У академической музыки, как ни странно, тоже есть свои топы, чарты и рейтинги. Однако существует важное отличие от аналогичных соревновательных списков музыки эстрадной.
Основным критерием популярности музыкальной единицы становится не количество проданных "твёрдых" или виртуальных копий, не число трансляций в СМИ, не сумма просмотров в Интернете. Нет!
Главным мерилом популярности симфонии или инструментального концерта является живое исполнение.
Сегодня для выпуска в "жизнь" своего музыкального творения молодому битмейкеру нужен только мощный компьютер, который сымитирует звуки необходимых инструментов, добавит где надо "верхи", убавит где нужно "низы", смикширует всё в кучу и даже замаскирует отсутствие вокальных данных.
Сохранил один раз и распространяй свою песенку везде и всюду.
Другое дело исполнение сложного классического сочинения, требующее многочасовых репетиций десятков, если не сотен, живых профессиональных музыкантов.
По данным сайта bachtrack.com в 2019 году оркестры всего мира сыграли 20 535 произведений академической музыки.
Открывает десятку самых исполняемых сочинений (очень хотелось написать "непревзойдённый", но я знаю конечный результат) ми-минорный скрипичный концерт Феликса Мендельсона.
Всегда рекомендую его к первоочередному прослушиванию всем начинающим погружение в бездонные глубины классики. А начинается концерт с мелодии, которая крутилась в голове у композитора несколько лет и не давала ему покоя. Теперь она тревожит сердца любителей музыки.
На девятом месте "Фантастическая симфония" Гектора Берлиоза. Популярной её делает подробная литературная программа, обилие разного рода звуковых "вкусностей" и фееричный финал с шабашем ведьм.
Восьмое и седьмое места занимают две симфонии Иоганнеса Брамса: Вторая ре-мажорная и Первая до-минорная соответственно. Хотя лично мне больше по вкусу Третья и Четвёртая. Но кому интересно моё мнение.
На шестой позиции списка - "Картинки с выставки" Модеста Петровича Мусоргского. Скорее всего, это не оригинальный фортепианный цикл, а вариант "изуродованный" оркестровкой Мориса Равеля. Он гораздо лучше "заходит" публике.
Строчкой выше расположилась грандиозная оратория "Мессия" Георга Фридриха Генделя. Ничего не могу сказать. Не слушаю я Генделя, не нравится.
Символическое четвёртое место прочно застолбили четыре скрипичных концерта Антонио Вивальди - знаменитые "Времена года". Куда без них. Говорю без всякого сарказма, даже с удивлением - почему не на первом?
Тройку лидеров вполне заслуженно открывает Пятая симфония Петра Ильича Чайковского. Композитора любят, как у нас, так и за рубежом. Но какой-то селективной любовью. Ставят балеты и оперы, играют симфонии (не все, но большинство), а сюиты для оркестра подзабыты. Между тем, их мелодическое богатство впечатляет не меньше.
На втором месте вновь Чайковский с "единственным и неповторимым" ре-мажорным концертом для скрипки с оркестром. Кстати, среди скрипичных концертов он у меня тоже на втором месте.
А пальму первенства получает Третья "Героическая" симфония Людвига ван Бетховена. Этакий образец европейской гибкости, как говорится, "и вашим, и нашим".
Бетховен также стал самым исполняемым композитором 2019 года, опередив Моцарта, Баха, Брамса, Шуберта, Чайковского, Шумана, Гайдна, Шопена и Мендельсона.
Что бросается в глаза в этих двух списках? Полное отсутствие не только современных авторов, но и композиторов двадцатого столетия.
Возможно, это связано с техническими трудностями исполнения и увеличившейся длительностью их сочинений.
Возможно, ещё действуют какие-нибудь авторские права. Композитора давно нет в живых, но его наследники хотят кушать, поэтому исправно требуют своё роялти.
Возможно, новаторски-сложный музыкальный язык Малера, Берга, Стравинского, Бартока, Шостаковича, Прокофьева, Бриттена и Шнитке ещё не совсем понятен большинству слушателей. Как метко подметил один знаменитый музыкант-самоучка:
Моей музыки не понимают. Ещё не доросли до моей музыки.
Не ждите, когда дирижёры и продюсеры обратят внимание на современную классику, слушайте её здесь и сейчас.
А эта статья отправляется в раздел Рейтинги и хит-парады постоянно пополняемого КАТАЛОГА ссылок канала:
- Горячая двадцатка - Вычисляю композитора всех времён и народов
- Первоапрельская публикация о "зависимости" музыкальных предпочтений и характера человека - Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу кто ты
В заключении традиционная несмешная байка, рассказанная Мстиславом Ростроповичем:
Второго августа 1959 года Дмитрий Шостакович передал мне рукопись концерта для виолончели. Шестого августа я сыграл ему концерт по памяти - трижды.
После первого раза он очень разволновался, и, понятно, мы выпили немножко водки.
Во второй раз я играл не совсем идеально, и потом мы опять выпили водки, уже побольше.
В третий раз, мне кажется, я играл концерт Сен-Санса, но он аккомпанировал мне по партитуре своего концерта.
Мы были бесконечно счастливы.