Сижу я в гамаке, попиваю утренний чай. Вдруг, звонок от Макса с вопросом: «Не хочешь ли ты съездить в Чепец, забросить рыбака?».
Такое я редко практикую, но очень заинтересовался предложением. Разговаривая по телефону я параллельно начинаю смотреть на Google карты.
Чепец расположен в малонаселённой местности на левом берегу Камы. Ближайшие населённые пункты — бывшие деревни Омут (3,5 км) и Мазуня (6 км), ближайшее существующее село Бондюг находится в 35 км ниже по Каме. В посёлке находилась исправительная колония и локомотивное депо.
Я только недавно объехал окрестности Чердынского района, но ехать туда не рискнул, тк дорога, мягко говоря, в плохом состоянии из-за лесовозов, курсирующий по ней 24/7. Да еще и непонятно, что там с переправой через Южную Кельтму, моста через нее не было никогда. Но отказаться от такого предложения я уже не мог. Это как в стратегиях на компе — открываешь темные области на карте 😅
Чтобы не рисковать своим авто, решил доехать до Чердыни, а там перегрузиться и ехать на «буханке» дяди Саши. Дорога от Чердыни до деревни Анисимово, в которой осталось пару домов - асфальтовая. Ну а дальше развилка: налево на Кольчуг, направо на Бондюг начинается грунтовка.
Русской воргой в Чердыни называли сухопутную дорогу в Москву, шедшую через Анисимово и Бондюг. Пыльная дорога по водоразделам, сырая – по болотистым низинам – она и сейчас такая же. Сложно представить, что когда-то, в XV в., по этому пути передвигались конные рати и гонцы, в особо сырых местах пересаживаясь на плоты.
Проехали заброшенное Ужгинское со старой деревянной церковью. Дядя Саша всю дорогу травил нам байки про эти богом забытые места, а мы только смотрели по сторонам и не могли оторвать глаз от белых мхов и грибов торчащих между сосен.
Через десяток километров грунтовка сменилось песчаной дорогой и показался Крестовоздвиженский храм в Бондюге.
Глухая тайга за Бондюгом скрывает тайны пильвенских серебряных рудников, кимберлитовых или ламроитовых трубок, давших алмазные россыпи в Предуралье, заросшего большого озера у северной излучины Камы, первого официально известного русского городка в Прикамье – Анфаловского, крещения Перми Великой с легендами о христианских священниках, плававших на камнях…
Бондюг в XIV-XV вв. был расположен на торговых и административных путях между центральной Россией – Московией и Пермью Великой. Здесь также активно действовали новгородские ушкуйники под началом Анфала Никитина – не менее выдающейся личности, чем Ермак, к тому же, вероятно, родственника Строгановых.
Первое поселение в окрестностях Бондюга датируется VII тыс. до н.э. (эпохой мезолита). Коми-пермяки селились по близости в IX-XIII вв., центральное городище этой местности находится возле Кольчуга. Первое упоминание в русской летописи относится к 1579 г.
Выехав за Бондюг встречаем первый мост через Пильву, а через 3,5 км после него начинается грунтовка с большим кол-вом ям, ехать по ней быстрее 10-15 км просто невозможно. Следующая река Южная Кельтма через нее моста нет, но оказалось есть понтонная переправа, преодолев ее в 3,5 км нас встречает Чепец.
Исправительной колонии, железной дороги и локомотивного депо в Чепце уже давно нет. Людей, живущих в поселке осталось очень мало. В основном жизнь здесь бурлит летом, ну а зимой посёлок вымирает, тк дорогу чистят только до южной Кельтмы.
Наш рыбак оказался не рыбаком, а местным который провел все свое детство в этих местах, а сейчас довольно успешный Пермяк. Выше по Каме была деревня Москали, туда и отправился наш путник. Уже в сознательном возврате он собирался посетить это место со своим дедом, но деда уже нет, а гештальт не закрыт.
На все путешествие он запланировал 4 дня. Был понедельник, договорились встретиться в четверг в Чепце на берегу Камы. На мое удивление он не взял с собой ни палатку, ни пенку. Только лодку с мотором, провизию и спальный мешок. Видимо рассчитывал переночевать в заброшенном доме.
Мы с дядей Сашей с чувством выполненного долга отправилась обратно в Чердынь. По дороге заскочили за грибами и ягодами и прогулялись по Бондюгу.
Я как знал, решил остановиться в Березниках, а утром гнать в Пермь. Утром мне раздается звонок (в Чепце ловит только Мегафон): «ваш турист в Чепце, езжай забирай его».
Я оперативно собираюсь, параллельно созваниваюсь с дядей Сашей и выдвигаюсь в Чердынь. Через 4 часа мы были уже на берегу Камы с места старта экспедиции до Москалей.
Наш рыбак уже ждал нас на берегу, со сложенной снарягой и готовым немедленно выезжать в Пермь. Я предусмотрительно купил ему баночку пивка в Чердыни, он ее открыл с характерным пшиком, жадно глотнул и начал свой рассказ.
кстати телефон Дяди Саши на Буханке оставил в своем телеграм-канале
поодолжение следует …