасности в стране, снизившей преступность до исторических минимумов. Ключ к эффективности «Сивиллы» в её способности к проведению дистанционного и непрерывного психоанализа всех граждан в стране, каких могут увидеть её сканеры (то есть всех) и определения их склонности к совершению преступлений путём оценки их индивидуального коэффициента преступности (ИКП). Если он превышает определённый порог, то человека судят в зависимости от величины ИКП и цвета психопаспорта, также анализируемого системой (чем мутнее, тем хуже): изолируют от общества или распыляют специальными устройствами – доминаторами. Доступ к которым есть только у правоохранителей (совсем эта функция не вымерла, ибо свести преступность нуля на практике нереально) в лице инспекторов общественной безопасности и их подопечных блюстителей или «псов системы» – тех, чей ИКП слишком высок для того, чтобы тихо-мирно жить в социуме, но по мнению системы, всё ещё может принести пользу обществу.
Конкретно же история аниме знакомит нас с инспектором-новичком Акане Цунемори, только окончившей ВУЗ, а теперь борящейся с теми, кого система «Сивилла» посчитала преступниками. В качестве подчинённого блюстителя ей достался жёсткий и суровый Синъя Когами, не верящий, в отличие от Акане, в непогрешимость Сивиллы и терзаемый прошлым нераскрытым делом. А после череды происшествий, имеющих нечто общее с тем делом, перед детективами из бюро встаёт вопрос: не является ли это частью некой планомерной атаки на саму Сивиллу? Так и начинается борьба людей на стороне системы и тех, что против неё, не прекращающаяся по сути ни после первого сезона, ни второго.
1.2 Проблемы безопасности, допущения и статисты в костюмчиках.
Структурно первые два сезона и фильм имеют кое-что сходное: везде, так или иначе, затронута тема слабостей Сивиллы, на которые и давят её оппоненты. Это порождает неизбежные допущения. Что занятно, в первом сезоне проблемой оказываются даже не они как таковые (глупо полагать существование действительно идеальной системы, надо задекларировать её такой и убедить в этом общество), а чёртовы недоработки по системе безопасности, из-за которых в важнейшее для страны здание, в котором де-факто находится «ядро» Сивиллы, проникнуть можно растолкав пару дронов если вы ассимптоматик (аномалия, которую Сивилла не в состоянии проанализировать верно), конечно. А потом и случайный блюститель пусть тоже увидит важнейшие секреты системы (ладно, его хоть устранят). Причина, по которой эта система настолько в себе уверена, что не стала нормально подстраховываться, мне неясна, ведь сама Сивилла, чёрт её дери, признаёт что неидеальна: так какого хрена!? Далее допущения принимают систематический характер и придумывается нечто, подчас уже совсем невероятное, навроде сшитого Франкенштейна, коего Сивилла по этой причине вообще видит мёртвым (очень слабая подводка к интересной идее о коллективной ответственности) или тот факт, что эта система будет прислушиваться и вообще оставлять в живых к интересным ей экземпляром блюстителей, не смотря на порождаемые ими риски.
Другой проблемой, только усугубляющейся по ходу сюжета, оказывается измельчание героев, за которыми можно с интересом наблюдать. Если в первом сезоне было отличное противостояние Когами против Макисимы и отличнейший тандем Когами с Акане, то антагонист второго сезона оказался куда более блёклым (хотя и с вполне объяснимой мотивацией), а на замены ушедшим из первого сезона детективам бюро представили или очередного статиста с внешностью того рыжего из «Крови», или полоумного маньяка-маменькиного сыночка или тупую безынициативную крысу, заглядывающей системе в рот (справедливости ради, большая часть общества их будущего такая, но негодования это не отменяет). Не пытаясь копнуть глубже, дать им предысторию (в фильме например её вообще ни у кого из новых лиц не будет) смотреться это будет блекло, а при наличии отталкивающих черт (спасибо второму сезону) – ещё и с неприязнью.
1.3 Система, свобода в обмен на безопасность и борьба с собственной природой.
И всё же, не смотря на все слабости реализации, основная идея сериала о неизбежном противостоянии системы и её неизбежно возникающих противниках, зашла мне на ура. Ибо отлично показана вся неоднозначность такого конфликта, где нет однозначно хорошего ответа, истинного решения, устроившего бы всех. Взять противников Сивиллы: они вполне справедливо полагают, что система ограничивает людей, лишая их собственной воли и даже способности адекватно реагировать на очевидный кошмар, творящийся вокруг: показателен пример из первого сезона, когда с помощью блокирующих шлемов один из преступников спокойно убил женщину под пассивное молчание толпы (самые предприимчивые сняли на видео... до боли жизненно в плохом смысле, но это и предостережение нам не быть безучастными).
