Найти тему
Военно-технический сундук

Сравнение результативности лучших асов Второй Мировой на примере боевой работы американского аса №1 Ричарда Бонга

Ричард Бонг – лучший американский ас-истребитель Второй Мировой войны. И хоть вступил он в бой на полгода раньше лучшего советского аса Ивана Кожедуба, добился он побед заметно меньше. И уж совсем количество его побед меркнет с боевым списком аса Люфтваффе №1 Эриха Хартманна с его 352-мя победами. Почему так – неясно и очень загадочно, учитывая, что даже британские, итальянские и японские асы, воевавшие так же активно, как и Хартманн, прославились даже меньше, чем Кожедуб и Бонг.

На картине запечатлена 22-я победа Ричарда Бонга 15 февраля 1944 год, когда он сбил японский истребитель Ki-61
На картине запечатлена 22-я победа Ричарда Бонга 15 февраля 1944 год, когда он сбил японский истребитель Ki-61

В свете непрекращающихся дискуссий по поводу высоких и очень высоких показателей по сбитым самолетам противника у немецких пилотов на Восточном фронте нужно разобраться в том, почему асам других стран-участниц боевых действий не удалось хотя бы даже приблизиться к успехам гитлеровских специалистов по борьбе в воздухе.

Однако все эти анализы ни к чему не приводят, потому что условия боевой работы на разных театрах военных действий, и даже на разных участках фронтов, были совершенно разные. Но это все равно не объясняет того, почему сотни немецких асов сбивали за свою боевую карьеру 100-200-300 самолетов, а асы всех остальных стран в целом не добрались до полусотни.

Ясно, что имели место приписки, а в люфтваффе, особенно в последние годы войны по пропагандистским соображениям они могли быть просто чудовищными. Но приписки могли быть в ВВС любой страны, однако чудовищными они, как мы видим, не были.

Поэтому интересно сравнить результаты боевой работы некоторых специалистов воздушного боя, и начать надо с самых результативных. И вот что интересно – самые результативные асы СССР, Германии и США начали свою боевую карьеру примерно в одно и то же время – 1942-1943 гг., разброс максимум в полгода. Но результаты у них были разные, правда, разными были и условия.

Иван Кожедуб у своего "Лавочкина"
Иван Кожедуб у своего "Лавочкина"

Так, Эрих Хартманн первую свою победу над советскими ВВС одержал 5 ноября 1942 года, а Иван Кожедуб над люфтваффе - 6 июля 1943-го. Немецкий ас, по распространенным данным, до конца войны успел сбить до мая 1944 года (когда он был переведен на Западный фронт) 344 самолета, а наш ас почти за этот же период – чуть более 40. Ясно, что тут «гуляют» примерно полгода, но даже с учетом этого 344 и 40 сбитых – это разница просто вопиющая, ведь воевали оба пилота на одном фронте.

Эрих Хартманн у своего "мессершмитта"
Эрих Хартманн у своего "мессершмитта"

А в 1943-м году, когда пришелся самый пик побед Хартманна и Кожедуба, обстановка была кардинально разной для Люфтваффе и ВВС РККА. В то время как немцы теряли опытных пилотов, и им практически неоткуда было их восполнять, советские ВВС всё прибывали и прибывали, и техника была не хуже, чем немецкая, и неопытные неучи в бой, как в 1941-м, не бросались. Вот тут-то и возникают сомнения в точности цифр, представленных Хартманном.

Почему за один и тот же период ас Кожедуб сбил на 300 самолетов меньше, чем ас Хартманн? Особенно учитывая очень неблагоприятную обстановку, сложившуюся для Германии, и особенно в виду участившихся бомбардировок союзниками ее территории?

Реконструкция боя Ла-7 Ивана Кожедуба с FW-190D
Реконструкция боя Ла-7 Ивана Кожедуба с FW-190D

Ну, тут может всплыть такое соображение, что Харманн чаще всего летал на «свободную охоту», в то время как Кожедуб считал своим первейшей задачей охранение бомбардировщиков, а это очень сильно связывало руки истребителям. Однако это соображение неправильное – советское командование наших асов не использовало для сопровождения, а направляло на отражение вражеских эскадр, где асам отводилась борьба в основном с истребительным прикрытием. Таким образом у Кожедуба была полная «творческая свобода».

Bf-109 в бою на Восточном фронте
Bf-109 в бою на Восточном фронте

Но все же результаты у обоих асов разные, хотя, как минимум, они должны были быть равными.

