Евреи - самый оптимистичный народ в мире. Ещё не знают сколько у них вырастет, a уже обрезают.
Составляя этот миничарт, я честно переслушал множество "миниатюр".
И хорошо, что все они небольшие по длительности - менее тридцати секунд. Это было первое условие отбора.
Второе. Произведение должно быть не только коротким, но иметь музыкальный подтекст, или смысловую нагрузку, или занимательную историю.
Вот что у меня получилось.
Пятое место
Афористическая зарисовка из цикла "Пять пьес для оркестра" признанного мастера музыкальной компрессии Антона Веберна.
В произведении меньше пятидесяти нот, которые композитор распределяет между мандолиной, челестой, арфой, кларнетом, ударными, скрипкой и медными.
По мнению журналиста Алекса Росса здесь Веберн "избавляется от экспрессионистской суеты и делает музыкальный язык своего учителя (Арнольда Шёнберга) более доступным".
Четвёртое место
Виньетка "Le Traîneau" ("Сани") из сборника фортепианных пьес "Sports et divertissements" ("Спорт и развлечения") Эрика Сати.
Говорят, сам композитор придавал значение последовательности исполнения пьес из своих многочастных циклов. У издателей, впрочем, была своя логика.
Музыка пьесы носит описательный характер "несущихся саней".
Первое издание сборника вышло украшенным иллюстрациями художника Шарля Мартина, стихами в прозе и каллиграфией. По сути - это музыка для глаз.
Британский биограф композитора Ролло Майерс пишет:
Сати проявляет себя как художник высочайшего качества, работая в масштабе, который сам по себе был бы препятствием для большинства писателей, не говоря уже о музыкантах, преодолевая свои собственные ограничения с виртуозностью стрелка, попадающего в яблочко каждым выстрелом. Возможно в миниатюрном диапазоне; но разве мастерство - это вопрос размера?
Третье место
Ля мажорная безделушка Людвига ван Бетховена из 119-го опуса.
Самое короткое опубликованное фортепианное произведение композитора - всего тринадцать тактов.
За лаконичной простотой багатели скрывается сверхзадача: исполнитель должен играть синкопированный бас легато, а мелодические диады стаккато ... одновременно.
Пьеса написана в качестве педагогического руководства для Венской фортепианной школы. Создавая подобные "экзерсисы", композитор упражнялся в умении концентрировать музыкальные идеи в чрезвычайно сжатых рамках.
Второе место
Хотя исполнение "Trois Bagatelles" Дьёрдя Лигети составляет порядка одной минуты, звук (нота до диез) появляется только в первой части, а это как раз тридцать секунд.
Композитор настаивал, что "Bagatelles" не следует играть наизусть. Конец каждой части обозначается переворачиванием страницы, а при окончании всей композиции необходимо встать и поклониться зрителям.
Более того, произведение имеет ещё четвёртую часть, которую пианист при желании может "промолчать" на "бис".
Как вы догадались, это пародия на пьесу 4'33'' Джона Кейджа, который, говорят, не оценил шутку и серьёзно обиделся.
Первое место
По устоявшейся практике вершины всех хит-парадов должен занять Иоганн Себастьян Бах.
И я не пойду против течения, даже в ручье. Отдаю пальму первенства "недоадажио" из Третьего Бранденбургского концерта.
Вероятно, Бах оставил здесь место для каденции какого-нибудь инструмента, а может для полноценной части. До нас партитура дошла лишь в таком усечённом виде.
Композитор Дмитрий Кабалевский подводит под концерт музыковедческую базу:
Действительно, в нём только две части, обе в быстром движении. Однако между этими двумя частями есть нечто в высшей степени важное, хотя это всего лишь два медленных аккорда, исполняющихся только на клавесине. Именно поэтому, что они звучат только на клавесине, обрамленные массивным звучанием всего оркестра, и то, что они, словно вторгаясь в поток быстрого движения, на мгновение останавливают это движение, именно эти особые условия, в которых они возникают, превращают два аккорда в самостоятельную, сверхлаконичную медленную часть или, во всяком случае, явно заменяют собой эту часть. Без этих аккордов просто не могла бы начаться музыка заключительной части концерта - стремительный танец жига.
Несомненно, вам есть что добавить. Пишите свои варианты микропьес в комментариях.
Ссылку на публикацию помещаю в раздел Рейтинги и хит-парады постоянного КАТАЛОГА канала. Ещё по теме:
- Хит-парад классики. Почему первые места занимает музыка прошлых веков
- Горячая двадцатка - Вычисляю композитора всех времён и народов
Традиционная несмешная байка:
Далеко не все композиторы умели выражаться кратко. Например, известные своими огромными симфониями Антон Брукнер и Густав Малер.
Вот какой диалог состоялся однажды между дирижёром Леонардом Бернстайном и представителем звукозаписывающего лейбла Питером Мунвесом.
- Разница между Малером и Брукнером, - утверждал Мунвес, - заключалась в том, что Малер всю жизнь искал Бога, а Брукнер его нашёл.
- Чушь собачья, - парировал Бернстайн.
- Что вы имеете ввиду?
- Смотрите, в музыке Брукнера нет реальных оргазмов, - пояснил дирижёр, - нет кульминации. Он всегда только собирается, но это никогда не происходит. Ему требуется так много времени, чтобы изложить свои мысли. Он такой словоохотливый. Неважно что вы говорите о Малере, но он как раз весьма убедителен.