Сивилла не увидела признаков преступления, значит его нет. Она мерило и судья, которому доверили свой выбор все. Включая Акане, что в жалком безволии не смогла убить ассимптоматика, даже когда тот играючи кинул ей дробовик. Не смогла отпустить не работающий доминатор, ведь сделать это значит признать несовершенство системы, что пошатнёт краеугольный камень всего мировоззрения. И в этой ситуации оказывается проще поверить в ошибку, нежели взять на себя ответственность за решение вопросов жизни и смерти. Лучше делегировать это другому. Однако если чувство справедливости утверждает, что любая неспасённая жизнь тяжкий проступок, внутренний конфликт неизбежен. Если вообще не задаваться такими вопросами, то можно опуститься до уровня Симоцуки, ни единого пука не по инструкции не сделавшей, или даже стада с доминаторами из второго сезона, спокойно расстрелявшего гражданских с резко рванувшими вверх ИКП, даже не попытавшись (как это сделала бы та же Акане) успокоить тех, кого они по идее, сука, защищать должны были и хотя бы сохранить жизнь, пусть и в изоляции; мне было противно смотреть на такое, однако мысль, заложенная здесь, превосходная.
Однако значит ли это, что теперь надо брать вилы и идти свергать клятую такую Сивиллу? Оказывается, нет. Ибо она, как и любая система, не злая, потому что злая, а всего лишь доведённая до логического предела структура, заточенная на стабильность, комфортные для большинства условия и безопасность, как следствие выживаемость, больше 99% населения. Снова, как в старом добром «Fate/Zero» (ещё одном творении Гэна Уробути, одного из главных сценаристов первого сезона Психопаса) встаёт, хоть и под другим углом, вопрос о том, насколько оправданно жертвовать меньшинством во имя благополучия большинства. Притом, в любом случае жертвы неизбежны, в той или иной форме, однако в случае ещё и смены системы управления, неизбежной в случае смещения или разоблачения истинной природы Сивиллы (которая действительно очень странная) что будет потом? Хаос и анархия, смуты и войны? Неудивительно, что сама Акане, узнав в конце концов истинную сущность Сивиллы, понимает и её очевидную благую и консолидирующую роль для общества: с функцией безопасности система справляется, даже с учётом всех провалов за оба сезона. Ибо без неё было хуже.
Притом позитивная сдерживающая роль системы становится отчётливо видна в случаях борьбы с пешками Макисимы: его стремление увидеть истинную природу людей приводит к тому, что он даёт средства и возможности всяким маньякам, идейным радикалам и прочим подчас ненормальным личностям творить что вздумается во имя собственных представлений об удовольствии, свободе или же, как в одной из арок, реализуя свои извращённые представления об искусстве в жестокой гуро эстетике, устанавливая экспозиции с расчленёнкой в людных местах; в последнем невольно вспоминается любимая «Девушка в скорлупе», которой эта арка очевидно и вдохновлялась. Нигилизм как он есть, причём даже на моральном уровне нет ограничений на покушение на чужую волю. В таком виде общество не сможет существовать в принципе, погрузившись, что мы видим в фильме на примере отсталой страны Юго-Восточного Азиатского Союза, в гражданские войны.
И в этом случае Сивилла покажется многим манной небесной, которой отдашь собственную волю ради того, чтобы выжить. Сама Сивилла, кстати, тоже не стоит на месте и развивается, дабы противостоять внешним угрозам, ибо понимает, что иначе за стабильностью наступит застой, затем стагнация, кризис и крушение. Причём развитие как за счёт обучения отражения внешним угрозам, так и вширь, за счёт экспорта технологий за рубеж (тоже в фильме): нечасто банальное желание захватить мир так красиво объясняется самой сутью системы, нацеленной на увеличение всеобщего благосостояния и обеспечение безопасности всего населения. Удивительно, что находится тот, кто противостоит и силе анархии в лице Макисимы, и несправедливости Сивиллы: это Когами, вставший на путь открытой конфронтации с системой, ибо остановить преступника она не могла (как оказалось, и не собиралась), также к этому пути тяготеет Акане. Последняя, впрочем, пытается пройти по мирному пути.
