По этому поводу полной ясности нет: глава департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития Никита Кондратьев сообщил, что четкие инструкции желающие работать с группами из КНР должны получить в органах исполнительной власти в сфере туризма субъектов РФ. «Там они узнают, как принимать китайских туристов», — заявил он. При этом списки туроператоров, имеющих право формировать группы, размещены на интернет-сайте ведомства заодно с инструкциями по процедуре действия соглашения о безвизовых групповых турпоездках, работа которого после пандемии коронавируса была возобновлена 20 февраля 2023 года. Напомним: согласно этому соглашению, организованные туристы в группе от 5 до 50 человек могут посещать соседние страны без получения визы и находиться там до 15 дней.
Чем возобновление безвизовых туров из Китая интересно Петербургу? До начала пандемии китайцы уверенно лидировали в турпотоке из‑за рубежа: по итогам 2019‑го наш город принял более миллиона гостей из КНР, из которых как минимум 300 тысяч приехали в рамках безвиза. Фактически с учетом разных въездных возможностей каждый четвертый иностранный турист на берегах Невы был из Поднебесной. По статистике управляющей «Пулково» компании, пассажиропоток между Северной столицей и городами Китая в среднем прирастал на 41 % в год, а всего за несколько лет китайская маршрутная сеть выросла с одного направления (Пекин) до 13. Поскольку безвиз возобновлен, в воздушной гавани Петербурга уверены: туристический поток из КНР довольно быстро восстановится. И город, имеющий как опыт в приеме гостей из Китая, так и широкие возможности по организации их отдыха, готов сделать это на самом высоком уровне.
Как считает, к примеру, глава комитета по предпринимательству в сфере туризма Торгово-промышленной палаты Петербурга Александр Мусихин, Северная столица вполне способна предложить китайцам не только классические экскурсии, но и новые современные программы, ориентированные на молодых и активных людей. В частности, широкие возможности для посещения событий и различных общественных пространств, которые как раз и могут быть интересны гостям из‑за кордона. «Кроме того, их могут заинтересовать гастрономические туры, основанные на русской и петербургской кухнях», — говорит он. Но…
Стоит напомнить: с 2015 года ныне уже не существующее Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) ввело в действие специальную информационную систему (СИС), участники которой получали право работать с безвизовыми группами туристов из Китая. Доступ в нее получали не все, а на фоне резкого роста потока туристов из Поднебесной всего за несколько лет в России (и в Петербурге в частности) пышным цветом расцвел «черный» туристический рынок.
Как не раз отмечали многие участники легального рынка туризма, в результате сложилась странная ситуация, при которой число китайских туристов росло как на дрожжах, а в бюджет города от их пребывания поступали денежные крохи. Что и неудивительно: вместо легально действующих российских операторов большую часть услуг гостям оказывали «неформальные» магазины, кафе и даже объекты размещения, которые находились под управлением самих же китайцев. Не говоря уже про неквалифицированных гидов-китайцев.
Как будет теперь? С гидами, пожалуй, проблема в большей степени решена: еще с июля 2022 года в России введена обязательная аттестация гидов, экскурсоводов и инструкторов-проводников, а возможность получить такой статус теперь есть только у граждан РФ — иностранцы быть экскурсоводами и гидами-переводчиками в России не могут. Соответственно, китайский студент, обучающийся в Петербурге, водить экскурсии по городу, как раньше это бывало сплошь и рядом, не имеет права. Если, конечно, исполнение закона станут жестко контролировать.
А вот насчет оказания торговых и прочих услуг ситуация тревожная. Да, за время пандемии и отсутствия туристов из КНР подавляющая часть прежде процветавших заведений (магазинов, кафе и пр.), оказывавших услуги гостям в обход российского законодательства, прекратила свое существование. Но не потому, что условия их действия кардинально изменились, — продавать янтарь или радовать привычной кухней было просто некого. Сейчас, когда из Поднебесной снова хлынет поток путешественников, подобные заведения могут запросто появиться вновь. Ведь спрос, как известно, рождает предложение. И предпосылки для этого есть: в отличие от рынка экскурсионно-переводческих услуг в сфере торговли или общепита каких‑то принципиальных решений, препятствующих возрождению былого нелегального туристического, практически нет.
Как считает председатель совета Ассоциации содействия российско-китайскому туризму Юрий Цуркан, механизм возобновления группового безвизового туристического обмена с КНР должен быть строго регламентирован государственными правовыми актами, а не некими никем не утвержденными инструкциями. И ближайшее время покажет, по какому пути пойдет развитие группового безвизового туризма между Россией и Китаем. Ведь, несмотря на желание значительно нарастить поток гостей из Поднебесной, снова наступать на прежние финансовые грабли не хочется. Хотя бы потому, что от приема гостей из‑за кордона надо получать не только удовлетворение в виде отражающих их количество цифр, но и денежную выгоду как для местного бизнеса, так и для городского бюджета.