КЕМ БЫЛ ПРОРОК БОЖИЙ ИЛИЯ И ПОЧЕМУ ЕГО ПОЧИТАЮТ ХРИСТИАНЕ ВО ВСЕМ МИРЕ
Ветхозаветный пророк Илия жил в IX-м столетии до Рождества Христова.
В ту пору Израильский царь Ахав, остерегаясь мощи стремительно крепнущей Ассирии, заключил договор с соседним государством Финикией, скрепив его брачным союзом с дочерью финикийского жреца Иезавелью. Угождая своенравной и высокомерной супруге, Ахав воздвиг в иудейской столице капище языческому божеству Ваалу и завел для него штат жрецов. Таким образом в Израиле утвердилось двоеверие. Это было время гонений на служителей Истинного Создателя, и именно в тот период возвысил голос в защиту Единого Господа верный Его служитель пророк Илия.
Илия, по указанию Вседержителя, пришел к царю и объявил ему, что из-за богоотступничества 3 года в государстве не будет дождя. Засуха оставит пределы Израильские только лишь по его молитве. Притом опасаясь гнева Ахава, пророк скрылся у потока Хораф, где долгое время питался лишь тем, что приносили ему по Божиему Соизволению вороны. Когда же тот поток пересох, Илия отправился в соседнюю Финикию, где его приняла в свой дом бедная вдова из Сарепты. Подвижник спас ее от голода, а через некоторое время совершил в ее доме великое чудо – воскресил сына Сарептской вдовы.
Через 3 года по Велению Господа подвижник вновь встретился с правителем Ахавом. Он предложил царю провести состязание между ним и жрецами Ваала на горе Кармил, находящейся близ нынешнего города Хайфы. Пророк предложил проверить действенность молитвенных воззваний, возносимых Создателю и божеству Ваалу: тот из них, кто пошлет огонь на приготовленный жертвенник и будет признан израильтянами Истинным Богом.
У идолопоклонников ничего не получилось. Илия же призвал на свой жертвенник Бога Авраама, Исаака и Иакова, прося Его явиться в огне, как некогда явился Он пророку Моисею на Синае. Илия даже облил свой жертвенник водою, чтобы еще больше затруднить возгорание. Однако, сошедший по его прошению огонь Господень, поглотил не только жертвенник с возложенным на него тельцом, но и все, что было вокруг него, включая заполненный водою ров. Люди были потрясены этим явлением и громогласно прославили Истинного Вседержителя. Языческие же жрецы были казнены. А вскоре после этого на землю израильтян, з года страдавшую от засухи, обрушился долгожданный ливень.
Однако своенравная и жестокая царица Иезавель была уязвлена подобными обстоятельствами, низведшими с пьедестала почитаемое ею божество, в результате которого были убиты жрецы вааловы. Она стала преследовать пророка, чтобы отомстить ему. Илия вынужден был бежать от ее людей сначала в Вирсавию, а затем к подножию горы Синай.
Много чудесных деяний совершил этот служитель Божий. Он предсказал бесславную кончину царствующему семейству, отпавшему от Господа и принесшему многие несчастья народу Израиля. Сам же пророк дивным образом вознесен был на небеса в Огненной Колеснице, свидетелем чего был его ученик Елисей, ставший приемником пророка Илии.
По Преданию плащ пророка, скинутый им ученику Елисею в момент вознесения святого Илии, впоследствии перенесен был израильскими переселенцами в Грузию. Он попал туда около 528 года до нашей эры с первой волной беженцев, нашедших приют в исторической области нынешней Грузии Картли. В IV-м веке летописцы свидетельствовали о нахождении этой реликвии в древней столице Иверии Мцхете, там, где сегодня возвышается знаменитая обитель Светицховели.
Предание приписывает возведение первых обителей в честь пророка Илии равноапостольной царице Елене. Они были возведены на горах Фаворе и Кармиле. Монастырь в честь этого святого был возведен также между Вифлеемом и Иерусалимом. Главной его святыней был камень с отпечатком тела пророка.
С древнейших времен этого праведника почитали и за пределами Палестины. Так, в сирийском селении Зора в VI-м столетии существовала Ильинская церковь. Христианство пришло в эту местность значительно позднее, но благодаря иудейским рассказам, сирийцы считали ветхозаветного подвижника получеловеком-полуангелом, прилетавшим на помощь призывающим его людям.
Много приходов посвящено было пророку и в Византии. В Константинопольском Софийском соборе хранились части его пояса и плаща. А с IX-го века, в царствование Василия I Македонянина, в честь пророка были установлены пышные официальные торжества. Это связано с Преданием о явлении пророка матери императора и предсказании ей о будущем царствовании ее сына.
С XVII-го века празднование Ильина Дня стало официальным и на Руси. Это связано с началом народной борьбы против польских завоевателей, когда в 1606 году под набат звонницы московской Ильинской церкви поднялось восстание против Лжедмитрия I, переросшее впоследствии в освободительное движение, захватившее все государство. С тех пор имя этого пророка навсегда вписано в историю нашего Отечества. Во время торжеств, посвященных святому Илии, государь Михаил Феодорович и патриарх Филарет, выказывая особенное почтение пророку, шли крестным ходом от Кремля до Ильинской церкви в Китай-городе, совершая остановку на Лобном месте для молебна.