Помимо своей заглавной идеи о необходимости системы и невозможности её всех устроить, реализуются и отдельные мысли навроде роли сети и сетевой коммуникации в будущем, проникновение Сивиллы во все сферы жизни (профессии в обществе будущего по сути назначает она, и даже подбирает пары на основе своих расчётов совместимости), уже немного неактуальное, но по-своему интересное представление о системе Умного дома (Акане живёт в таком, у неё даже робот-помощник есть). Есть и отличный экшен, причём далеко не всегда работают доминаторы, и приходится полагаться только на свои силы и выучку. Крайне забавно, что здесь, в отличие от «Крови», смогли нормально показать как оружие не работает, но при этом не потопить повествование в тупизне, а оправдать экшон (в фильме будет даже столкновение с полукиборгом).
2. Персонажи.
Акане Цунемори (CV Кана Ханадзава) – главная героиня, инспектор Бюро общественного безопасности (БОБ). Поначалу немного наивная девушка, до конца не понимавшая, во что именно она ввязалась. Обладает на редкость устойчивым психопаспортом, чей оттенок не мутнеет почти ни при каких обстоятельствах, а ИКП будто намагничен. Однако порой всё же испытывает мощнейшие стрессы. Искренне верит в то, что судебная система должна быть прежде всего справедливой, а дух закона превыше его буквы, из-за чего порой случаются расхождения с другими инспекторами и даже Сивиллой. Полагает, что надо хотя бы попытаться спасти даже тех, кого система сочла преступниками. Постепенно сблизившись с Когами и частично переняв его взгляды на мир, начинает лучше понимать логику преступников, облегчая себе же расследования. Во втором сезоне также начинает курить.
Синъя Когами – блюститель первого отделения БОБ, ранее бывший инспектором, но разжалованный из-за резкого повышения ИКП после «дела о препаратах», в котором погиб его бывший напарник. Одержим желанием раскрыть это дело и покарать убийцу и в принципе вершить справедливый суд, отчего далее ставит своей главной задачей покарать Макисиму. Но в отличие от Акане, готов использовать любые методы для достижения своей цели, а система его преимущественно подавляет. Умный и рассудительный детектив, умеющий докопаться до сути дела, ибо способен понять мотивы преступников. Очень много курит (как и почти все персонажи этого аниме). Владеет рукопашным боем, стреляет не только с доминаторов, притом ещё и начитан. По своему ценит Цунемори.
Нобутика Гинодза – инспектор БОБ, изначальный глава первого отделения, куда перевели Цунемори. Немного раздражительный, недолюбливающий методы блюстителей по поимке преступников. Внутри же он снедаем осознанием бессилия от того, что его коллеги погибали или становились блюстителями (отношение к ним в обществе такое себе и в правах значительно урезают). Постепенно становится более склонен к компромиссам, по-прежнему стараясь уберечь товарищей от участи стать блюстителем.
Томоми Масаока – блюститель из БОБ, человек старой закалки, работавший детективом ещё до внедрения Сивиллы. Придерживается традиционных методов поиска преступника, отчего конфликтует с Гинодзой. Вместо правой руки механизированный протез. Сожалеет о сыне, которому из-за работы и испортившегося психпаспорта не только не додал воспитания, но и осложнил жизнь. Однако в конце концов отцовский долг он исполняет.
Шион Караномори – аналитик первого отделения, снабжает отдел необходимой информацией, а также следит за его физическим и психологическим состоянием. Немного хакерша, способная взломать, что надо. Весьма кокетлива. Спит со блюстительницей из первого отдела Яёй Кунидзукой.
Дзёсю Касэй – начальница БОБ. Постоянно раздаёт наставления вначале Гинодзе, затем Цунемори. Остальное засекречено системой.
Сёго Макисима – молодой и по всей видимости не бедствующий человек. Ассимптоматик, коего Сивилла ошибочно причисляет к законопослушным гражданам, но на деле ответственный за несколько разных серийных убийств. Начитан, любит цитировать классические пьесы, потерявшие после внедрения Сивиллы былое внимание. Себя считает гуманистом и любителем подлинной природы человека, однако видит её он только в нижайших проявлениях звериной жестокости, отчего и окружён именно такими людьми. Любит ставить эксперименты над людьми, ставить их в моральный тупик. Жаждет избавить Японию от Сивиллы.
Орё Рикако – простая ученица из академии искусств, втянутая в произошедшее. Благородна, манерна и немного напоминает Орихиме из «Kara no Shoujo». Начинающая талантливая художница, что восхищается прежде всего работами своего отца, в коих жестокость и эстетика причудливо переплелись вместе. Старается рисовать такие же картины.
