Когда дело касается развития и обучения детей, то все причастные к этим процессам (родители, воспитатели, учителя) должны знать про сензитивные периоды в развитии. Эти знания позволят не пропустить благоприятные периоды для формирования и развития тех или иных навыков у ребенка.
Сензитивные периоды — это периоды особой восприимчивости ребенка к той или иной деятельности, к формированию определенных навыков. Это наиболее благоприятный период для развития тех или иных психических функций.
Если в сензитивный период ребенка не развивали, то прийти к желаемым результатам будет либо довольно сложно, либо совсем нереально. Например, дети-маугли, не получившие в сензитивный период необходимой среды для развития речи и социализации, уже не могли полностью адаптироваться в человеческом обществе. Несмотря на все усилия врачей, педагогов, дефектологов, эти дети были интеллектуально неполноценными.
Сензитивные периоды часто сравнивают с вовремя открывшейся дверью: если дверь открыта, можно заходить, но как только она закроется, шанс войти будет упущен.
Несмотря на то, что понятие сензитивных периодов связывают с именем Льва Выготского, по учебникам которого обучают детских психологов и педагогов, многие педагогические школы (например, система Монтессори) тоже оперируют этим понятием.
Итак, какие же сензитивные периоды есть в жизни каждого ребенка?
1. От 0 до 6 лет — сензитивный период для развития речи. В нем можно выделить несколько подпериодов: от 0 до 1 года — период формирования пассивного словарного запаса, уже в 4 месяца ребенок осознанно реагирует на речь, он поворачивает голову на звук, может улыбаться, когда слышит родные голоса. Если этого не происходит, это повод обратиться к врачу, возможно, есть какие-то нарушения слуха.
Начиная с 1 года ребенок начинает произносить первые слова, он учится выражать свои чувства, желания при помощи слов.
Ближе к 3 годам речь становится средством коммуникации не только среди близких, но и среди сверстников или других взрослых. Многие дети идут в этом возрасте в детский сад, где они учатся общаться с другими детьми.
С каждым годом речь ребенка становится богаче, чище, но при условии, что ребенок растет в богатой языковой среде, где с ним разговаривают, читают книги.
2. С 3 до 4 лет — сензитивный период для знакомства ребенка с цифрами и буквами, а также для изучения иностранного языка. Органы чувств также находятся в активной фазе своего развития.
3. С 4 до 5 лет — сензитивный период для развития интереса к музыке и математике. Как раз в 5 лет многие родители впервые приводят ребенка в музыкальную школу. В этот период ребенок усваивает понятие формы, размера, цвета, его социальное развитие также протекает довольно интенсивно.
4. С 5 до 6 лет — благоприятный период для развития социальных навыков ребенка, привития ему норм поведения в обществе, а также в этот период можно обучать ребенка чтению. Отлично помню, как меня учили читать, это было как раз в 5 лет, и я очень быстро научилась, никаких проблем не было. Вот что значит делать это в нужный период.
5. С 8 до 9 лет — этот период снова является благоприятным для изучения иностранного языка, именно поэтому в современных школах иностранный язык вводят со второго класса. По какой логике советские школьники учили его с пятого класса, когда сензитивный период давно прошел, я не знаю.
Эта периодизация — некая средняя температура по больнице. Понятно, что каждый ребенок уникален и у каждого будет своя траектория развития. Но все равно надо иметь об этом представление, чтобы не пропустить важные периоды.
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Канал «Мама, не ори!»: пишу для тех, кто воспитывает детей и интересуется жизнью👶