В старинных календарях этот праздник назывался «Святым огненным восхождением на небо пророка Илии». В этот день совершались крестные ходы и водосвятные молебны в селениях, где находились приходы в честь праведника.
О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПРОРОКУ БОЖИЕМУ ИЛИЕ
- На Руси пророка Илию исстари считали повелителем дождя, молнии и грома, а потому служили ему молебны от засухи и от проливных дождей.
Страшась грозы, люди давали этому служителю Божиему обеты, заручаясь его помощью от случайной гибели во время непогоды.
Существовало также народное поверье, сохранившееся с дореформенных времен, когда на Руси в ходу было апокрифическое «Сказание о 12-ти особо чтимых пятницах», о том, что если человек будет особо чтить пятницу накануне Ильина Дня, которую называли Ильинской, то святой пророк никогда не позволит молнии погубить такого человека.
- Пророка считали покровителем сельского хозяйства, предстательством которого крестьянам ниспосылался обильный урожай.
- Девушки просили его об удачном замужестве.
- В Православной Греции святого Илию почитают покровителем кожевников и скорняков. Особенно торжественно отмечают его день в греческом городе Кастории – центре производства шуб.
Считали его покровителем скорняков и южные славяне. Вероятно, это связано с библейским повествованием о власянице пророка, а также с милотью (плащом), сброшенной им при вознесении ученику Елисею.
- Его считают также покровителем пекарей и сварщиков, а также людей иных профессий, связанных с огнем.
- Пророка Илию издревле чтили как защитника от вражеских стрел и мечей.
- Для монашеской братии пророк является покровителем и образцом аскетических подвигов.
- В богослужебных текстах подчеркивается ревностная борьба пророка Илии с неправедной властью и законоотступниками, а потому принято обращаться к нему за помощью во всяких чиновничьих беспределах.
- Пророка почитают борцом с ересями.
- Памятуя о заступничестве пророка за нищих, о его противостоянии алчным и неблагочестивым властям, его часто призывали в покровители притесняемые.
И это касалось не только отдельных людей, но и целых народов. Неслучайно Илинденское восстание македонцев против оккупировавших их османов началось именно в Ильин День – 2 августа 1903 года.
ЧУДЕСА, СВЯЗАННЫЕ С ИМЕНЕМ СВЯТОГО ИЛИИ
История первая
С именем пророка связано удивительное событие, произошедшее в 1418 году в Нижнем Новгороде.
Согласно Повести, записанной по свидетельству благочестивого горожанина Григория Авксентьева, решившего в Ильин День искупаться «от зелнаго вара солнечного», и закончившего тем, что «яко от некоего повлеком» очутился он на дне речном в том самом месте, где впадает река Ока в Волгу.
Однако сей благочестивый муж не утонул в затянувшем его водовороте, как можно было бы того ожидать, а был чудесным образом извергнут оттуда пророком Божиим Илией.
Эту повесть переписывали множество раз, и она быстро получила известность. Древнейший ее список находится в Западнорусском минейном Торжественнике XVI-го века в Государственном архиве Ярославской области. Это чудо запечатлено было и в иконографии святого. Образ с этим сюжетом можно видеть, к примеру, в ярославском Ильинском приходе.
История вторая
Многим христианам известно о событиях 1936 года, произошедших в обители кармелитов на горе Кармил. Есть даже видеозапись с рассказом очевидца — жителя города Хайфы Азиза Апсуи, рассказавшем следующее:
«Два террориста приехали сюда (в Кармильсий монастырь) в 1936 году на лошадях с оружием. Один из них увидел статую святого Илии и выстрелил в нее. У фигуры пророка отломилась рука. После этого он отъехал всего метров на десять… Его лошадь упала, придавив собою всадника, и он тут же умер под ней. И второй злодей тоже умер сразу же. Я в то время был здесь и все видел своими глазами».
История третья
(опубликованная на сайте «Библейские факты»)
«Чудо пророка Илии по его за нас предстательству имеет продолжение и в наши дни.
Знаю одну старую, немощную, глубоко верующую женщину. Так получилось, что пришлось ей жить в городе одной. Пенсия маленькая, денег ни на что не хватало.
Осенью она купила ведро картошки. Чистила её, варила и ела, а картошка чудесным образом – НЕ УБЫВАЛА из ведра! Так она и прожила всю зиму и весну, до лета, с одним ведром картошки, в котором она так и не закончилась! Так Господь и в наши дни не оставляет людей – всех, кто верит и доверяет Ему — без Своей помощи и заботы!»
Здесь же следует отметить, что в годы богоборчества и послереволюционного лихолетья не был закрыт ни один из столичных Ильинских храмов. И даже, когда принято было постановление об упразднении знаменитого Ильинского прихода в Обыденском переулке, решению этому не суждено было свершиться – началась война. Можно считать это случайностью или совпадением, но у верующих на это совершенно определенная точка зрения.