Найти в Дзене
Герман Геншин

Когда был впервые обнаружен искусственный интеллект? История искусственного интеллекта

Оглавление

Хотя гонка за ИИ началась совсем недавно, искусственный интеллект и машинное обучение существуют дольше, чем думают потребители. Технологии ИИ играют важнейшую роль в различных отраслях. Они ускоряют исследования и разработки в здравоохранении, национальной безопасности, логистике, финансах, розничной торговле и других отраслях.

У ИИ богатая и сложная история. Вот некоторые из наиболее заметных прорывов, которые сформировали самые сложные современные модели ИИ.

1300-1900: Отслеживание истоков ИИ

-2

Компьютеры появились в середине 70-х годов прошлого века, но историки относят самые ранние упоминания об искусственном интеллекте к позднему средневековью. Ученые часто задавались вопросом о будущих инновациях. Конечно, им не хватало технологических ресурсов и навыков для материализации идей.

  • 1305: В начале 1300-х годов теолог и каталонский мистик Рамон Ллулл написал книгу Ars Magna. В нем подробно описаны механические приемы логических межрелигиозных диалогов. Последний раздел Ars Magna, Ars Generalis Ultima, объясняет схему получения предложений из существующей информации. Она напоминает обучение искусственного интеллекта.
  • 1666: Готфрид Лейбниц в своей работе "Dissertatio de arte combinatoria" черпает вдохновение в Ars Magna. Это механическая диаграмма, которая разбирает диалоги, деконструируя их в простейшие формы для легкого анализа. Эти деконструированные формулы похожи на наборы данных, которые используют разработчики ИИ.
  • 1726 год: в "Путешествиях Гулливера" Джонатана Свифта появляется двигатель. Это вымышленное устройство, которое генерирует логические наборы и перестановки слов, позволяя даже "самому невежественному человеку" писать научные статьи на различные темы. Генеративный ИИ выполняет именно эту функцию.
  • 1854: Английский математик Джордж Буль сравнивает логические рассуждения с математикой. Он утверждает, что люди могут формулировать гипотезы и анализировать проблемы с помощью заранее определенных уравнений. По совпадению, генеративный ИИ использует сложные алгоритмы для получения результата.

Хотя первый период, рассматривающий истоки ИИ, охватывает огромный период, есть несколько ключевых моментов.

1900-1950: Заря современного ИИ

-3

В этот период ускорилось развитие технологий. Доступность информационных ресурсов позволила исследователям материализовать теории, воображаемые концепции и догадки. Они закладывали основы кибернетики.

  • 1914: Испанский инженер-строитель Леонардо Торрес-и-Кеведо создал El Ajedrecista, что в переводе с английского означает "Шахматный игрок". Это раннее использование автоматизации. Шахматный игрок выполнял ход в эндшпиле, используя свою ладью и короля, чтобы поставить мат игроку противника.
  • 1943: Уолтер Питтс и Уоррен МакКаллок разработали математическую и компьютерную модель биологического нейрона. Она выполняет простые логические функции. Исследователи продолжали ссылаться на этот алгоритм в течение нескольких десятилетий, что позволило им создать современные нейронные сети и технологии глубокого обучения.
  • 1950: Алан Тьюринг опубликовал работу "Вычислительная техника и интеллект". Это первая научная работа, посвященная искусственному интеллекту, хотя он не вводил термин ИИ. Он называет его "машинами" и "вычислительными машинами". В постановках задач его тезисов в основном обсуждались интеллект и логические рассуждения машин.
  • 1950: Алан Тьюринг официально опубликовал тест Тьюринга. Это один из самых ранних и наиболее широко используемых методов опроса для проверки точности систем ИИ.

Заря современного ИИ аккумулируется со статьей Алана Тьюринга и тестом Тьюринга, который пытается ответить на вопрос: "Могут ли машины думать?".

1951-2000: Исследование областей применения технологий ИИ

-4

В этот период был введен термин "искусственный интеллект". Заложив основу для ИИ, исследователи начали изучать варианты его применения. Различные отрасли экспериментировали с ним. Технология еще не была коммерчески доступной, исследователи сосредоточились на медицинских, промышленных и логистических приложениях.

  • 1956: Такие ученые, как Алан Тьюринг и Джон фон Нейман, уже исследовали способы интеграции логического мышления в машины. Однако Джон Маккарти ввел термин ИИ только в 1956 году. Впервые он появился в предложении Маккарти, Клода Шеннона, Натаниэля Рочестера и Марвина Мински о проведении лонгитюдного исследования.
  • 1966: Чарльз Розен создал робота Шейки в Стэнфордском исследовательском институте. Это, пожалуй, первый "интеллектуальный" робот, способный выполнять простые задачи, распознавать закономерности и определять маршруты.
  • 1997: IBM создала Deep Blue, шахматную систему, работающую на суперкомпьютере. Это первый автоматизированный шахматист, который автономно сыграл полную партию и победил. Более того, в демонстрации участвовал шахматный гроссмейстер мирового класса.

Средний период развития ИИ ознаменовался одним из самых важных моментов: появлением термина "искусственный интеллект".

