Современная музыкальная индустрия помешана на хит-парадах, рейтингах, объёмах продаж и других приёмах ранжирования. Мне не важно каким способом определяется самый-самый в поп-музыке, для классики я выбираю строгую математику. Как говорится, "поверю алгеброй гармонию".
В основе методики лежит формула лексикографической значимости (Lex) композитора, придуманная известным музыковедом Николаем Леонидовичем Слонимским для составления музыкальных справочников и словарей:
Lex = оперы х 50 + симфонии х 10 + камерная музыка х 5 + фортепианная музыка х 3 + хоровая музыка х 2 + песни.
Анализировать всё творчество композиторов задача трудная, требующая много времени. В расчёт были взяты только семь наиболее весомых музыкальных жанра: опера, симфония, балет, фортепианный концерт, скрипичный концерт, струнный квартет и фортепианная соната.
Трудность заключалась в том, что не все композиторы сочиняли в этих формах. Поэтому узкоспециализированным авторам пришлось довольно трудно в противостоянии композиторам-универсалам. Но борьба есть борьба. В борьбе все средства хороши, некоторые взяли количеством. Итак, Формула "Океана между Нот" (ФОН) для вычисления композитора всех времён и народов выглядит следующим образом:
ФОН = (опера х 40) + (симфония х 35) + (балет х 30) + (фортепианный концерт х 25) + (скрипичный концерт х 20) + (струнный квартет х 15) + (фортепианная соната х 10)
Как всегда победитель известен сразу. Кому невтерпёж, листайте вниз. Кому интересно - считайте вместе со мной.
20 место
Начинаю обратный отсчёт с лидера советского авангарда ХХ века, русского и немецкого композитора Альфреда Гарриевича Шнитке. Его произведения это новая страница классики, объединяющие в себе приёмы полистилистики и коллажа. В Первой симфонии композитор впервые в советской музыке показал в одном произведении музыку практически всех стилей, жанров и направлений.
Рекомендую Виолончельный концерт 1986 года, написанный им после инсульта. Шнитке говорил, что музыка последней части была дана ему сверху. После этого композитор прожил ещё 12 лет, но считал, что лучше финала этого концерта больше ничего не создал.
19 место
И вновь советско-российский композитор. Родион Константинович Щедрин. Единственный из представленной двадцатки здравствующий автор - живой классик. На сегодняшний день Щедриным созданы семь опер, пять балетов, три симфонии, многочисленные произведения камерной, инструментальной, вокально-хоровой музыки, музыки к кино и театральным постановкам.
Его одноактный балет "Кармен-сюита" на музыку Жоржа Бизе стоит не только послушать, но и посмотреть. Это именно тот случай, когда кавер нисколько не уступает оригиналу.
18 место
Следующий композитор не так известен общественности. Пауль Хиндемит - крупнейший немецкий композитор XX века, личность универсального масштаба: дирижёр, альтист, теоретик музыки, публицист, поэт - автор текстов собственных произведений. В своей композиторской деятельности Хиндемит также универсален. Диапазон его творчества охватывает все виды и жанры музыки.
Значительное произведение композитора - симфония "Гармония мира" (1957), возникшая на материале одноимённой оперы. Сочинение венчается величественной пассакалией, изображающей хоровод небесных светил.
17 место
Рихард Штраус - немецкий композитор эпохи позднего романтизма, яркий представитель экспрессионизма, особенно известен благодаря своим симфоническим поэмам и операм. Был также выдающимся дирижёром.
К прослушиванию рекомендуется симфоническая поэма "Так говорил Заратустра", написанная под впечатлением от одноимённого философского романа Фридриха Ницше. Это синтез мысли и музыки, исполняемый четвертным составом оркестра, усиленный колоколами и органом.
16 место
Первый француз и первый узкий специалист в списке. Свою короткую жизнь французский композитор Жорж Бизе посвятил музыкальному театру, он писал оперы и оперетты. Вершина его творчества - "Кармен" - остаётся одной из самых любимых опер для многих и многих людей. Чайковский называл её "абсолютным шедевром".