В этом свете я предпочел ввести в список для сравнения еще одного аса – американского летчика-истребителя Ричарда Бонга, который стал первым из числа всех асов ВВС США за всю Вторую Мировую с личным счетом 40 воздушных побед. Начал он свой боевой счет 27 декабря 1942 года, что примерно сопоставимо с Эрихом Хартманном, да и с Иваном Кожедубом, если так разобраться – тоже.

Ричард Бонг у своего истребителя, апрель или май 1944 года
Ричард Бонг у своего истребителя, апрель или май 1944 года

Итак, Хартманн сбил на Восточном фронте 344 советских самолета, Иван Кожедуб за всю войну – 64 немецких, а Бонг – всего 40 японских. Хартманн летал исключительно на «мессершмитте» Bf-109G (на Восточном фронте), Кожедуб – на Ла-5 и Ла-7, Бонг – на P-38 «Лайтнинг» (в основном, типа J). Все они были примерно одного возраста: Кожедуб и Бонг родились в 1920 году, Хартманн – в 1922-м. Все три практически пережили войну, исключение составляет Бонг, но он был отозван с фронта еще до ее завершения, и погиб как летчик-испытатель в США, а не как боевой пилот в бою с врагом.

Но интересно, что Бонг, вступив в бой раньше Кожедуба, имел гораздо меньше побед. Приходит соображение, что на Тихом океане с 1943 по 1945 годы японских самолетов летало мало, но тут возникает другое соображение – над Европой немецких самолетов летало гораздо больше, но что-то сильно известных американских асов европейского или африканского ТВД мы не наблюдаем. Все американские асы, сбившие более 30 самолетов противника, достигли своих побед именно над японцами, а не над немцами.

Ричард Бонг в кабине своего P-38 с невестой Марджори Воттендейл
Ричард Бонг в кабине своего P-38 с невестой Марджори Воттендейл

Таким образом в свете всех этих размышлений было бы интересно хотя бы кратко рассмотреть боевую биографию лучшего американского аса-истребителя и посмотреть, как именно воевал Ричард Бонг с японцами, в каких условиях, и что именно он сбивал. Я полагаю, что это сравнение с победами Ивана Кожедуба может прекрасно показать, что и у Хартманна с его мастерством, и, может быть даже с везением, могло быть приблизительно аналогичное количество побед.

А если сравнить еще эти результаты с английскими и итальянскими асами, которые воевали не меньше, но результаты у них тоже совсем не «хартманновские», то вполне может оказаться, что немцы тут переврали на голубом глазу всех и вся, а почему они стали такими результативными – этого не могут объяснить даже они сами.

Ну ладно, давайте обратимся к боевой работе лучшего американского аса-истребителя, а сравнивать будем потом.

Ричард Бонг назвал свой самолет "Мардж", по имени своей невесты
Ричард Бонг назвал свой самолет "Мардж", по имени своей невесты

Итак, Ричард Айра Бонг-младший родился 24 сентября 1920 года в поселке Поплэр, что в штате Висконсин, в фермерской семье. С детства будущий ас увлекался авиамоделизмом - строил модели-копии и успешно их запускал. В 1939 году Бонг окончил среднюю школу, поступил в колледж, готовивший школьных учителей, а все свободное время пропадал на аэродроме - налетал 36 часов на самолете Пайпер L-3 «Каб», получив официальный документ.

29 мая 1941 года Ричард Бонг пришел на призывной пункт в городке Восо и добровольцем записался в Авиационный корпус армии США, как тогда именовались американские ВВС. Пройдя медкомиссию, он стал курсантом авиашколы в Тулэйре (Калифорния). Там Бонг прошел первичный курс обучения и 16 августа получил направление в школу второй ступени на базе Гарднер-Филд (г. Тавка) которую окончил 31 августа.

Молодой летчик с самого начала демонстрировал незаурядные задатки в пилотировании самолетов, и его распределили в центр подготовки истребителей на аэродроме Люк-Филд (г. Феникс, Аризона). С блеском сдав экзамены, 9 января 1942 года Бонг получил звание второго (младшего) лейтенанта резерва и серебряные «крылышки» пилота ВВС США, но поначалу его оставили инструктором в Люк-Филде.

Первым местом службы второго лейтенанта Ричарда Бонга стала авиабаза Гамилтон-Филд (г. Сан-Франциско), где базировалась 49-я истребительная эскадрилья 14-й авиагруппы. Это была учебная часть, переучивавшая пилотов на новую технику. Там Бонг познакомился с двухмоторным истребителем «Лайтнинг» Р-38), на котором впоследствии он прошел всю войну.