2001-2010: Интеграция ИИ в современные технологии

-5

Потребители получили доступ к инновационным, революционным технологиям, которые сделали их жизнь более удобной. Они постепенно осваивали эти новые гаджеты. iPod заменил Sony Walkman, игровые приставки вытеснили из бизнеса игровые автоматы, а Wikipedia победила Encyclopædia Britannica.

  • 2001: Honda разработала ASIMO. Это двуногий гуманоид, управляемый искусственным интеллектом, который ходит так же быстро, как люди. Но ASIMO так и не был продан на коммерческой основе - Honda в основном использовала его в качестве платформы для исследования мобильности, машинного обучения и робототехники.
  • 2002: Компания iRobot выпустила напольного робота-пылесоса. Несмотря на простоту функций, робот оснащен усовершенствованным алгоритмом, намного более сложным, чем те, что использовали его предшественники.
  • 2006: Исследователи Центра Тьюринга Мишель Банко, Орен Этциони и Майкл Кафарелла опубликовали фундаментальную работу о машинном чтении. В ней определяется способность системы понимать текст автономно.
  • 2008: Google выпустил приложение для iOS с функцией распознавания речи. Его точность составила 92 процента, в то время как точность предшественников достигала 80 процентов.
  • 2009: Google разрабатывал свой автомобиль без водителя в течение четырех лет, прежде чем в 2014 году прошел первый государственный тест на вождение. Конкуренты позже усовершенствовали беспилотные автомобили с помощью искусственного интеллекта.

Интересно, что, несмотря на то, что в этот период были представлены одни из самых знаковых технологий последних десятилетий, ИИ не был полностью представлен на радаре большинства потребителей, а такие персональные и домашние помощники, как Siri и Alexa, появились только в следующем периоде.

2011-2020: Распространение и развитие приложений, управляемых ИИ

-6

В этот период компании начали разрабатывать стабильные решения на основе ИИ. Они интегрируют ИИ в различные программные и аппаратные системы, такие как виртуальные помощники, грамматические контроллеры, ноутбуки, смартфоны и приложения дополненной реальности.

  • 2011: IBM разработала Watson, компьютерную систему, отвечающую на вопросы. Компания выставила ее против двух бывших чемпионов в игре Jeopardy, чтобы продемонстрировать ее возможности - компьютер Watson победил.
  • 2011: Компания Apple выпустила Siri. Это сложный виртуальный помощник, управляемый искусственным интеллектом, которым до сих пор регулярно пользуются владельцы iPhone.
  • 2012: Исследователи из Университета Торонто разработали систему визуального распознавания с 84-процентной точностью. Отметим, что у более старых моделей уровень ошибок составлял 25 процентов.
  • 2016: Действующий чемпион мира по игре в го Ли Седоль сыграл пять матчей с AlphaGo, компьютерной системой для игры в го, обученной Google DeepMind. Ли проиграл четыре раза. Эта демонстрация доказывает, что правильно обученные системы искусственного интеллекта превосходят даже самых квалифицированных специалистов в своих областях.
  • 2018: OpenAI разработал GPT-1, первую языковую модель семейства GPT. Разработчики использовали для обучения набор данных BookCorpus. Модель могла отвечать на вопросы общего характера и использовать естественный язык.

В этот период потребители, скорее всего, использовали приложения ИИ, даже не осознавая этого, хотя инструменты визуального и голосового распознавания (для большинства потребителей) были еще молоды. Ближе к концу десятилетия развитие ИИ пошло в гору, но все же не так значительно, как в будущем.

2021 год - настоящее время: Мировые технологические лидеры начинают великую гонку ИИ

-7

Великая гонка ИИ началась. Разработчики выпускают языковые модели, а компании исследуют способы интеграции ИИ в свои продукты. Такими темпами почти каждый потребительский продукт будет иметь компонент ИИ.

  • 2022: OpenAI произвела фурор, выпустив ChatGPT. Это сложный чатбот, управляемый ИИ, работающий на GPT-3.5 - итерации модели GPT, разработанной в 2018 году. Разработчики скормили ему 300 миллиардов слов во время обучения.
  • 2023: Другие мировые технологические компании последовали этому примеру. Google запустил Bard, Microsoft выпустила Bing Chat, Meta разработала языковую модель с открытым исходным кодом под названием LLaMA, а OpenAI выпустила GPT-4, свою усовершенствованную модель.

Существует также множество других веб-приложений с искусственным интеллектом и медицинских приложений на основе искусственного интеллекта, которые уже доступны для использования или находятся в разработке, и многие из них еще только предстоит создать.

Как ИИ будет формировать будущее

Технологии ИИ выходят за рамки чат-ботов и генераторов изображений. Они способствуют развитию различных областей, от глобальной безопасности до потребительских технологий. Вы получаете от ИИ больше преимуществ, чем думаете. Поэтому вместо того, чтобы отвергать общедоступные системы ИИ, научитесь использовать их сами.

Начните свои исследования с таких инструментов ИИ, как ChatGPT или Bing Chat. Внедряйте их в свою повседневную жизнь. Мощные языковые модели могут составлять сложные электронные письма, исследовать ключевые слова SEO, решать математические вопросы и отвечать на вопросы общего характера.

По новым правилам Дзена свежие материалы показываются в первую очередь подписчикам, которые реагируют на публикации. Поэтому не забывайте подписаться, поставить лайк и оставить комментарий, так вы будете первым узнавать о всех новых статьях на нашем канале!