Найти в Дзене

Ткачиха, прогремевшая на всю страну своим рассказом о забавных приключениях в Вичуге, а позднее получившая орден за физкультуру.

13 декабря 1936 года в газете "Красный спорт" (с 1946 г. и доныне "Советский спорт") на второй странице была опубликована занятная речь, которая неоднократно сопровождалась смехом и аплодисментами.

Заметка с этой речью называлась так: "ДЕЛО ПРОИСХОДИТ В ВИЧУГЕ".

В предисловии было сказано.

"Недавно в Иванове состоялась первая конференция спортивного общества "Основа", объединяющего физкультурников хлопчатобумажных фабрик Ивановской и Ярославской областей. Самым ярким событием на конференции несомненно было выступление физкультурницы Ю. Румянцевой. В яркой, живой речи, вызвавший всеобщее одобрение делегагов конференции, Румянцева сумела рассказать, чем должно заниматься добровольное общество. Печатаемая ниже сокращенная стенограмма ее выступления не передает, к сожалению, всей яркости и непосредственности речи, однако основные недочеты в постановке физкультурной работы выявлены выпукло и убедительно. Эта речь, правильно отражающая настроения и запросы рядовой массы физкультурников, будет полезным руководством в работе не только общества «Основа», но и других спортивных обществ".

-2

Речь Юлии РУМЯНЦЕВОЙ - физкультурницы вичугской фабрики имени Ногина.

Я, товарищи, сама из Вичуги, с фабрики имени Ногина, Фабрика у нас большая - 8000 рабочих, - молодежи одной 2000 чел., а вот в физкультурном кружке только 20 чел. Вы спросите - почему? А вот послушайте.

У нас по гимнастике две группы. С первой занимается инструктор, а ко второй прикрепили физкультурника из первой группы. Как идут занятия во второй группе? Как в голову придет.

Есть у нас гимнаст Лысков, присмотрелась я к нему и стала его копировать. Правда, однажды стойку хотела сделать, сорвалась и домой без зубов пришла
(смех), но все-таки не отстала. Говорю я инструктору Шерышеву: «Петя, т. е. Петр Михайлыч (он просил меня не называть его Петей) (смех), почему я номера все делаю, но нечисто?» Он мне отвечает: «Ты растешь!» А куда расту, правильно ли расту - так я и не знаю.

Вот так я занимаюсь и думаю: надо девушек в спорт втянуть. Молодежи У нас много, а ходить некуда. Бывают постановки, но каждую раз пять показывают. И вот я завербовала на нашей улице 10 девушек. Пришли они, среди них Дуся Виноградова, Маруся Виноградова и другие.

Но зал у нас - как проходной двор. Приходят ребята, сядут и начнут: -Ох, какие толстые занимаются!
(смех).

А про меня так все время говорят:
- Что эта телушка все занимается…
(смех).

Я не обращаю внимания, - пусть говорят. Но другие девушки иначе смотрят - что же, говорят, ходить, если над нами смеются! И девушки все разбегаются: кто в хоровой кружок поступил, кто в драматический, а физкультуру бросают.

Зато, когда к первомайскому параду начали готовиться и Петр Михайлович маек привез, физкультурников стало у нас видимо-невидимо - 200 чел. вышли на парад! В нашей гимнастической секции было 20 чел., стало 40, появились откуда-то тяжелые атлеты. Ну, конечно, после парада больше никого из них мы не видели. Я не пойму никак, кого мы этим обманываем и зачем это нужно делать?

После парада Петр Михайлович отобрал 5 человек и стал их готовить к соревнованиям, а про остальных и совсем забыли.

Летней работы никакой у нас не было, хотя у нас замечательный стадион. Придешь - везде объявления висят: «Здесь принимают нормы на значок ГТО», а спросишь, кто принимает нормы, - нет никого.

Захотелось мне выучиться на велосипеде ездить. У нас есть два велосипеда на коллектив. Подговорила еще человек 30 обучаться. Прошу у инструктора велосипед, оказывается, один у кого-то дома стоит, а другой дали какому-то футболисту. Зачем, говорю, Петр Михайлович, даете велосипеды тем, кто умеет кататься? Надо же молодежь обучать. у нас много стахановцев, заработки хорошие, выучатся и купят себе велосипеды.

Достала я все-таки у соседа велосипед и пошла на стадион, а он заперт, а ездить больше негде, везде канавы. Я перелезла через забор на стадион, но сторож меня увидел и давай выгонять - ты-де мне поле портишь, да кто тебе разрешил? Выгнал меня, но я все же раза два проехалась. Вышла я из стадиона, встречаю футболистов, они просят у меня велосипед, хотят покататься. Вернулись мы к стадиону.

- Эй, сторож, открывай стадион! - кричат футболисты. Тот сейчас же открыл им. И стали они на велосипеде кататься.
(Голос с места: "И поля не портят?») И поля не портят. Я к сторожу:

- Почему же ты меня выгнал, а им позволяешь кататься?

А он мне и отвечает:
- Не ори, я тебя не боюсь!

Как-то еду я в выходной день на велосипеде. Навстречу девушки - и ко мне:
- Выучи кататься!
- Ладно!

А ребята смеются:
- Да разве такая телушка выучит, она сама еле ездит. И велосипеда у нее нет.

