Найти в Дзене
Cай-фай ревью (SFR)

Квантовые аферы в масштабах постчеловечества — о двух циклах отличной фантастики

Я редко пишу сразу о нескольких произведениях, почти не делаю подборки. Но тут я решил рассказать о двух книжных циклах хардкорной научной фантастики, рассказывающих о далёком будущем постчеловеческой эпохи. Сама же публикация такого материала приурочена к анонсам. Спасибо за "лайк" и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале "Сай-фай ревью" ещё больше вкусностей, новостей и халявы! «Квантовый вор» Ханну Райаниеми Ханну Райаниеми — писатель финского происхождения, обладатель степени по математической физике. Как автор он стал широко известен после выхода в 2010 году романа «Квантовой вор» — первой книги о похождениях Жана ле Фламбера. В начале первой книги мы видим Жана узником виртуальной тюрьмы на окраине Солнечной системы, где собственные копии должны исправить его посредством бесконечных логических игр и смертей. Но слава ле Фламбера идёт впереди него, и в один прекрасный момент из тюрьмы его похищает девушка по имени Миели и её мыслящий корабль. Они обещают Жану
Оглавление

Я редко пишу сразу о нескольких произведениях, почти не делаю подборки. Но тут я решил рассказать о двух книжных циклах хардкорной научной фантастики, рассказывающих о далёком будущем постчеловеческой эпохи.

Сама же публикация такого материала приурочена к анонсам.

Фрагмент арта к обложке романа «Квантовый волшебник» от fanzon.
Фрагмент арта к обложке романа «Квантовый волшебник» от fanzon.

Спасибо за "лайк" и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале "Сай-фай ревью" ещё больше вкусностей, новостей и халявы!

«Квантовый вор» Ханну Райаниеми

Ханну Райаниеми — писатель финского происхождения, обладатель степени по математической физике. Как автор он стал широко известен после выхода в 2010 году романа «Квантовой вор» — первой книги о похождениях Жана ле Фламбера.

В начале первой книги мы видим Жана узником виртуальной тюрьмы на окраине Солнечной системы, где собственные копии должны исправить его посредством бесконечных логических игр и смертей. Но слава ле Фламбера идёт впереди него, и в один прекрасный момент из тюрьмы его похищает девушка по имени Миели и её мыслящий корабль. Они обещают Жану свободу в обмен на его услуги.

Райаниеми в книге увлекательно и ярко изобразил неоднородное постчеловечество, не забывая при этом щедро делиться с читателями демонстрацией технологических аспектов такого общества будущего. Разнообразные культуры сталкиваются и взаимодействуют друг с другом, создавая уникальный и крайне любопытный мир. В полёте фантазии автору не откажешь. При этом, как мне кажется, глубокое понимание основ устройства мира стало для Райаниеми огромным преимуществом.

Чего только стоит концепция памяти, показанная через образ Ублиетта. Так называется мобильный город на Марсе, жители которого имеют как обычную память, так и внешнюю — экзопамять. Благодаря продвинутым криптографическим протоколам в культуре жителей Ублиетта прочно укоренилось представление о незыблемости приватности. С помощью технологий они могут делиться с окружающими любой частью собственных воспоминаний, что можно использовать в качестве канала коммуникации, или скрывать от окружающих всё что угодно — вплоть до внешности и голоса. Но что, если коллективная память будет каким-то образом скомпрометирована?

При этом, «Квантовый вор» и его продолжения написаны так, что требуют от читателя некоторых усилий. Райаниеми чаще показывает, а не рассказывает, редко опускается до объяснений каких-то деталей, делая ставку на фантазию читателей и позволяя им познавать реалии этого вымышленного мира через описания и контекст.

Фрагмент арта к обложке романа «Квантовой вор» от ФКК.
Фрагмент арта к обложке романа «Квантовой вор» от ФКК.

Всё это, как мне кажется, и обеспечило внимание читателей к «Квантовому вору» и двум его продолжениям — романам «Фрактальный принц» и «Каузальный ангел». На русском вся трилогия выходила в 2013-2017 годах у издательства «Фантастика Книжный Клуб».

Однако то ли тиражи были небольшими, то ли интерес повышенный, то ли и то и другое, но, к примеру, первую книгу цикла найти в продаже уже давно нельзя. К этому нужно добавить то, что книги ФКК не продаются в электронном виде.

