После того, как Анкара передала Киеву главарей запрещённой в РФ террористической организации и санкционировала начало постройки на Украине завода по выпуску разведывательно-ударных БПЛА Bayraktar, общественность вспомнила о ещё одном направлении сотрудничества турков с киевским режимом - постройке корветов для ВМСУ.
На фоне явных реверансов Турции в сторону Украины и НАТО возникли вопросы и вокруг постройки двух корветов. А именно, способны ли они заметно изменить баланс сил в Чёрном море в пользу Киева. Для начала, немного об истории появления самой техники.
Началось всё, стоит полагать, с того момента, как ВМС США решило избавиться от своих фрегатов типа Oliver Hazard Perry. На смену им должны были прийти новые многоцелевые единицы, получившие название "корабли прибрежной зоны". Littoral combat ship американские адмиралы видели небольшим, относительно дешёвым кораблём. Но на практике LCS вышел совсем не таким как хотелось: слишком заметный, слабовооружённый, дорогой даже по меркам ВМС США. Флотские остряки стали расшифровывать аббревиатуру как Little crappy ship - Маленький паршивый кораблик.
Эта не самая удачная попытка подтвердила в том числе и то, что ВМФ России сделал правильный выбор, отдав предпочтение постройке хорошо сбалансированным по ТТХ корветам проекта 20380.
На американскую эпопею обратила внимание и Турция. Когда в первом десятилетии XXI века турки приступили к проектированию собственных корветов типа Ada («Остров») в рамках программы MILGEM, то некоторые элементы концепции этих кораблей «подсмотрели» именно у американских LCS типа Freedom. Заимствование происходило очень избирательно. Турки предпочли сделать упор преимущественно на проверенные временем технические решения.
Турки, например, решили "сэкономить" на средствах ПФО, полагая, что "Острова" будут преимущественно выполнять задачи по патрулированию и обеспечению противолодочной обороны в пределах зоны действия турецких ВВС. Средства ПВО были сведены к ЗРК малой дальности RIM-116. Стоит отметить, что свою руку к проекту приложили и специалисты расположенного в украинском Николаеве казенного предприятия «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» (КП «ИПЦК»). Потому что турецким специалистам требовалась компетенция советской школы военного кораблестроения. А украинским проектировщикам - деньги.
В своём законченном виде корвет типа Ada имел водоизмещение 2400 тонн и развивал ход в 29 узлов. Комплекс вооружения корабля представлял собой «сборную солянку» из изделий турецких и иностранных производителей. Изначально командование турецких ВМС планировало получить не менее 12 «Островов». Однако с 2007 года и до настоящего времени верфь Istanbul Naval Shipyard построила для лишь 4 корвета типа Ada.
В 2018-м туркам удалось подписать контракт стоимостью более 2 млрд долларов на постройку ещё 4 «Островов» для ВМС Пакистана. На этом портфель заказов на постройку корветов типа Ada оказался исчерпан. Анкара принялась искать новых заказчиков. И тут нашлась Украина...
Что до Украины, то свои ВМС, ввиду собственного разгильдяйства, она, как известно, растеряла. Флагманом ВМСУ в конечном итоге оказался бывший пограничный сторожевой корабль "Киров", полностью лишённый ударного вооружения. Зато его переименовали в "Гетмана Сагайдачного" и переквалифицировали во фрегат. Вместе с тем, деградировал и украинский ВПК. В итоге ни отремонтировать "Сагайдачного", ни достроить корвет проекта 58250 "Владимир Великий" не вышло.
Контракт Украины и Турции, заключённый в декабре 2020 года, предусматривал постройку двух "Островов" в Стамбуле, а после ещё двух или трёх в Николаеве. Турецкая сторона собиралась строить у себя корабли без вооружения, а устанавливать его предполагалось уже в Николаеве. Ввод в эксплуатацию первого построенного для ВМСУ корвета типа Ada ожидается в 2024 году. Стоимость создания этого корабля без учёта вооружения в 2020 году оценивалась в сумму порядка 8 млрд гривен (около 265 млн евро).
Все изменения, которые предполагалось в корвет внести, качественно улучшить ТТХ корабля оказались не способны. В части обеспечения собственной ПВО «Остров» и в версии для Украины оставался откровенно слаб. Стоит отметить, что шквал критики в адрес корветов обрушился в тот период и со стороны украинских экспертов. Со временем вопросов к контракту только прибавилось. В конечном итоге к нему стали относиться как к финансовой авантюре и объекту для "распилов".
2 октября 2022 года в Стамбуле состоялся спуск на воду «Гетмана Ивана Мазепы». В тот же день турки начали резку стали для второго, предназначенного для ВМСУ, корвета типа Ada ("Гетмана Павла Скоропадского"). Только вот о достройке их в Николаеве пока что не может быть и речи. По крайней мере до завершения СВО. Но так или иначе, а сейчас хоть как-то помочь Украине эти корветы совершенно не способны.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"
#геополитика #флот #турция #сша #нато #украина #корвет