Найти тему

Из Рыбинского в Шекснинское водохранилище. Волго-Балт, часть 1

Уважаемые читатели, предыдущей статьёй я завершил большой раздел, посвящённый своим круизным маршрутам по Волге, Каме, Оке и Каналу имени Москвы. Есть ещё одно направление, где мне довелось побывать и о котором хочу рассказать – о реках, озёрах и канале Волго-Балтийского водного пути. Волго-Балт – это система водоёмов и гидротехнических сооружений, соединяющих бассейны Каспийского и Балтийского морей. Начало истории водного пути относится к 1799 году, когда началось строительство Мариинской водной системы. Это название система носила с момента окончания строительства в 1810 году по 1963 год, в 1964 году водный путь получил современное название.

В состав водного пути входит Волго-Балтийский канал (сокращённо ВБК). Канал соединяет Рыбинское водохранилище с Онежским озером, его длина от Рыбинска до устья реки Вытегры составляет 367 километров. В районе Рыбинска канал поднимается на 13 метров по пологому южному (каспийскому) склону, потом пролегает по водораздельному бьефу длиной 270 километров, и затем по северному (балтийскому) склону, где сооружено 6 шлюзов, спускается на 80 метров до нижнего бьефа Вытегорского гидроузла и уровня Онежского озера. Далее водный путь пролегает по Онежскому озеру, реке Свирь, Ладожскому озеру и Неве до Балтийского моря.

Описание северо-западного маршрута начну с Рыбинского водохранилища, в которое на круизном лайнере можно попасть снизу по Волге со стороны моей Самары, либо сверху по Волге – из Москвы. В дополнение к описанию круизных маршрутов по Волге и КиМу я сделал дорожную карту этих маршрутов, в которой указывал расстояние и время в пути между населёнными пунктами и некоторыми достопримечательностями. Эту практику хочу применить и в своих постах, посвящённых путешествию по Волго-Балту.

По Волго-Балтийскому водному пути у меня был, к сожалению, единственный круиз и довольно давно – в 2014 году, из Москвы до Санкт-Петербурга и обратно . Отсчёт, как обычно, буду вести от Самары и Москвы, первыми промежуточными точками будут Мышкин для московского круиза, для путешествия по Волге снизу по течению – Рыбинские шлюзы.

На снимке – город Мышкин на левом берегу Волги, Ярославская область.

Фото 13.05.2014.
Фото 13.05.2014.

Расстояние до Мышкина:

от Москвы – 260,5 км.

Верхний бьеф Рыбинского гидроузла – отсюда теплоходы выходят на просторы Рыбинского водохранилища.

Фото 29.08.2018.
Фото 29.08.2018.

Расстояние до Рыбинского гидроузла:

от Самары – 1314 км.

Вечер в акватории Рыбинского водохранилища. Точка съёмки – примерно в 60 километрах от Рыбинских шлюзов (около 3 часов хода) или в 100 километрах – от Мышкина (около 5 часов хода).

Фото 13.05.2014.
Фото 13.05.2014.

Когда совершается единственное плавание в каком-либо регионе, из поля зрения всегда выпадают некоторые достопримечательности – ночью их или проспишь, или просто не разглядишь в темноте. Такая ситуация у меня сложилась в круизе по Волго-Балту – на тёмное время суток пришёлся переход от начала Волго-Балтийского канала, который находится около Череповца, до причала Кузино. Первый объект, который я не смог запечатлеть ни в начале, ни в конце плавания по каналу – Октябрьский мост в Череповце. Воспользуюсь помощью зала интернета.

P.S. Кроме интернета мне ещё помог читатель "Изыдизло". Смотрите в комментариях.
Фото с сайта pet-trips.ru.
Фото с сайта pet-trips.ru.

Череповец – город областного значения в Вологодской области, административный центр Череповецкого района. Расположен на берегу Шексны при впадении реки Ягорбы. Население города на 01.06.2023г. составляло 301 тыс. человек (второй по численности в Вологодской области). Впервые упоминается в 1362 году, статус города получил в 1777 году. Череповец – один из крупнейших промышленных центров России, ведущие предприятия города – «Северсталь», «Северсталь-метиз», «Апатит».

Октябрьский автомобильно-пешеходный мост через Шексну является первым вантовым мостом в РСФСР, построен в 1979 году.

Расстояние до Октябрьского моста в Череповце:

от Москвы – 470 км;
от Самары – 1452 км;
от Мышкина – 178 км;
время в пути – около 9 часов;
от Рыбинского гидроузла – 138 км;
время в пути – около 7 часов.