Собственно, рекомендую "Кармен". Реально фантастическая опера.
15 место
Всеми любимый Пётр Ильич Чайковский. Наше всё. Пожалуй, самый демократичный композитор, величайший мелодист. В основе его сочинений лежат яркие распевные мелодии, запоминающиеся уже после первого прослушивания. В тоже время, его музыкальному мышлению свойственен глубокий, порой истеричный драматизм, одинаково быстро восходящий к трагедийным высотам или стремительно падающий в беспросветную депрессию.
Из всего разнообразия произведений Чайковского особо отмечу оперу "Евгений Онегин", "свежесть музыки которой всегда ощущается, как свежесть весны".
14 место
Подозрительно рядом оказался крупнейший английский композитор XX века Бенджамин Бриттен. Его творчество ознаменовало возрождение оперы в Англии, новый выход английской музыки на мировую арену. Опираясь на национальную традицию и овладев широчайшим кругом современных выразительных средств, Бриттен создал множество произведений во всех жанрах.
Чтобы в полной мере окунуться в мир простых людей, живущих возле сурового моря, рекомендую к прослушиванию оперу "Питер Граймс". Сюжет полон драматических событий, держащих в напряжении до самого финала.
13 место
Снова представитель романтизма. Чешский композитор Антонин Дворжак, создатель национальной музыкальной школы. Музыка композитора гармонично сочетает в себе элементы венской классики и романтизма с народными мелодиями и ритмами.
Лучшим сочинением Дворжака, на мой взгляд, является Девятая симфония ("Из Нового света"), финал которой ошеломляет огромной силой и динамикой.
12 место
Второй француз нашего хит-парада. Камиль Сен-Санс - композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный писатель и общественный деятель, педагог. Композитор сочинял во всех музыкальных жанрах на уникальном по музыкальности языке.
Знаменитая "Пляска смерти", наиболее репертуарное из сочинений композитора, рекомендуется к прослушиванию.
11 место
Здесь у нас расположился также узкий специалист - итальянский композитор Джузеппе Верди. Свою тысячу с хвостиком баллов он зарабатывает на двадцати шести операх и одном струнном квартете. Не все оперы были шедевральными, но, тем не менее его творчество является одним из величайших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века.
Можно послушать попурри из вердиевских оперных арий. Ибо сложно с ходу осилить целую оперу. Если рискнёте, то советую "Риголетто". Если смотреть, то будьте готовы к "театральным условностям". Юную Джильду может исполнять примадонна бальзаковского возраста.
10 место
Открывает первую десятку, по моему мнению, лучший композитор ХХ века - Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Его произведения производят неизгладимое впечатление на слушателя. Способ подачи музыкального материала вызывает восхищение. Шостакович и непревзойдённый гений композиторской мысли, и в тоже время обычный человек. Много курил, любил женщин, водку и футбол (даже закончил курсы футбольных арбитров).
Слушать можно всё, потому как всё гениально. Но быть готовым, что "не зайдёт". Как говорил Владимир Спиваков: "Шостакович оставил нам свою кровоточащую музыку, музыканты, её исполняя, оставляют капли своей крови на сцене". К слушателям это относится в полной мере.
9 место
Второе лицо "Святой Троицы" классической музыки - Людвиг ван Бетховен. Ключевая фигура в музыке переходного периода от классицизма к романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире.
Как и у Дворжака, рекомендую его Девятую симфонию. Если не всю, то финал обязательно. Хотя, без прослушивания предыдущих частей финал звучит несколько обезжирено.
8 место
Совсем немного обошёл немецкого гения гений русский - Сергей Сергеевич Прокофьев. Композитор работал в собственном стиле, во всех направлениях. Ценность его музыки в душевной щедрости и доброте, в богатстве художественной выразительности.
Полный спектр прокофьевского мелодизма, драматизма и энергетики можно ощутить в кантате "Александр Невский".
7 место
Здесь расположился "младший современник" Бетховена Франц Шуберт. Австрийский композитор, один из основоположников романтизма. При жизни и достаточно длительное время после смерти, композитора ценили главным образом как автора песен. Лишь с XIX века исследователи начали осмысливать его достижения в других областях: оперы, балеты, симфонии, сочинения для камерных составов.