Так выглядит американский истребитель Lockheed P-38 "Lightning"
Так выглядит американский истребитель Lockheed P-38 "Lightning"

С самых первых полетов будущий ас по достоинству оценил этот истребитель и постарался по возможности полно освоить его. При этом он не стеснялся нарушать налагаемые инструкциями ограничения, крутя на своем самолете в небе головокружительные фигуры.

В июле 1942 года Бонг совершил в Сан-Франциско нечто подобное знаменитому полету Чкалова под мостом. Во время учебного вылета он нарушил программу и направился к заливу, где описал мертвую петлю вокруг центрального пролета моста Голден-Гейт. Не удовлетворившись этим, пилот развернулся на центр города и на высоте второго этажа прошел вдоль одного из бульваров между стен многоэтажных домов.

Командование части было завалено жалобами напуганных жителей, полицейскими рапортами и протестами городских властей. Скандал дошел до самого высокого уровня. Воздушного хулигана вызвал «на ковер» командующий 4-й воздушной армии генерал-майор Джордж Кенни. Но то ли генерал сделал скидку на молодость лейтенанта, то ли по достоинству оценил его летное мастерство, так или иначе, Бонг дешево отделался. Наказание было весьма своеобразным - генерал приказал ему перестирать белье, сброшенное потоком воздуха с балкона одной из квартир на бульваре, и перевел Бонга в 84-ю истребительную эскадрилью 78-й авиагруппы - подальше от города.

Ричард Бонг вступает в бой на своем истребителе "Marge"
Ричард Бонг вступает в бой на своем истребителе "Marge"

Но генерал Кенни не забыл лихого пилота. Став 3 августа 1942 года командующим 5-й воздушной армии США в Австралии, он затребовал 50 летчиков 4-й армии ВВС, и особо указал на Ричарда Бонга. В начале сентября 1942 года всех вновь прибывших, прошедших переподготовку, приписали к боевым частям.

В октябре лейтенант Бонг прибыл в Австралию, где его зачислили в 9-ю истребительную эскадрилью («Флайинг Найте» - «Летающие рыцари») 49-й авиагруппы (полка), которая еще только должна была сменить свои Р-40Е на P-38F. Поэтому 14 ноября Бонга перевели в 39-ю истребительную эскадрилью 35-й авиагруппы, базировавшуюся в Лалоки (Новая Гвинея) - подразделение, первым на Тихом океане освоившим «Лайтнинг». 39-я эскадрилья получила их в августе. Но в боях поначалу эти самолеты фактически еще не применялись, так как в тропическом климате техники никак не могли справиться с ненадежной работой промежуточных радиаторов.

Японский пикирующий бомбардировщик D3A - первая победа Р. Бонга
Японский пикирующий бомбардировщик D3A - первая победа Р. Бонга

Но в итоге проблема была решена, и «Лайтнинги» вступили в бой. Именно над Новой Гвинеей, обороняя Порт-Морсби, Ричард Бонг одержал свою первую победу. В ходе боя над Дободурой 27 декабря 1942 года, пилотируя P-38F-5 (42- 12644), Бонг в 12:10 сбил японский пикировщик D3A, упавший в море, а затем пришел на помощь товарищу, тянувшему домой на одном моторе, и подвергшемуся нападению четырех японских А6М («Зеро»). Ричард сорвал вражескую атаку и, стремительно маневрируя, сбил один истребитель. Остальные удрали.

Вторая победа Бонга - истребитель A6M "Зеро"
Вторая победа Бонга - истребитель A6M "Зеро"

Характерно, что в этом бою Бонг продемонстрировал прием, который постоянно будет применять и далее - открытие огня с предельно малой дистанции. Всего в тот день эскадрилье удалось уничтожить 15 японских машин без потерь со своей стороны. Обладавший большой дальностью Р-38 очень хорошо подошел к требованиям Тихоокеанского театра военных действий, действуя, как истребитель сопровождения, барражирующий перехватчик и истребитель-бомбардировщик.

Ki-43 - на этот японский истребитель пришлось большинство побед Бонга - целых 21
Ki-43 - на этот японский истребитель пришлось большинство побед Бонга - целых 21

В новогоднюю ночь 1942-1943 гг. Ричарду Бонгу удалось добавить к своему счету еще один истребитель противника. Он расстрелял «Зеро» в упор прямо над его же аэродромом в Лаэ, а 7 января 1943 года, вылетев на P-38F-5 (42-12624), в 13:15 сбил армейский японский истребитель Ки-43 – это произошло в 80 милях севернее мыса Уорд-Хант. Спустя два часа Бонг сбил еще один Ки-43.

