Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

В джазе, в чём разница между бопом, хард-бопом и пост-бопом?

«Боп» — это сокращение от «бибоп» и обычно рассматривается как форма джаза для небольших групп, которая развивалась в основном в Нью-Йорке в 1940-х годах. Бибоп характеризовался следующим образом.

  • Темп от среднего до очень быстрого.
  • Преднамеренное использование диссонансов в мелодиях, например, подчёркивание неаккордовых тонов.
  • Широкое использование контрафактов (или «контрафакций»), то есть мелодий, построенных на последовательностях аккордов уже существующих песен.

Например, «Ko-Ko» Чарли Паркера построена на основе последовательности аккордов «Cherokee» Рея Нобла, а «Donna Lee» Майлза Дэвиса и Чарли Паркера построена на основе последовательности аккордов «Back Home Again in Indiana» Джеймс Ф. Хэнли. И так далее.

  • Обычный формат «тема - соло - тема».
  • Субъективное, но часто весьма заметное чувство напряжения. Возможно, даже ощущение «измотанности» или «нервозности».
  • Акцент на инструментальной виртуозности, гармонических, мелодических и ритмических нюансах. Это отнюдь не была музыка для танцев.
Фото Chris Bair на Unsplash.
Фото Chris Bair на Unsplash.

Хард-боп развился из бибопа в середине 1950-х годов. Он характеризовался следующим.

  • Широкий диапазон темпов, от балладных до относительно быстрых.
  • Меньше диссонансов, чем в бибопе, больше «душевности» под влиянием блюза и госпела.
  • Меньшее использование упомянутых «контрафактов».
  • Тот же формат «тема - соло - тема», который был уже найден в бибопе.
  • Более расслабленный подход к ритму.
  • Опять же, это была музыка, созданная для того, чтобы ее слушали, но под которую всё же было легче танцевать, если вы вдруг захотели.
Фото Dolo Iglesias на Unsplash.
Фото Dolo Iglesias на Unsplash.

Пост-боп определить гораздо сложнее, это скорее универсальный термин для музыки, который появился после снижения популярности хард-бопа.

Одна группа, к которой иногда прилагается этот термин — это второй квинтет Майлза Дэвиса с Уэйном Шортером, Херби Хенкоком, Роном Картером и Тони Уильямсом. Тогда это была группа, которая действительно была эталоном сама по себе, хотя её последующее влияние на мейнстрим джазового направления было значительным.

Проще всего было бы сказать что-то вроде того, что пост-боп — это джаз второй половины 20-го века, который всё ещё находится под узнаваемым влиянием бопа. Это в значительной степени импровизированная, в основном акустическая музыка, в основном похожая на бибоп. Никакое более строгое определение не смогло бы охватить таких разных музыкантов, как Джон Колтрейн и Джеки Боярд.

По материалам поста (англ.) Alex Johnston, который представился как «писатель, редактор, отец, ирландец, музыкант и иммигрант».