Мог ли НИИХП сформировать новый художественный промысел? Мог, но на основе ранее существовавших художественных традиций, органичных для региона. Сегодня мы расскажем об одном из таких проектов.
В 1970-е народное искусство становится популярным, модным – советские граждане украшают свои интерьеры произведениями традиционных художественных промыслов. Как старинными, привезенными из экспедиций, так и произведениями современных мастеров. Популярность приобретает коллекционирование предметов широко известных промыслов – Хохломы, Гжели, Палеха.
На волне высокого спроса на такую продукцию в НИИХП обратилось Башкирское художественное объединение «Агидель». Его сотрудники хотели обновить ассортимент и освоить хохломскую роспись. Перед специалистами НИИХП была поставлена нелегкая задача – удовлетворить запрос местных мастеров (и спрос на хохломскую роспись в Башкирии) и одновременно избежать прямого копирования и вторичности.
Начиная с 1973 г. художники Института А.В. Бабаева и З.А. Архипова в сотрудничестве с искусствоведом Л.Я. Супрун начинают разработку деревянной посуды в технике хохломской росписи, но в формах традиционной башкирской посуды. Формируют орнаментальный язык башкирской «хохломы» на основе национальных узорных элементов – розетки, сердцевидные и когтевидные элементы, волнообразные узоры. Расширяют цветовую гамму изделий. О хохломе визуально напоминала лишь легкая, почти ажурная позолота в окаймлении.
Новые разработки успешно прижились и легли в основу ассортимента деревянных изделий «Агидели», фактически сформировав оригинальную художественную традицию. Деревянная посуда в этой технике выпускается предприятием и в наши дни.
Проект «РазАРХИВация» реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ.
#фондпотанина #музейбезграниц #музей4.0