Чусон Гхве – ближайший сподвижник Макисимы, корейский хакер-гений, помогавший в снабжении остальных пешек Макисимы. Искренне хотел узреть природу Сивиллы и надо отметить, ему это удалось.
Мика Симоцуки (CV Сакура Аяне) – инспектор-новичок, появившаяся в самом конце первого сезона и больно много хронометража поевшая в сезоне втором. Упёртая, самоуверенная, безыинициативная, когда дело касается не написания доносов, а спасения людей, не особо понимающая суть своей работы, растяпа, у которой ещё и из рук всё валится. Сложно сказать, что в ней вообще приятного, кроме внешности. Разве что когда совсем припрёт, может откопать важную информацию. Как можно понять, в очень плохих отношениях с Цунемори, которой считает своим долгом вправить мозги.
Сакуя Тоганэ – блюститель из второго сезона, рекордсмен по задокументированному коэффициенту преступности. Внешне знающий своё дело человек, пару раз дававший Акане ценные советы, но внутри конченный маменькин сынок-маньяк, полностью оправдывающий свой высочайший коэффициент, отчего диву даёшься, как таких земля носит вообще. Внешне немного похож на Хадзи из «Крови» (студия та же, чтоб и не использовать тот же чардиз ещё раз, верно?).
Кирито Камуй – полумифический персонаж из второго сезона, которого кинетические сканеры вообще не видят, а посему по документам не числится. Тем не менее, обладает рядом преданных ему людей, коим он снизил показатели ИКП. Интересуется оттенком психопаспорта и ИКП самой Сивиллы, ставя ещё один философский вопрос, на сей раз парадокс всемогущества, спрашивая «способна ли идеальная система судить сама себя».
3. Анимация, саундтрек.
С технической части аниме вышло добротным: чардиз, перенявший что-то от другого аниме студии, «Кровь+», выглядит неплохо даже сейчас и способен запомниться. К сожалению, видами киберпанка будущего или другими странами тут не особо балуют (в фильме хотя бы с последним постарались исправиться), но зато хватает вполне недурственного экшена, повышающего динамику.
Саундтрек вышел вновь достаточно средним: хотя у первого сезона и был неплохой первый эндинг, остальное выполняло свою роль не мешать и играть на фоне. За исключением музыки в фильме, ставшей значительно пафоснее и акцентирующей на себе побольше внимания.
4. По итогу.
Аниме-франшиза «Психопаспорт», именно в той части, что я отсмотрел на данный момент – это отличное совмещение психологического триллера с элементами антиутопии в сеттинге технологического будущего, затрагивающее актуальные темы взаимоотношений между человеком, государством и обществом. Причём основные идеи, заложенные в обоих сезонах и фильме, поданы и раскрыты на отличном уровне.
Самым слабым местом франшизы оказываются персонажи, чья фамилия не Цунемори, Когами и Макишима. Причём если в первом сезоне это нивелировалось за счёт дуэта Цунемори-Когами и их борьбе с Макишимой (да и некоторых второплановых пытались раскрыть), то из новых абсолютно никто не поднялся выше статиста в костюме (многие за счёт нелицеприятных подробностей опустились ниже плинтуса). Ухудшает восприятие и множащиеся допущения и условности, отчего даже сделать скидку на фантастический сеттинг не всегда получается.
Тем не менее, поскольку глубинная суть франшизы об извечном противостоянии человека с тем, что его ограничивает и зачем оно это делает, выдержано отлично, ни одна из частей не оказывается заваленной. Следить за очередным витком борьбы инспекторов с угрозами Сивилле и безопасности населения (как ни крути, а именно она нарушится в случае проблем в системе) оказывается интересно. Пусть и не как в первый раз.
В заключении скажу, что как минимум первая половина франшизы «Психопаспорт» – достойное аниме, что способно выдержать проверку временем (второй сезон и фильм я смотрел после пересмотра первого).
Разумеется, к просмотру рекомендуется всё. В первую очередь, первый сезон, далее второй (при условии, что в отдельных аспектах он будет сильно послабее) и – фильм ещё слабее по сюжету, но возвращающий тот самый лучший дуэт из первого сезона.
Важно иметь свою голову на плечах, о чём в том числе и говорит нам это аниме. Да, ценой своих выборов будет полная ответственность за них, однако только так порой можно оставаться полноценной личностью, со своими поступками и волей, отделяющей нас от остальных, а не частью стада, полностью передавшего привилегию размышлять другим. Даже отдав ранее этот выбор, можно и нужно его изменить, если в новых реалиях это не работает. А нас самих в конечном итоге никто чужой не спасёт.
Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!