Следующий объект вблизи Череповца, который я смог запечатлеть, только уже на обратном пути в Москву – это автомобильный мост на 85 километре трассы А-114 в посёлке Шексна.

Вид на правобережную часть моста снизу по течению (со стороны Череповца). Фото 22.05.2014.
Вид на правобережную часть моста снизу по течению (со стороны Череповца). Фото 22.05.2014.

Рабочий посёлок Шексна – административный центр Шекснинского района Вологодской области на левом берегу Шексны. Население – 16 тысяч человек в 2023 году. Впервые упоминается в XV веке как «волость Усть-Угла» (Угла – левый приток реки Шексны). В XVI веке в писцовых книгах упоминается как «село Никольское на реке Угле». Современное название Шексна получила в 1954 году одновременно со статусом рабочего посёлка.

Вид на мост сверху по течению. Существующий мост – уже третий мост в этом месте. Изначально через Шексну в 1905 году был построен железнодорожный мост, на опорах которого позже построили автодорожный мост. После очередной реконструкции мост принял современный вид.

Фото 22.05.2014.
Фото 22.05.2014.

Расстояние до Шекснинского автомобильного моста:

от Москвы – 523 км;
от Самары – 1505 км;
от Октябрьского моста в Череповце – 53 км;
время в пути – от 3 часов 30 минут до 4 часов 25 минут.

Выше по течению от моста расположен Шекснинский (Череповецкий) гидроузел. На снимке, сделанном от моста, слева виден козловой кран над шлюзом №8 гидроузла.

Фото 22.05.2014.
Фото 22.05.2014.

В составе гидроузла два однокамерных шлюза: №7 постройки 1964-1966 годов (напор – 12,2 метра, размер камеры – 266х18 метров) и №8 постройки 1980-1990 годов (напор – 12,2 метра, размер камеры – 310х21,5 метров). На чужом снимке с сайта https://cruiseinfo.tmweb.ru/ шлюз №7 – слева, №8 – справа. Вид на шлюзы из нижнего бьефа гидроузла (со стороны Череповца).

Фото с сайта https://cruiseinfo.tmweb.ru/
Фото с сайта https://cruiseinfo.tmweb.ru/

Расстояние до Шекснинского гидроузла:

от Москвы – 525,7 км;
от Самары – 1507,7 км;
от Октябрьского моста в Череповце – 55,7 км;
время в пути – от 3 часов 40 минут до 4 часов 40 минут.

Вид из верхнего подходного канала шлюза №8 в сторону седьмого шлюза и ГЭС.

Фото 22.05.2014.
Фото 22.05.2014.

Вид на верхний бьеф гидроузла (снимал, когда шли в сторону Череповца на обратном пути, сейчас же пойдём по верхнему бьефу вверх по течению). Справа на снимке – причальная стенка, слева – защитная. Левее – две дамбы, образующие верхний подходный канал шлюза №7.

Фото 22.05.2014.
Фото 22.05.2014.

На северной оконечности дамбы между каналами «семь» и «восемь» установлен на пьедестале макет парусника.

Фото 22.05.2014.
Фото 22.05.2014.

Сразу при выходе из шлюза на просторы Шекснинского водохранилища с правого открывается панорама микрорайона Шексна Северная.

Фото 22.05.2014.
Фото 22.05.2014.

Напротив посёлка Шексны, на берегу небольшого залива, видны руины здания – это церковь Рождества Христова в Запогостье (Христорождественская цекровь; Рождественская церковь). Была построена в 1802 году, в советское время закрыта. В 1963-1964гг. село Запогостье попало в зону затопления, церковь уцелела. Храм находился в аварийном состоянии, постепенно разрушался. Колокольня была наклонена круче, чем Пизанская башня. В 2013 году стена колокольни, обращенная к реке, обрушилась.

Фото 22.05.2014.
Фото 22.05.2014.

Уважаемые читатели, после волжских круизов мы с Вами перешли на новое направление – северо-западное. Из Рыбинского водохранилища мы вошли в Шексну, прошли Череповец и на гидроузле в посёлке Шексна на южном склоне ВБК поднялись в Шекснинское водохранилище. В следующей статье продолжим путешествие по водораздельному бьефу Волго-Балтийского водного пути.

Подпишитесь на мой канал – и Вы можете стать участником виртуальных круизов из Самары по рекам бассейна Волги, путешествия по Волго-Балтийскому водному пути.

Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!

#вологодскаяобласть #путеводитель #речныекруизы #шексна