Два периода советской архитектуры, а именно «освоение классического наследия» (иными словами, «сталинская» архитектура) и советский модернизм, довольно широко представлены в Измайлове. А вот ярких построек эпохи авангарда нет. Поэтому может показаться, что это выдающееся явление мировой культуры в нашем районе никак не отметилось. Но это не так.
Как известно, одной из ярких страниц эпохи авангарда и главной его кузницей стали Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) – учебные заведения, открытые в российских городах в 1918–1919 годах. В мастерских готовили специалистов разных творческих направлений, включая архитекторов, применяя авторские и новаторские методики и программы, отличные от старой художественной школы.
Впоследствии ВХУТЕМАС были переименованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Учебное заведение просуществовало до 1930 года, когда на его базе в Москве и Ленинграде было создано несколько институтов.
Среди преподавателей и выпускников ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа числятся многие выдающиеся и звездные мастера архитектуры. Немало их имен в последующие годы можно встретить и на чертежах измайловских зданий. За удивительно короткий срок существования (немногим более десяти лет) во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе были заложены основы новой архитектуры и архитектурного образования, влияние которых не исчерпано до сих пор. Мощная творческая волна ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа докатилась и до наших мест.
В 1927/28 учебном году в мастерской выдающегося советского архитектора и педагога Николая Александровича Ладовского (1881–1941) в качестве преддипломного проекта было дано задание на разработку экспериментального проекта планировки и застройки домами различного типа участка в Измайлове. Участок был предложен Жилищно-строительным комитетом Моссовета и представлял собой сложную территорию, примыкающую к Окружной железной дороге, Измайловскому шоссе и включающую Серебряно-Виноградный пруд с островом.
Задание на проектирование было составлено проектным бюро института. На площади 8 гектаров требовалось запроектировать жилые и общественные здания на 2000 жителей. Предполагались следующие типы жилых домов: четырехэтажные с двух- и трехкомнатными квартирами; двухэтажные блокированные с двух- и трехкомнатными квартирами с отдельными входами в каждую; каморочные (общежития) с комнатами 6–9 кв. метров на 1–2 человек и с помещениями общего пользования; коммунальные с одно-двухкомнатными жилыми помещениями, но с общей столовой, кухней и проч.
Обозначенные заданием на проектирование типы жилых домов отражают, с одной стороны, социально-экономические реалии, в частности огромный дефицит жилья, а с другой — характерные для тех лет поиски новой организации жизни, стремление к обобществлению быта. Например, понятие коммунального дома (дома-коммуны) нам известно по другим ярким объектам авангарда в Москве и других городах.
Для обслуживания жителей поселка требовалось также запроектировать магазин, столовую, читальню, клуб, детский сад, ясли, почтово-телеграфное отделение, сберегательную кассу, амбулаторий, баню, прачечную и здание администрации.
Известны имена некоторых участников этого эксперимента. Многие из них, окончив ВХУТЕИН, впоследствии имели успешную архитектурную практику и стали авторами целого ряда ярких проектов и построек: Микаэл Давидович Мазманян (1899–1971), Георг Барсегович Кочар (1901–1973), Виталий Иванович Долганов (1901–1969), Петр Исаакович Гольденберг (1902–1971), Иннокентий Павлович Кычаков (1900–1990), Любовь Сергеевна Залесская (1906–1979), Виктор Вениаминович Бабуров (1903–1977). В печати также упоминается участие в проектировании выдающегося архитектора авангарда Ивана Ильича Леонидова (1902–1959), который к тому времени окончил ВХУТЕМАС, активно участвовал в деятельности «Объединения современных архитекторов» (ОСА) и с 1928 года работал преподавателем.
Студенты ВХУТЕИНа разработали варианты планировки поселка и проекты жилых домов. В большинстве работ остров осмыслен как общественный центр поселка и спортивно-парковая зона, на которые ориентирована главная улица.
Интересны решения различных типов жилища: секционного, блокированного, башенного, малоэтажного, коммунального и др. Проекты следуют новой архитектурной стилистике. Здесь встречаются многие ставшие манифестными архитектурные приемы авангарда: подчеркнутая геометричность, применение круглых и скругленных форм, поднятые от земли на колоннах объемы, плоские крыши, лестницы-градусники, лежачие окна, большие площади остекления и т. д.
Обращает на себя внимание и свойственный авангарду радикализм в отношении исторического наследия: ни на одном из опубликованных проектов не отражены постройки царской усадьбы XVII века, находящиеся на острове. Архитектор молодого советского государства мыслил себя созидателем нового общества, воспитателем через свое ремесло доселе неизвестной, лучшей версии человека. Любые пережитки прошлого не смущали творца на пути к этой цели. Впрочем, и сегодня, судя по тому, с какой скоростью исчезает архитектурное наследие, в том числе 1920-х годов, мы не сильно выросли в уважении к созданному ранее. Даже наоборот: теперь бесконечные сносы подаются под соусом куда более приземленных и популистских соображений.
Студенческие работы группы Ладовского были освещены в профессиональной печати тех лет. Так, в журнале «Строительство Москвы» за 1928 год вышли статьи об этом эксперименте с иллюстрациями наиболее удачных проектов. Отмечались свежесть и разнообразие идей молодых авторов, а также необходимость дальнейшего взаимодействия органов городского управления и учебных заведений. Не обошлось и без критики (к слову, весьма сдержанной), которая касалась, в основном, практической целесообразности и экономичности тех или иных предложений.
Надо сказать, что в архитектуре путь от эскиза к проекту и тем более к реализации всегда тернист и непредсказуем. В тяжелых условиях 1920-х годов многие идеи авангарда было невозможно реализовать. И хотя государство заявило о намерении обеспечить пролетария жильем, на деле же необходимыми средствами не располагало и перекладывало эту функцию на организации и кооперативы. Встал вопрос о создании экономичных типовых секций, которые вскоре были разработаны проектными бюро и применялись по всей стране. В Измайлове в то время тоже строились типовые дома.