В этом посте мы расскажем вам о нескольких полезных правилах и нюансах, которые в значительной степени облегчают рабочий процесс звукорежиссуры и сведения музыкального материала.
Самое простое и наиболее известное - как можно чаще переключайтесь в моно на мастер-шине. Это помогает выявить множество нюансов, улучшить читаемость инструментов микса, а также обнаружить ошибки сведения и звучания, например, фазовые искажения.
Панорамируйте осторожно - далеко не всегда нужно уводить инструменты “до упора” влево или вправо. В то же время, порой бывает очень полезен эффект панорамы “за пределами” динамика. Это звучание достигается за счёт комбинации разных эффектов и фазовой разницы - например, дилеев, эксайтеров и тд.
При работе с эквалайзерами всегда старайтесь в начале вырезать, а не поднимать - практически любой эквалайзер менее заметно работает “в минус” чем “в плюс”. Кроме того, всегда стоит помнить, что эквалайзер вносит фазовые искажения, особенно, при сужение добротности полосы и сильных подъёмах. Некоторые именитые звукорежиссёры мыслят эквализацию как творческий эффект и прибегают к ней лишь при крайней необходимости.
При работе с пространством не забывайте про эквализацию реверберации. Для растворения эффекта в миксе - подрежьте высокие, и наоборот. Контролируйте низкочастотную информацию в side-составляющей - как правило, звуки ниже 150 Hz в реверберации часто бывают лишними. Используйте pre-delay - эта функция отдаляет эффект от слушателя. Чем выше pre-delay - тем ощутимее отдаление. Есть приём с панорамой ревербераторов в моно - создайте две шины с разными реверберациями, например, две комнаты с отличительными особенностями звучания, сбалансируйте посылы и уровни их громкости, переведите их в моно и спанорамируйте в разные стороны. Глубина панорамы зависит от общей аранжировки и звучания микса, делайте по вкусу. Иногда до упора, в других случаях на 40-70 процентов. Главное, слушать и понимать процесс. Те же правила работают и для дилеев.
При работе с компрессорами следует всегда помнить одно правило - управление динамикой означает поддержание уровня постоянным. Хороший, правильно настроенный компрессор способен в корне изменить звучание композиции. В компрессии тех или иных инструментов нет правил, всё зависит от очень субъективного контекста задачи. Для вокала, акустических гитар, рояля подходят ламповые компрессоры в тех случаях, когда нужна лёгкая и прозрачная компрессия, для ударных FET или VCA - VCA более нейтральны по своему звучанию, чем FET - агрессивный и ощутимый компрессор.
При работе старайтесь сводить на одном уровне громкости. Это позволяет работать дольше, более внимательно вслушаться в микс и буквально “прочитать” его составляющие, определить более точно балансы инструментов, частотные конфликты. Оптимальную громкость микса легко выстроить по шумомеру - сейчас это приложение доступно для скачивания на любом телефоне. Расположите телефон микрофоном к мониторам на уровне своей головы и измерьте громкость. Уровень на шумомере при основном процессе работы должен быть в пределах 70dB.
Всё вышеперечисленное - лишь малая часть огромного пласта знаний и навыков. Если вам интересен подобный материал - пишите в комментарии, о чём бы вам хотелось ещё узнать.