Поэтому переиздание такой замечательной фантастики — дело отличное, как мне кажется, и важное. Ранее летом издательство fanzon выпустило роман «Квантовый вор», а «Фрактальный принц» уже на подходе. Кроме того, издательство подготовило и аудиоверсию книги, начитанную Игорем Князевым. Просто восторг.

Интересно: благодаря русской философской мысли в «Квантовом воре» появилась Sobornost, а порабощённые разумы реальных людей, скопированных в цифровую форму — настоящие «мёртвые души», получили название gogol.

«Квантовый волшебник» Дерека Кюнскена

Дерек Кюнсекн — канадский фантаст, специалист по молекулярной биологии (да-да, ещё один учёный).

Кюнскен известен не так сильно, как Райаниеми, однако в наших силах это исправить. Ранее на русском языке вышел его роман «Квантовый волшебник» (да-да, ещё один «квантовый» в названии).

История так же разворачивается в далёком будущем, выйдя далеко за пределы нашей родной системы. И вновь читателей погружают в постчеловеческое общество, разделённое на несколько функциональных рас.

Главный герой Белизариус — так называемый homo quantus, выведенный биоинженерами подвид человека будущего. Он может использовать свой мозг как сверхэффективный компьютер, что, однако, сказывается на его личности. Сбежав с родной планеты, Белизариус «развлекает» себя сложнейшими аферами (да-да, ещё один вор), которые могут в достаточной мере удовлетворить потребности его квантового интеллекта.

Так на Белизаируса выходит заказчик, который предлагает ему провернуть невероятно опасное дело, грозящее настоящей космической войной. Белизариус собирает команду, чтобы провести сверхсовременные космические корабли через червоточину противника, зная, что обещанная награда — ничто перед той, что он сам себе наметил.

В романе так же интересно описывает неоднородное общество будущего, показывая его представителей с разных сторон — в том числе с не самых приятных. На мой взгляд, читать Кюнскена попроще: не потому, что образы и идеи примитивнее тех, что можно встретить у Райаниеми, а потому, в первую очередь, что повествование у Кюнскена чуть более дружелюбное к читателю. С фантазией у него всё так же хорошо.

То есть, как и в случае с «Квантовым вором», сюжет у Кюнскена пусть и увлекательный, но может уходить на второй план, а книга не будет отпускать читателя, погружённого в тот самый мир далёкого будущего, где для непосвящённого творится настоящее «волшебство».

«Квантовый волшебник» вышел у fanzon на русском в 2020 году. Я купил книгу давно, но прочёл только этой весной и уже весь сгорел от нетерпения в ожидании продолжения. У романа так же есть аудиоверсия, так же начитанная великолепным Игорем Князевым. И вот в августе на русском выходит «Квантовый сад» — второй роман трилогии.

Я не просто так отметил в скобках совпадения у Кюнскена и Райаниеми. Если кратко кому-то попробовать рассказать о романе «Квантовый волшебник», то в первую очередь он может подумать, что это максимально вторичное произведение по отношению к «Квантовому вору», не заслуживающее внимания. Уверяю вас, это не так.

Есть лишь несколько совпадений: место действия в далёком будущем, постчеловеческое общество, вор в качестве главного героя и история вокруг его криминальных способностей. Но это всё. Истории подаются по-разному, каждый мир будущего уникален по-своему, а главные герои совсем непохожи.

Кроме того, практически совпали даты у релизов книг на русском, что также сказалось на решении написать о циклах в рамках одного материала.

Фрагмент арта к обложке романа «Квантовый сад» от fanzon.
Фрагмент арта к обложке романа «Квантовый сад» от fanzon.

Технологии меняют людей. А технологии далёкого будущего могут изменить человечество до неузнаваемости. Но будет ли это преображением и улучшением? Или оно станет искажением и уничтожением всего того лучшего, что есть в нас? Покажется ли изменение нам прекрасным? Или это будет омерзительное явление, которого никак нельзя допустить?

Мне кажется, то, кем мы будем, это один из самых захватывающих вопросов, который может поставить перед читателями научная фантастика. В том числе потому, что он позволяет лучше понять то, кем мы являемся сейчас. Наверное, именное поэтому мне так интересны книги, затрагивающие образы постчеловеческого будущего. Надеюсь, будет интересно и вам.

P.S. Это не первая статья «Сай-фай ревью», где затрагивается творчество Райаниеми. В этом небольшом материале можно узнать о его фантастическом рассказе «Расцепленность», который посвящён технологии блокчейна, а также найти, где прочесть его в переводе.