После вылета 8 января на P-38F-5 (42-1265Э) Бонг официально стал «асом», сбив над заливом Хаон Ки-43 и получив официальное подтверждение пяти побед. Вскоре последовало и повышение - звание первого лейтенанта.

В конце января 9-я истребительная эскадрилья 49-й авиагруппы получила долгожданные P-38J, и Бонга вновь ввели в ее состав. Новоиспеченному асу дали P-38J с тактическим номером «79» на фюзеляже. Весной 1943 года эта часть летала с аэродрома в 9 милях от Порт-Морсби. 3 марта в 10:15 над заливом Хаон Бонг сбил Ки-43, и в 11:03, когда вел бой над морем Бисмарка с группой «Зеро», еще 2 истребителя, и повредил один бомбардировщик G4M.

Японский разведчик Ki-46
Японский разведчик Ki-46

Еще одну победу Бонг одержал в том же районе 29 марта в 11:45, уничтожив истребитель Ки-45 «Торю» (или высотный разведчик Ки-46 «Дайна», оба самолета имели похожие силуэты), производивший разведку.

14 апреля в 12:30 Ричард Бонг сбил бомбардировщик G4M и еще один - предположительно. 12 мая он довел свой счет до 11 побед, расправившись в 10 милях восточнее Бени-Бени с двумя Ки-43 «Хаябуса».

Японский бомбардировщик G4M
Японский бомбардировщик G4M

Но самым успешным днем для американского аса стало 26 июля 1943 года, когда пилоты 9-й истребительной эскадрильи сбили 16 японских самолетов, а Бонг отправил на землю два Ки-61 «Хиен» и два Ки-43. Вскоре после этого он получил звание капитана и возглавил одно из звеньев 9-й истребительной эскадрильи «Летающие рыцари». 28 июля Бонг записал на свой счет Ки-43, а 6 августа над Порт-Морсби сбил два бомбардировщика G4M.

Японский истребитель Ki-61 "Хиен" (или "Тони", американское кодовое обозначение)
Японский истребитель Ki-61 "Хиен" (или "Тони", американское кодовое обозначение)

Руководство деятельностью звена отнимало немало времени, и следующую победу Бонг одержал только 2 октября 1943 года над Ки-46. 29 октября в бою над Рабаулом он уничтожил два «Зеро», а в ходе вылета 5 ноября опять же над Рабаулом сбил еще два.

После 146 боевых вылетов Бонг получил отпуск, а когда в феврале 1944 г. он вернулся на Тихий океан, «Летающие рыцари» уже получили P-47D. Бонг был переведен в V-e истребительное командование и получил P-38J-15LO (42-103993). На его фюзеляже появился портрет невесты Ричарда, и самолет был назван ее именем - «Марджи».

Японский бомбардировщик Ки-21
Японский бомбардировщик Ки-21

Боевая деятельность Ричарда Бонга продолжалась. 15 февраля он сбил Ки-61, затем два фронтовых бомбардировщика Ки-21 (3 марта) и Ки-43 (5 марта). 12 апреля майор Бонг был послан на инспекцию в 80-ю истребительную эскадрилью. В ее ходе, летая на P-38J-15, именовавшемся «Down Beat» (42-104012), он занес в свой список побед один Ки-43, и чуть позже - еще два.

После этих впечатляющих успехов генерал Дж. Кенни послал пилота на отдых в США. В Америке как признанный герой майор Бонг совершил турне по различным городам, участвуя в рекламной кампании размещения облигаций специального военного займа. Некоторое время он служил на полигоне Матагордо, где отрабатывались технические и тактические новинки в области авиационного вооружения.

Японский легкий бомбардировщик J1N1 "Гекко"
Японский легкий бомбардировщик J1N1 "Гекко"

Затем - опять фронт, бои над Борнео и Филиппинами. Союзники уже полностью господствовали в воздухе. Боевой счет Бонга продолжал расти. 10 октября 1944 года он сбил скоростной японский бомбардировщик J1N1 «Гекко» и один «Зеро» над Баликпапаном, прикрывая В-24 из 22-й, 43-й и 90-й бомбардировочных групп, сопровождавшихся P-47D из 41-й и P-38J из 9-й авиагруппы. Хотя американцы и потеряли в боях четыре «Либерейтора» и «Тандерболт», было сбито 18 японских истребителей.

