Представьте себя в Москве конца XIX - начала XX века. Вы - только что из деревни, профессии никакой нет, грамоте - обучены, то есть способны узнать на листе бумаги свое имя и фамилию, если они написаны печатными буквами и такими же печатными корявыми буквами можете свое имя написать, Я не шучу - в начале века грамотность новобранцев в армии оценивалась именно так: если мог прочитать и написать свое имя - значит, все, грамотный. То что больше читать человек ничего не мог, ну и ладно, зачем ему это, начитается, в революционеры подастся.
И вот в таком состоянии вы решаете покорять большой город, то есть заработать денег. Вам повезло: удалось устроиться чернорабочим, рублей на 15 ежемесячного жалования и даже снять угол за небольшую сумму.
Теперь возникает вопрос - где столоваться?
В принципе на фабриках часто устраивали артельное харчевание - скидывались в общий котел и питались вместе, так получалось дешевле. Хорошая артель даже денег на кухарку находила.
Но в артель надо еще попасть. А кушать хочется каждый день, желательно горячего и хлеба побольше. Вот для таких «покорителей» большого города в крупных городах России, в первую очередь в Петербурге и Москве в конце XIX - начале XX века появились народные столовые. В Москве на рубеже веков таких столовых насчитывалось пять штук. Деньги на их работу давало Общество поощрения трудолюбия, а в него вкладывались такие купцы как, например, Перлов и Рябушинский.
Само собой, рябчиков в такой столовой не подавали. Кормили вот так:
«…По соглашению с администрацией народной столовой, Попечительство получало обед за 8 копеек, причем обед состоял из 1 фунта черного, кислого хлеба, горячего варева и каши, отпускаемых обыкновенно в количестве, достаточном для насыщения взрослого чернорабочего человека…»
При этом обед обходился в 8 копеек. Но те, кто обедал - платили по 5, оставшиеся три копейки компенсировались за счет благотворителей, которые обеспечивали финансирование всех этих затей.
В общем, получалась «щи да каша - пища наша». Не зажируешь, но хоть поешь раз в день досыта. И это - один из важных моментов истории империи. Потому что когда вы читаете о разносолах, рябчиках и прочих кулинарных изысках той эпохи, то не стоит забывать о том, что вот этот обед за 5 копеек в процентном отношении доставался куда как большей части публики, чем все аппетитные консоме с прентантьерами из трудов Молоховец и прочих.