Сегодня в Дзене обновили систему монетизации. Казалось бы, что с этого читателям?
До февраля 2022 года Дзен был перспективной и развивающейся площадкой. Главная его ценность была в том, что разработчики использовали уникальный алгоритм, когда в ленту пользователя (у каждого она — своя, индивидуальная) подкидывали статьи по его интересам. А узнавали эти интересы из множества данных, которые сохраняют наши браузеры. Доходило до такого, что ты вроде еще свое желание никому не озвучил, а в ленте -бац и статья подходящая на эту тему.
В результате лента затягивала пользователя как трясина случайного путника. Зайдешь на главную Яндекса на пять минут, очнешься - ба, уже полчаса прошло, а заголовки так и манят.
В феврале 2022 года, как мы помним, произошло событие, которое для многих сфер стало поворотным. В том числе и для Дзена, который отказался от своего уникального алгоритма. Бьюсь об заклад, что этот алгоритм хотели бы узнать многие социальные сети типа Фейсбука или Ютуба. Потому что это тот самый крючок, который цепляет читателя. А для соцсети увеличивает так называемый таймспенд (время, которое проводит пользователь проводит на площадке). В Дзене он был большим. Если не подводит память, то в среднем читатели проводили здесь от 40 до 60 минут ежедневно. Раньше эти данные были открытыми, сейчас уже нет.
Дзен перешел на так называемую подписочную модель, когда каналы показывали только подписчикам. Спустя несколько месяцев площадка начала возвращать рекомендательный алгоритм. Но он был уже не тот, что прежде. Уже ничего подобного, когда ты о чем-то думаешь или ищешь в сети, а Дзен подсовывает тебе подходящую статью. Алгоритм стал очень простым и плоским. Честно признаюсь, зачастую то, что он предлагал в ленте, иногда вызывало разве что изжогу, а не интригу и интерес.
Кроме того, Дзен изменил и условия работы авторов на площадке. Прежде он неплохо оплачивал работу авторов, он делился доходами от рекламы, которая есть на боковой панели. Часть оставлял себе, а часть отдавал автору. Это было очень большим подспорьем, чтобы делать хороший контент (статьи, видео, ролики). Это только кажется, что чего там трудного — вести блог. Но так, чтобы слушали и читали, надо поработать, изучить тему, подобрать иллюстрации (а я, к примеру, за некоторые иллюстрации даже платила деньги, и прежняя система это позволяла). Не говоря уже про видео. Для него нужна камера, свет, монтаж и прочее. И выплаты с Дзена позволяли улучшать контент: снимать видео, делать более глубокие материалы.
Поскольку у меня большой стаж работы в СМИ, я могу совершенно определенно сказать, что в своих темах многие авторы были куда более осведомленные, чем журналисты.
Но с весны 2022 года Дзен стал сокращать выплаты авторам. Хотя изменения в монетизации это еще полбеды. Ведь для многих Дзен не работа, а хобби. И монетизация по большому счету позволяла компенсировать расходы на создание контента. Мы же все понимаем, что самое дорогое, что у человека есть, это время. В результате упрощения алгоритма, многие подписчики перестали видеть каналы, на которых подписаны и перестали читать статьи, которые входят в их интересы. Они просто не имеют шанса их увидеть.
В результате многие авторы, которых я читала, стали меньше делать контента, кто-то и вовсе начинал вести блоги на других площадках, некоторые даже полностью закрыли каналы. Писала об этом подробнее здесь. Оставшиеся вроде смирились с ситуацией.
Но сегодня Дзен опять обновил систему монетизации, он провозгласил, что будет платить за время, которое читатели проводят на страницах канала. Но надо понимать, что контент разный, к примеру, видео более трудозатратно для автора. Напомню, недавно 10 часов отснятого видео я смонтировала в 20 минут времени, чтобы зрителям удобно было смотреть. Потратила на это целый день. Теперь с новой системой монетизации в таких трудозатратах вообще нет никакого резона.
Сегодня в авторских чатах все делятся друг с другом результатами обновлений. Многие весьма уважаемые мной авторы, к примеру, Катя Пискунова (канал "Живые вещи"), Роман Ковригин ( "Сделано у нас") уже признались, что скорее всего будут делать контент в других соцсетях. Потому что все произошедшие изменения привели к тому, что площадка наполнится низкозатратным "желтым контентом", всевозможными сплетнями и выдуманными легковесными рассказами. Потому что делать его просто и быстро. Многие авторы понимают, что Дзен сделал сам себе харакири (когда-то он вычищал с площадки такие материалы, считая их некачественными, а сейчас стал стимулировать их создание).
Что будет дальше?
Уже сейчас большинство авторов параллельно делают контент на других площадках.
Я, к примеру, поняла, что в последнее время у меня стал хорошо расти Youtube. Вот на него ссылка https://youtube.com/@veshch И там тоже есть возможность создания текстовых материалов, а не только видео.
Кроме того, у меня есть канал в Телеграмме https://t.me/veschdzen
И сообщество Вконтакте https://vk.com/club77748965
Безусловно, канал в Дзене я не брошу, буду публиковать контент и здесь тоже. Но будущее Дзена, к сожалению, не выглядит радужным, как это было прежде. Боюсь, что площадка станет терять популярность. Более того, это уже началось. Попытка изменить оплату для авторов должна была исправить это, но скорее всего сделает только хуже.
Поэтому не исключено, что вышеперечисленные площадки станут в приоритете. Поэтому прошу подписаться, чтобы не потеряться, если что.