Ричард Бонг был мастером группового боя, хотя прекрасно дрался и в одиночку - однажды его Р-38 противостоял девяти А6М «Зеро», из которых два были сбиты и третий поврежден. Он обычно летал с опытными ведомыми, охотно поощряя их инициативу в бою. Долгое время Бонг действовал в паре с Т. Линчем, к концу войны имевшим на счету 20 побед.

Японский истребитель-перехватчик, самолет этого типа повстречался Бонгу лишь один раз, и он сбил его после обеда 7 декабря 1944 года
Японский истребитель-перехватчик, самолет этого типа повстречался Бонгу лишь один раз, и он сбил его после обеда 7 декабря 1944 года

Последние боевые вылеты с Бонгом совершил капитан Дж. Мак-Крэри. Именно в паре с ним Бонгу удалось сбить японский самолет бомбой, сброшенной с пикирования.

Ричард Бонг был хорошим тактиком, метким воздушным стрелком. В конце 1944 года он получил высшую в США награду - Почетную медаль Конгресса, имея к этому времени уже свыше двух десятков самых разных орденов и медалей, а 17 декабря одержал свою 40-ю победу, пилотируя P-38J-20LO (44-23461).

Эта победа стала для аса последней. Талантливого летчика отозвали в США, чтобы поручить работу испытателя на авиабазе Райт-Филд.

В июне 1945 года Бонг начал осваивать реактивную технику. Его направили в Бэрбенк, на завод фирмы «Локхид», руководить летными испытаниями нового истребителя Р-80.

6 августа Ричард Бонг разбился - при полете над городом неожиданно загорелся двигатель, и самолет упал, не дотянув до аэродрома.

Всего Бонг сделал чуть более 200 боевых вылетов. Хотя это число и не выглядит очень значительным, но оно примерно соответствует 1000-1200 летных часов.

До конца войны ни одному американскому летчику не удалось превысить достижение Бонга. Ближайший из его соперников - Т. Мак-Гайр, тоже воевавший на «Лайтнинге», и тоже на Новой Гвинее, одержал 38 побед.

Самолеты, на которых воевал Ричард Бонг.

Всё свои победы Бонг одержал на истребителе Р-38 различных модификаций (в основном типа J - в разное время у него были J-10, J-15, J-20). Дольше всего он летал на P-38J-15-LO N42-103993. Этот самолет служил асу с октября 1943 года по март 1944-го. Свою сороковую победу Бонг одержал на P-38J-20-LO N 44-23461. Через его руки прошли и многие другие «Лайтнинги».

"Лайтнинг" Ричарда Бонга, современный рисунок (а может и не современный, но рисунок)
"Лайтнинг" Ричарда Бонга, современный рисунок (а может и не современный, но рисунок)

Список побед Ричарда Бонга по типам японских самолетов:

1). A6M «Зеро», истребитель – 8;

2). Ki-43 «Хаябуса» («Оскар»), истребитель – 21;

3), Ki-61 «Хиен» («Тони»), истребитель – 3;

4). Ki-44 «Сека» («Тодзио»), истребитель – 1;

5). D3A «Вэл», бомбардировщик – 1;

6). G4M «Бетти», бомбардировщик – 1;

7). Ki-21 «Салли», бомбардировщик – 2;

8). J1N1 «Гекко» («Ирвинг»), бомбардировщик – 1;

9). Ki-46 «Дайна», разведчик – 2.

Истребитель Р. Бонга "Marge" сегодня находится в музее
Истребитель Р. Бонга "Marge" сегодня находится в музее

Окончательное резюме по сравнению боевой работы и результатов асов-истребителей №1 всех основных стран, принявших участие во Второй Мировой войне, я опубликую позже, в другой публикации, как только соберу более полные данные.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО АСАМ-ИСТРЕБИТЕЛЯМ:

Подвиг Сабуро Сакаи, 08.08.1942 г. Полет длиной в 1000 км над океаном без сознания и с одним глазом

22 июня 1941 года сбил на биплане И-153 два «мессера» Bf-109 и еще три бомбера - ас или не ас?

Три лучших польских аса-истребителя Второй Мировой войны – счет одинаковый, а результат разный в разы!

Румынский летчик-истребитель Константин Кантакузино побил по результатам всех американских и британских асов WWII