Я обозлилась и сгоряча сказала, что велосипед мой, и пригласила девушек в следующий выходной учиться. Прихожу домой и думаю: что делать? Велосипед-то соседа, а вдруг он в выходной день сам поедет - неужели я стахановок обману? Вспомнила вдруг, что мой братишка три месяца копил деньги, костюм хотел купить. Я его уговаривать, давай купим велосипед, а потом я получу деньги и тебе на костюм добавлю (а я уж у одного присмотрела велосипед). Уговорила. Купили мы велосипед. В выходной день я поехала на стадион. И давай девушек обучать
(аплодисменты). Сначала трех выучила, а потом нескольких. В общем, до того мы докатались, что велосипед поломали: и седло и спицы. Отдала в ремонт - 120 руб. платить надо.

Братишка сначала сердился. Но на днях я получила от него письмо из Ростова-на-Дону. Он сейчас в Красной Армии. Пишет: "Шлю тебе красноармейский привет и красноармейский подарок. Юля, велосипед выкупи, я тебе дарю его в подарок на всю жизнь
(аплодисменты), обучай стахановцев, кто не умеет, всех обучай. Поломаешь - еще починим. Я получил значок ГТО, занимаюсь спортом, а ведь раньше как не любил физкультуру".

Был еще летом со мной такой случай. Приехал к нам Сережа Кулемин (он, кажется, лучший гимнаст), загорелый, бронзовый. Захотелось и мне так загореть. Взяла я у матери шаль и на другой день, после чаю, с утра залезла на крышу. Был выходной день, она меня все ищет, кличет чего то по дому сделать, а я лежу и молчу. В общем вижу красная стала. Ну, думаю, завтра буду бронзовая
(смех). Но я так загорела, что всю ночь не спала, лежать нельзя было. Утром побежала к доктору, а там еще десяток девушек, которые со мной на крыше загорали. Ну, доктор обругал нас, я неделю поболела, пошла в библиотеку и книжечку прочитала, как загорать, а потом и девчата прочли.

Стала я заниматься физкультурой зарядкой. Как встану с постели, так матери колю дрова
(смех). Потом и девчат уговорила, и все стали по утрам дрова колоть. Теперь я прочитала «Систему Мюллера" и делаю нормальную зарядку. И девчата начинают делать.

Я все это к чему веду? Молодежь наша с большой охотой занималась бы физкультурой, если бы к ней хоть немного внимательнее относились. А то ведь у нас, кроме футбола, почти ничего нет. А футболисты какие? Сыграют, выпьют, пристают к девушкам в парке, ругаются. Молодые ребята тоже хотят начать играть в футбол, а которые постарше над ними смеются, можно подумать, что сами они сразу футболистами родились.

Правда, теперь, как начали создавать общество «Основу», стало, как будто, лучше. Не знаю, как дальше будет. А ведь у нас какая молодежь, стоит с нами заняться! Мы хотим заниматься физкультурой, и, если будет немножко больше чуткости и желания, родина виноградовского движения прославится и своими физкультурниками
(аплодисменты).

________________________________________

В годы войны.

Инструктор Шерышев Пётр Михайлович, упоминаемый в речи Юлии Румянцевой, в начале войны был политруком роты 1004 стрелкового полка. В июне 1942 года пропал без вести.

Сама Юлия в начале войны находилась в Казахстане, в г. Кустанай, где размещался эвакуационный госпиталь №3597. С ноября 1942 г. и до конца войны работала инструктором-методистом лечебной физкультуры (ЛФК) в госпитале легкораненых №673.

7 мая 1945 года лейтенанта административной службы Юлию Румянцеву представили к награде медалью "За боевые заслуги". Это стандартная награда для тех, кто служил в тыловых частях.

-3

Из наградного листа:

"Работая в госпитале в должности инструктора-методиста по ЛФК, т. Румянцева хорошо справлялась со своими обязанностями. Энергичный и инициативный работник, тов. Румянцева умело организовывала работу по лечебной и гигиенической гимнастике, добиваясь полного охвата всех раненых этими видами функционального лечения.

Хороший организатор и методист т. Румянцева справлялась со своей работой даже в периоды наибольшей загрузки госпиталя.

К работе по ЛФК привлекала физкультурников из числа раненых, проводя с ними подготовительную учебную работу.

Своей отличной работой содействовала скорейшему выздоровлению раненых и выписке их в строй.

Активный участник художественной самодеятельности."

Но вышестоящее начальство решило иначе. Видимо, воодушевлённый капитуляцией Германии, 8 мая 1945 г. полковник медицинской службы Пятницкий посчитал достойным наградить Юлию Румянцеву орденом "Красная Звезда", а 10 мая 1945 г. это заключение поддержал генерал-майор медицинской службы Жуков. Окончательно эта награда утверждена 8 июня 1945 г. приказом 2-го Белорусского фронта (командующий - К.К. Рокоссовский).

Наградной лист, 2 страница.
Наградной лист, 2 страница.

А в День Победы - 9 мая 1945 г. Юлия Румянцева была награждена медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Службу в армии Юлия Ивановна Румянцева закончила 24 марта 1948 г. Дальнейшую её судьбу выяснить не удалось. 26 апреля 1990 г. она была награждена юбилейным орденом Отечественной войны II степени (т.е. к этому времени она была ещё жива).