События романа британского писателя Чарльза Стросса «Оранжерея» (2006) разворачиваются в той же фантастической вселенной, что и «Аччелерандо», о котором я писал ранее (ссылку ищите внизу).
Однако «Оранжерея» — самостоятельное произведение, которое не столько раскрывает новые детали постсингулярного общества, описанного Строссом в «Аччелерандо», сколько делает упор на критике актуальных событий, являясь самым настоящим социальным комментарием.
Спасибо за "лайк" и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале "Сай-фай ревью" ещё больше вкусностей, новостей и халявы!
«Оранжерея» начинается со вполне футуристических образов. Читателей встречает общество XXVII века, и Стросс щедро сыпет казалось бы несвязанными друг с другом деталями. Люди будущего (если их ещё можно назвать людьми) живут на космических станциях, связанных порталами, а Земли уже нет.
Стросс знакомит нас с главным героем, который пытается скрыться от загадочных убийц, преследующих его в мире, где личность можно заархивировать и перенести через портал. Проблема в том, что часть его прошлого стёрта, и потому мыслей о том, кому он понадобился, нет.
В качестве спасения выступает социальный эксперимент, в рамках которого испытуемых из постсингулярного будущего переносят в историческую реконструкцию, в рамках которой они живут в симуляции некоего усреднённого общества западного типа примерно второй половины XX века.
Участники эксперимента перемешаны, их личности спутаны и изменены, а жёсткая когнитивная диктатура всевозможных правил вынуждает персонажей действовать так, как должны были, по задумке экспериментаторов, действовать их предки. Но что-то глубоко неправильное смущает некоторых персонажей. А главного героя, не помнящего о причинах, сподвигнувших принять участие в реконструкции, ещё и начинают донимать «сигналы» из предыдущей жизни.
Шоу «За стеклом»
В первую очередь, конечно, бросается в глаза желание автора прокомментировать некоторые проблемы, которые мы можем наблюдать в современном обществе, включая, например, домашнее насилие.
Стросс уделяет внимание и «социальному клею», удерживающему вместе участников эксперимента — некий социальный рейтинг, опирающийся на соблюдение норм поведения: бездумное отправление религиозных обрядов, бездумное деторождение, бездумные походы по магазинам и проч.
На любого, кто в рамках этой реконструкции пытается выделиться, оказывается мощнейшее давление со стороны «соседей», принявших правила игры, которые со всей страстью могут подвергнуть остракизму «белую ворону».
Метафора «оранжереи» (а если дословно, то «стеклянного дома») буквально отсылает к военной тюрьме Олдершот, работавшей в Великобритании в XIX-XX вв. «Оранжерея» Стросса также отсылает к образу паноптикума Мишеля Фуко, в котором французский философ видел концентрированное выражение принципов дисциплинарной власти.
Также одним из источников вдохновения для «Оранжереи» стал печально известный Стэнфордский тюремный эксперимент, в рамках которого изучались психологические аспекты, связанные с реакцией на ограничение свободы, на условия жизни в тюрьме, а также влияние навязанной извне модели поведения.
Однако Стросс не был бы так хорош, если б не смог уместно и интересно внедрить социально-психологический триллер о человеческой жестокости в более широкий контекст, показав, к примеру, последствия психохирургии. Рассказчик «Оранжереи», как это ни забавно, самый натуральный «попаданец», который смотрит на реалии нашей действительности сквозь призму установок общества будущего. При этом Стросс в своей критике не уходит в морализаторство и проч.
Роман, конечно же, не ограничивается одной лишь декорацией зловещей реконструкции современного нам общества. Стросс знакомит читателей и с войной, в которой участвовал ранее главный герой, где постчеловечеству противостоял необычный противник, и с некоторыми реалиями быта и отношений людей будущего.
При этом автор оптимистичен и при всех ужасах войны, затронутой в романе, находит решение проблем реконструируемого социума (т.е. как бы нашего) именно в постсингулярном обществе, которое и должно по идее даровать освобождение от когнитивной диктатуры, место которой лишь в исторических хрониках.
Пусть в «Оранжерее» Стросс и не так щедр на описание концепций, как в «Аччелерандо», созданный им мир всё так же увлекает.
Как признавался писатель в интервью SciFi.com, говоря о такой «расточительности» на концепты и идеи, он любит «играть», любит «гоняться за своим хвостом и валяться в зловонных болотах новых идей <...> кайфовать от новизны». Однако Стросс отмечает, настолько сложно писать такой «плотный» текст, как, к примеру, «Аччелерандо», потому он экспериментирует и с менее «плотными».
Любопытно, что первый черновик «Оранжереи» был написан Строссом всего за три недели, когда он работал по 12 часов в день.
Резюмируя, я могу уверенно сказать, что «Оранжерея» мне понравилась: это крепкий научно-фантастический роман сильного автора, который сумел непротиворечиво совместить ожидаемый для него постсингулярный сеттинг с социальной критикой.
Однако признаюсь, что эта книга мне понравилась чуть меньше романа «Аччелерандо», в котором плотность увлекательных идей и ярких образов на квадратный сантиметр текста просто зашкаливает.
Кроме того, в издание от АСТ также вошёл любопытный рассказ «Бродячая ферма», в котором обычный рядовой фермер сталкивается с пугающим симбиозом нескольких людей, собравшихся к Юпитеру с миссией любви.
К слову, на канале «Сай-фай ревью» выходил обзор романов из двух циклов хардкорно-авантюрной фантастики, где рассказывается об аферах космических масштабов в далёком постчеловеческом будущем.