Эта статья посвящается всем смелым и отважным мастерам, кто решился поработать с тканью в клетку в первый или далеко не в первый раз. Хочется верить, что и обычному читателю, не имеющему никакого отношения к созданию одежды, она будет не менее полезной, так как узнав «правила» расположения этого рисунка в изделии, Вы никогда не сможете беглым взглядом смотреть на одежду в клетку - в этом я ничуть не сомневаюсь!
(прочитать эту статью без рекламы можно здесь)
Слово «правила» я отметила кавычками нарочно и вот почему: все описанное ниже - негласные каноны, а так же мои наработки и логическое и эстетическое видение готового изделия, с которыми хочу поделиться и, возможно, получить обратную связь от вас.
Хочу сразу сделать оговорку, что по моему мнению, каждая клетка - рисунок уникальный и иногда «правила» приходится подстраивать или корректировать, поэтому следует быть непредвзятым в каждом конкретном случае.
Предлагаю всем для детального рассмотрения именно этот костюм, так как в нем сочетаются «правила» и «отступления» от них.
Итак, приступаем!
В моих руках оказалась тончайшая шерсть Reda с весьма активным рисунком - клеткой.
С заказчицей мы решили поэкспериментировать именно с этой моделью, так как здесь клетка может менять свои направления по мановению волшебной палочки и не быть такой правильно статичной!
Именно у этого рисунка есть два больших плюса:
- нет направления верх-низ
- нет направления лево-право
Это очень важно! Бывает, что малозаметная полосочка под раппортом рисунка или над ним, или слева, или справа говорит нам, что к этой ткани нужно относиться с предельным вниманием, а мы ее не заметили, раскроили… и... о горе - изделие испорчено! Именно поэтому ткань с рисунком я всегда рассматриваю вблизи и на расстоянии, так все можно увидеть!
Рубашка:
- Определяем какой фрагмент «вертикали» клетки будет располагаться по середине полочки и спинки.
- Определяем длину изделия и под нее подгоняем «горизонталь» клетки. В нашем случае изделие асимметрично, поэтому я ориентировалась на сторону с кроем «по долевой».
- Кокетка.
Тут есть два варианта:
1. Совместить полностью рисунок в центральной части спинки, а потом «горизонталь» увести в переведенные вытачки (неизменными остаются «вертикали»)
2. Рисунок совместить по плечевому шву, а на самой кокетке раскроить его по косой со швом посередине. От этого варианта я отказалась, так как посчитала, что игры клетки достаточно спереди и на рукавах.
Я выбрала вариант 1
Кстати, существуют источники, которые утверждают, что клетка должна совпадать по плечевому шву (ее вертикаль), но смею предположить, что это не совсем верно, так как особенность построения горловины спинки и полочки заключается в том, что это не всегда одинаковые величины, а следовательно, вертикали на КРУПНЫХ рисунках совпадать не могут!
- Воротник и стойка воротника.
Если кокетка выкроена с совмещением рисунка по центральной части спинки, то воротник в готовом виде не должен нарушать его целостность. То же касается и стойки - она является единым целым с рисунком.
Но! Как вы понимаете, эти «правила» можно нарушать: например, стойку совместить с рисунком кокетки, а воротник выкроить «по косой», но со швом.
Или наоборот: стойка «по косой» (со швом сзади), а воротник в готовом виде полностью совпадает с рисунком спинки.
- Боковые швы.
Тут «правила» основываются на совмещении горизонталей.
Так как ширина полочки и спинки конструктивно может быть разной, то лучше оставить припуски побольше (я взяла 3см), чтобы подвигать боковой шов (но не более 1-2 см) влево/вправо для подгонки рисунка.
- Рукав.
В нашем случае клетка особенная - крупная и читабельная, поэтому мне очень хотелось ее совместить в верхней части проймы полочки (где-то 10-12см вниз от плечевого шва).
Для такого совмещения мне пришлось кроить рукав со смещением долевой под таким углом, чтоб полностью совместился рисунок.
В моем случае рукава выкроены одинаково (левый и правый), так как они должны идентично смотреться со стороны спинки. А вот спереди из-за асимметрии на левом рукаве рисунок совмещен, на правом, соответственно, - нет!
Хочу отметить, что я наблюдала иное совмещение клетки по пройме: в этом случае рисунок стыкуется на уровне середины проймы полочки, а вот к плечевому шву он уже начинает расходиться. На мой взгляд линия плеча слишком читабельная зона, чтоб ей пренебрегать. Но каждый выбирает свой путь!
Брюки:
- Брюки по середине переда и спинки на талии должны иметь ориентировочно такой же рисунок, как и на полочке и спинке рубашки для целостности ансамбля линий.
- Боковые швы.
В нашем случае была уникальная возможность совместить рисунок по боковому шву, так как брюки прямого кроя.
Следует отметить, что так же совмещается клетка в обтачках боковых карманов, ведь при движении эта деталь может стать видимой!
Если брюки зауженного к низу кроя, то рисунок совмещается по горизонтали, а по боковым швам мы можем наблюдать «ёлочку».
Ну что ж, все что касается особенностей кроя на ткани в клетку я описала, далее предстоит не менее сложный процесс - совмещение ВСЕХ полосочек и клеточек при пошиве!
Теперь простому читателю станет понятнее, почему же одежда в клетку считается изделиями повышенной сложности. И что-то мне подсказывает, что вы уже больше никогда без анализа не сможете смотреть на человека, спокойно идущего по улице в клетчатом костюме!
А от коллег мне бы очень интересно было услышать какие именно «правила» вам приемлемы, а какими можно пренебречь!
Всем благодарна за внимание!
Понравилась статья? Делитесь ею с друзьями в соцсетях и подписывайтесь на мои аккаунты в VK и INST, где вас ждет большая галерея работ и множество полезных материалов про моду и мир шитья!