Наиболее известная шубертовская вещь - фортепианный квинтет "Forellenquintett", написанный по знаменитой песне "Форель".
6 место
Ещё один узкий итальянский специалист - Джоаккино Россини. Первая четверть девятнадцатого столетия в музыкальной Европе прошла под его диктатурой. Мелодический талант композитора всегда отличался глубокой естественностью и прирождённой грацией. Всего им создано тридцать девять опер, что и определило столь высокий результат.
Самая известная и достойная к прослушиванию опера композитора, конечно же, "Севильский цирюльник". Колоратура Розины в арии "Una voce poco fa" не может оставить равнодушным.
5 место
Погружаемся в глубь веков. Здесь нас встречает немецкий и английский композитор эпохи барокко Георг Фридрих Гендель. Каталог его сочинений состоит из трёх томов. На высокое место в списке его вывели сорок пять опер-сериа, созданных в период с 1705 по 1741 год.
Танцы кельтских матросов можно услышать в оркестровых сюитах композитора - "Музыка на воде", одно из наиболее популярных и часто исполняемых его сочинений.
4 место
Финал всё ближе. И на четвёртом месте - австрийский композитор и музыкант-виртуоз Вольфганг Амадей Моцарт. Один из самых популярных классических композиторов, оказавших большое влияние на всю мировую музыкальную культуру. Четырнадцать опер в разных жанрах: зингшпили, буффа и сериа, сорок одна только нумерованная симфония, двадцать семь фортепианных концертов и так далее.
Не буду оригинальным, посоветую для прослушивания Концерт для фортепиано с оркестром № 21.
3 место
Тройку лидеров открывает австрийский композитор Йозеф Гайдн, представитель венской классической школы. Фактически он является основоположником тех музыкальных жанров, по которым идёт соревнование: симфонии, струнного квартета и фортепианной сонаты. Его наследие огромно. Список произведений Гайдна (каталог Хобокена) разбит на двадцать одну категорию. Он не писал только балеты.
Произведение, которое, что называется "на слуху" - Симфония № 45 "Прощальная" - состоит из пяти частей. Первые четыре следуют традиционной схеме, а финал написан в медленном темпе, впервые в истории. Инструменты замолкают один за другим. И эти финальные такты (сопровождаемые уходом музыкантов со сцены) цитирует Шнитке в своей Первой симфонии.
2 место
Спорно, конечно, но против чисел не пойдёшь. Антонио Вивальди - итальянский композитор и скрипач-виртуоз. Точное количество его произведений не подсчитано до сих пор. Только опер называется от 50 до 90, а по количеству скрипичных концертов ему нет равных вообще.
Большинство же знают у Вивальди только цикл "Времена года". Вот их и послушайте. А нам пора назвать победителя.
1 место
Было известно сразу, что на первом месте, без всяких подсчётов, формул и таблиц будет Иоганн Себастьян Бах. И это не только "выбор редакции", это самая настоящая реальность. Бах создал европейскую музыку как таковую, его первое место заслуженно и навсегда!
Традиционная несмешная байка на своём законном месте:
Однажды Венская консерватория проводила конкурс вокалистов. Председателем конкурсной комиссии был назначен Густав Малер. Первую премию, как это часто случается, чуть было не получила певица, имевшая большие придворные связи, но совершенно безголосая ...
Но этого не произошло: восстал Малер, свято преданный искусству и несклонный играть в такие игры. Композитор настоял на своём. Победительницей конкурса стала молодая талантливая певица, которая по чести этого заслуживала. Позже кто-то из знакомых спросил Малера:
- Неужели это правда, что госпожа N. чуть не стала лауреатом конкурса? Малер серьёзно ответил:
- Чистейшая правда! Весь двор был за неё, даже эрцгерцог Фердинанд. Ей не хватило только одного голоса - её собственного.
Использованный источник: Слонимский Н.Л. Абсолютный слух: История жизни. - СПб.: Издательство Композитор * Санкт-Петербург, 2006 год.
Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.