Найти в Дзене
Переулки истории

Ничипорук против Джонни Поллака: как польский фильм покорил советских зрителей

В эпоху позднего СССР одним из самых популярных киножанров среди советских зрителей была польская комедия. Фильмы сатирического плана из социалистической Польши пользовались огромным успехом благодаря тому, что их создателям удавалось обходить жесткие рамки советской цензуры и затрагивать острые, злободневные темы.

Одним из ярчайших примеров такого кино стала комедия "Дежа вю" режиссера Юлиуша Махульского, вышедшая на экраны СССР в 1990 году. Этот фильм и по сей день остается загадочным феноменом, сумевшим покорить сердца миллионов советских зрителей.

Главный герой — местный авторитет по кличке Ничипорук — затевает авантюрную контрабандную операцию. Однако хитроумный бандит не подозревает, что за ним охотится киллер по прозвищу Джонни Поллак, присланный американской мафией.

Пытаясь выполнить задание, Поллак выдает себя за энтомолога и попадает в водоворот комических и абсурдных ситуаций, сталкиваясь с местными партийными бонзами и обывателями. Постепенно он теряет память и уже не может вспомнить, зачем вообще приехал в этот странный город.

-2

Успех "Дежа вю" у советского зрителя был во многом обусловлен тем, что фильм буквально напичкан отсылками к реалиям повседневной жизни в СССР. Достоверно воссозданные детали и типажи вызывали у публики эффект узнавания и ностальгии. При этом авторы фильма не забывали о гротеске и сатире.

Образ Ничипорука — хитроумного уголовника, пытающегося обмануть систему, — вызывал симпатию у зрителя. А Поллак в исполнении Ежи Штура запомнился как типичный злодей-неудачник с постной физиономией.

Особое очарование фильму придавала атмосфера Одессы, где происходило действие. Завсегдатаи города с удовольствием узнавали реальные достопримечательности и локации. А финал картины на мифическом пароходе "Экватор" стал поистине культовым.

-3

Важную роль в успехе картины сыграл режиссер Юлиуш Махульский, который умело использовал приемы абсурдистского юмора и иронии. Его фильмы пользовались популярностью в СССР и ранее. Так, комедия "Ва-банк" с участием польского актера Яна Махульского также имела большой кассовый успех.

Отдельного внимания заслуживает работа тандема сценаристов Александра Бородянского и Юлиуша Махульского. Им удалось создать остроумный, искрометный сценарий, переполненный намеками, аллюзиями и отсылками к советской культуре.

Так, образ незадачливого киллера Джонни Поллака отсылает к героям голливудских боевиков вроде "Крестного отца". А сцена в оперном театре является пародией на "Короля в Нью-Йорке" Чаплина.

Многие реплики героев моментально вошли в разряд крылатых фраз. Да и само название фильма "Дежа вю" точно отразило абсурдность происходящего на экране.

-4

Остроумные аллюзии и ироничный подтекст "Дежа вю" были хорошо понятны советскому зрителю. Ведь комедия вышла в 1990 году, когда в обществе уже назревали перемены, и многие граждане с юмором воспринимали нелепости социалистического быта.

В то же время фильм Махульского не содержал прямой политической сатиры или критики советского строя. Поэтому цензура пропустила его без купюр. Более того, съемочной группе удалось получить финансирование со стороны Госкино СССР.

Таким образом, комедия "Дежа вю" стала образцом того, как можно было в юмористической форме коснуться "больных тем" социалистического общества, минуя рогатки идеологических запретов. Этот фильм наглядно продемонстрировал парадоксы эпохи позднего СССР.

-5

Безусловно, сегодня восприятие "Дежа вю" в корне изменилось. Многие шутки уже не кажутся такими смешными, а некоторые персонажи и ситуации вызывают скорее грусть, нежели смех.

Однако несомненно и то, что фильм Махульского навсегда вошел в золотой фонд отечественного кинематографа как яркий и меткий сатирический шедевр своего времени. И для миллионов зрителей он навсегда останется любимым и близким по духу. Ведь в нем так много узнаваемого, родного и вместе с тем забавного из недавнего советского прошлого.