Найти тему

Клетка в костюме диктует правила.

Эта статья посвящается всем смелым и отважным мастерам, кто решился поработать с тканью в клетку в первый или далеко не в первый раз. Хочется верить, что и обычному читателю, не имеющему никакого отношения к созданию одежды, она будет не менее полезной, так как узнав «правила» расположения этого рисунка в изделии, Вы никогда не сможете беглым взглядом смотреть на одежду в клетку - в этом я ничуть не сомневаюсь!

(прочитать эту статью без рекламы можно здесь)

Слово «правила» я отметила кавычками нарочно и вот почему: все описанное ниже - негласные каноны, а так же мои наработки и логическое и эстетическое видение готового изделия, с которыми хочу поделиться и, возможно, получить обратную связь от вас.

Хочу сразу сделать оговорку, что по моему мнению, каждая клетка - рисунок уникальный и иногда «правила» приходится подстраивать или корректировать, поэтому следует быть непредвзятым в каждом конкретном случае.

Предлагаю всем для детального рассмотрения именно этот костюм, так как в нем сочетаются «правила» и «отступления» от них.

Итак, приступаем!

В моих руках оказалась тончайшая шерсть Reda с весьма активным рисунком - клеткой.

С заказчицей мы решили поэкспериментировать именно с этой моделью, так как здесь клетка может менять свои направления по мановению волшебной палочки и не быть такой правильно статичной!

Именно у этого рисунка есть два больших плюса:

  1. нет направления верх-низ
  2. нет направления лево-право

Это очень важно! Бывает, что малозаметная полосочка под раппортом рисунка или над ним, или слева, или справа говорит нам, что к этой ткани нужно относиться с предельным вниманием, а мы ее не заметили, раскроили… и... о горе - изделие испорчено! Именно поэтому ткань с рисунком я всегда рассматриваю вблизи и на расстоянии, так все можно увидеть!

Рубашка:

  • Определяем какой фрагмент «вертикали» клетки будет располагаться по середине полочки и спинки.
  • Определяем длину изделия и под нее подгоняем «горизонталь» клетки. В нашем случае изделие асимметрично, поэтому я ориентировалась на сторону с кроем «по долевой».
  • Кокетка.

Тут есть два варианта:

1. Совместить полностью рисунок в центральной части спинки, а потом «горизонталь» увести в переведенные вытачки (неизменными остаются «вертикали»)
2. Рисунок совместить по плечевому шву, а на самой кокетке раскроить его по косой со швом посередине. От этого варианта я отказалась, так как посчитала, что игры клетки достаточно спереди и на рукавах.

Я выбрала вариант 1

Рисунок в центральной части спинки полностью совмещен.
Рисунок в центральной части спинки полностью совмещен.

Кстати, существуют источники, которые утверждают, что клетка должна совпадать по плечевому шву (ее вертикаль), но смею предположить, что это не совсем верно, так как особенность построения горловины спинки и полочки заключается в том, что это не всегда одинаковые величины, а следовательно, вертикали на КРУПНЫХ рисунках совпадать не могут!

Величина построения горловины спинки и полочки отличаются, поэтому вертикали на этом крупном рисунке не совпадают.
Величина построения горловины спинки и полочки отличаются, поэтому вертикали на этом крупном рисунке не совпадают.
  • Воротник и стойка воротника.

Если кокетка выкроена с совмещением рисунка по центральной части спинки, то воротник в готовом виде не должен нарушать его целостность. То же касается и стойки - она является единым целым с рисунком.

Но! Как вы понимаете, эти «правила» можно нарушать: например, стойку совместить с рисунком кокетки, а воротник выкроить «по косой», но со швом.

Или наоборот: стойка «по косой» (со швом сзади), а воротник в готовом виде полностью совпадает с рисунком спинки.

  • Боковые швы.

Тут «правила» основываются на совмещении горизонталей.

Так как ширина полочки и спинки конструктивно может быть разной, то лучше оставить припуски побольше (я взяла 3см), чтобы подвигать боковой шов (но не более 1-2 см) влево/вправо для подгонки рисунка.

Я взяла припуски по 3см, чтобы подвигать боковой шов влево/вправо для подгонки рисунка.
Я взяла припуски по 3см, чтобы подвигать боковой шов влево/вправо для подгонки рисунка.
  • Рукав.

В нашем случае клетка особенная - крупная и читабельная, поэтому мне очень хотелось ее совместить в верхней части проймы полочки (где-то 10-12см вниз от плечевого шва).

Мне очень хотелось совместить красивую клетку в верхней части проймы полочки.
Мне очень хотелось совместить красивую клетку в верхней части проймы полочки.

Для такого совмещения мне пришлось кроить рукав со смещением долевой под таким углом, чтоб полностью совместился рисунок.

В моем случае рукава выкроены одинаково (левый и правый), так как они должны идентично смотреться со стороны спинки. А вот спереди из-за асимметрии на левом рукаве рисунок совмещен, на правом, соответственно, - нет!

Хочу отметить, что я наблюдала иное совмещение клетки по пройме: в этом случае рисунок стыкуется на уровне середины проймы полочки, а вот к плечевому шву он уже начинает расходиться. На мой взгляд линия плеча слишком читабельная зона, чтоб ей пренебрегать. Но каждый выбирает свой путь!

Брюки:

  • Брюки по середине переда и спинки на талии должны иметь ориентировочно такой же рисунок, как и на полочке и спинке рубашки для целостности ансамбля линий.
Пояс брюк на резинке для комфорта
Пояс брюк на резинке для комфорта
  • Боковые швы.

В нашем случае была уникальная возможность совместить рисунок по боковому шву, так как брюки прямого кроя.

Следует отметить, что так же совмещается клетка в обтачках боковых карманов, ведь при движении эта деталь может стать видимой!

Если брюки зауженного к низу кроя, то рисунок совмещается по горизонтали, а по боковым швам мы можем наблюдать «ёлочку».

Ну что ж, все что касается особенностей кроя на ткани в клетку я описала, далее предстоит не менее сложный процесс - совмещение ВСЕХ полосочек и клеточек при пошиве!

Теперь простому читателю станет понятнее, почему же одежда в клетку считается изделиями повышенной сложности. И что-то мне подсказывает, что вы уже больше никогда без анализа не сможете смотреть на человека, спокойно идущего по улице в клетчатом костюме!

А от коллег мне бы очень интересно было услышать какие именно «правила» вам приемлемы, а какими можно пренебречь!

Всем благодарна за внимание!

Понравилась статья? Делитесь ею с друзьями в соцсетях и подписывайтесь на мои аккаунты в VK и INST, где вас ждет большая галерея работ и множество полезных материалов про моду и мир шитья!

Вам могут понравиться эти статьи: