Найти тему
Неоновый Герой

Cry of Fear - думерский ад с гнетущей атмосферой(2012).

Всем доброго времени суток, с вами Неоновый Герой, и вы знаете, как я люблю глобальные модификации к играм, которые в корне меняют геймплей оригинальной игры вплоть до смены жанра. И проект, о котором сегодня пойдёт речь - как раз из таких. Cry of Fear был разработан как отдельная игра на движке Gold Source и является модификацией к первой части Half-Life. Разработка шла с 2008 по 2012 год, а в 2013 году Cry of Fear стала самостоятельной игрой, не требующей установленной Half-Life. Разработкой занимались шведские инди-разработчики, которые назвали себя Team Psykskallar(со шведского "Долбанутые на всю голову"). До Cry of Fear они успели сделать Afraid to Monsters - ещё одну менее известную модификацию к первой "Халфе". Самый значительный вклад в модификацию внёс Андреас Рённберг. Андреас - своеобразный человек-оркестр: он и разработчик игр, и музыкант, и дизайнер уровней, и вообще Cry of Fear, равно как и Afraid to Monsters он создавал в одиночестве, но позже подключил своих друзей. В результате, при скромном бюджете игры и энтузиазме шведов получилась ни много ни мало, "лучшая хоррор игра 2012 года", по версии IGN. Ниже постараюсь объяснить, как так получилось.

Саймон - главный герой игры
Саймон - главный герой игры

Главный герой игры - 19-летний студент колледжа Саймон Хенрикссен. Саймон - одинокий и нелюдимый молодой человек, которого угнетает вся суть этого несправедливого мира. Возвращаясь вечером домой, он идёт по улице и вдруг встречает умирающего человека. Саймон пытается ему помочь, но тут его сбивает машина. Очнувшись в одном из переулков Стокгольма, Саймон принимает решение идти домой, но всё не так-то просто. Улицы стали безлюдными и жуткими, а за углом притаились жуткие и злые существа, которые намереваются навредить Саймону. В общем-то, так и начинается Cry of Fear. Сюжет вообще не даёт никаких объяснений по поводу происходящего, однако всё вскроется в конце игры, где причиной событий являются не какие-то абстрактные биологические или психологические исследования данной корпорации. Cry of Fear идёт по пути Silent Hill, где окружение является подсознанием главного героя, где жуткие существа и странные сценки - есть внутренние проблемы и материализованные страхи Саймона. Неоднократно Саймон будет попадать в свои жуткие кошмары, а порой само окружение будет становиться иным: более кровавым и жутким, по принципу первой и третьей части Silent Hill. Конечно, он будет встречать и людей, но и они ведут себя очень странно. Как, например, доктор с противогазом на лице, которого Саймон застаёт за очередным убийством бедолаги. А школьная подруга Саймона София, которую главный герой встречает на крыше, не понимает его причитаний о монстрах и жутких вещах, что видит главный герой. При этом атмосфера создаётся поистине гнетущая. В последнее время, в сети очень часто гуляют мысли олдфагов, помнящих первую часть "Half-Life" и "Counter-Strike 1,6", что на движке GoldSource ( как и её дальнейшей итерации Source) вообще атмосфера была очень мрачная, и гуляя по уровням и картам, постоянно казалось, что кто-то наблюдает за ними, и игрокам становилось не по себе. Так вот Cry of Fear полностью оправдывает эти мысли, и на мрачных улицах Стокгольма, как и в заброшенных зданиях, постоянно хочется оглядываться назад - не преследует ли нас кто-нибудь зловещий?

Что там по геймплею? Cry of Fear, согласно интервью разработчиков, делалась с оглядкой на старые Survival horror, такие как Silent Hill и Resident Evil. Так что мы имеем смесь аналогового инди-хоррора и старых классических ужастиков. Саймон - не спецназовец, поэтому не может метко стрелять, быстро бегать и далеко прыгать. Все навыки у него строго ограничены, инвентарь героя вмещает всего 6 слотов(3 в руках, 3 - в сумке). Одно из мест поначалу всегда занимает мобильник Саймона, который служит фонариком и элементом для решения некоторых загадок. Поначалу также в инвентаре имеется складной нож, однако, он достаточно слаб, как оружие. Местные враги, выглядящие достаточно жутко и немного коряво(всё дело в устаревших анимациях) бьют достаточно больно, особенно на высоких уровнях сложности, а вот Саймону не так просто попасть по ним. Впоследствии, мы найдём и более совершенное оружие, и даже огнестрельное. Но, стреляя из пистолета навскидку, очень велик шанс промазать по противнику. Меняя магазин в оружии, знайте, что оставшиеся патроны Саймон просто выбросит с этим магазином, как в первой "Мафии" или в Occupation 2,5, о котором я когда-то рассказывал. Поэтому надо стараться экономить каждый патрон и действовать тактично. Помимо пистолета, позже можно найти и другие виды оружия(дробовик или автомат), но, стоит помнить, что все пушки таскать в 6 слотах не получится. Что-то приходиться выбросить, и если не уходить с локации, потом можно подобрать. А так как мы ещё играем в survival horror, то следует держать хотя бы одно свободное место под разные ключи и предметы для решения головоломок. Ещё одно место наверняка будет занято под лечилки, роль которых здесь играют шприцы с морфием. С ними тоже связана интересная механика: если использовать морфий два раза подряд, у Саймона произойдёт пер... а впрочем, вы сами понимаете, чем опасны вещества. Интересно то, что при использовании шприца, игрок видит, что левая рука Саймона вся исполосована шрамами, что намекает на склонности нашего главного героя к попыткам ухода из жизни.

Фан-арт
Фан-арт

Как уже было сказано, Саймон - не какой-нибудь солдат или спецназовец. Помимо шкалы здоровья рядом есть и шкала выносливости. Герой может бегать и уворачиваться от врагов, но всё это расходует выносливость, за которой нужно следить, иначе игрок рискует оказаться обездвиженным в окружении врагов. К состоянию здоровья тоже нужно подходить крайне щепетильно, и если оно снизится до своей трети, Саймон начнёт прихрамывать, целиться из оружия будет сложнее, да и герой начнёт издавать звуки боли, при этом они настолько реалистичны, что игрок даже может почувствовать, насколько страдает Саймон. Страдания - вот наверное, центральное слово, характеризующее отношение игры к Саймону. Примерно в середине игры он лишится сумки и мобильного телефона, и инвентарь мгновенно уменьшится вдвое. В одном из эпизодов, Доктор ранит Саймона из пистолета в плечо, и здоровье героя также снижается на 10 процентов, и это нельзя вылечить никакими шприцами. И сложная игра становится ещё более сложной.

Фан-арт
Фан-арт

Стоит немного поговорить и о дизайне врагов. Как уже было сказано, каждый враг в Cry of Fear имеет свой символический подтекст и олицетворяет тот или иной страх Саймона. Поначалу, когда на нас выбегают какие-то бомжи и наркоманы с молотками, на это не особо обращаешь внимание. Но позже, игроку предстоит столкнуться и с более оригинальными индивидами. Например, темноволосые женщины, атакующие суицидальными мыслями или привязанные к кровати фигуры, плюющиеся кислотой, а также жутковатые куклы или дети, издающие пронзительные крики. Заслуживают внимания и некоторые боссы. Выглядят они омерзительно, правда есть несколько индивидов похожих друг на друга. Это отвратительные фигуры с бензопилами, а один из них будет временами устраивать Саймону забег с препятствиями, ибо они в такие моменты бессмертны, и игрок не сможет завалить их при всём своём желании. Тактика борьбы с боссами порой может быть оригинальной: например, крутить вентили в закрытой с боссом комнате, чтобы угостить противника разрядом электрического тока. Вкупе с жутковатой атмосферой самого окружения, а также наличию многих леденящих кровь сцен(вроде повешенных или застреленных трупов, почти как в Eternal Damnation), игра становится реально страшной. Пугают в Cry of Fear классическими скримерами, однако, большую часть страха приходится на звуки и музыку. Тут мы можем оценить отличную работу Андреаса Рённберга, так как именно он сам отвечал за музыку и звуковое сопровождение. Помимо жутких эмбиентов, он также включает меланхоличные гитарные композиции, что очень давит на общую атмосферу отчаяния и одиночества главного героя(подобное встречалось нам в серии Silent Hill).

София - девушка, к которой главный герой явно неравнодушен.
София - девушка, к которой главный герой явно неравнодушен.

От старых survival horror в Cry of Fear перекочевали и головоломки, однако, в отличие от RE и SH, где нужно было применить тот или иной предмет в необычном месте, Cry of Fear поступает куда проще. Головоломки чаще представляют собой бытовые задачки, которые если и решаются, то зачастую, в одной комнате. Тем не менее, пошевелить извилинами всё же нужно в паре мест. Как и в RE и в Silent Hill, сохранять игру можно в определённых местах, с помощью магнитофона, куда Саймон записывает свои мысли. На самом высоком уровне сложности, в магнитофон вставлена кассета, которую хватит лишь на 5 сохранений - так что сохраняться необходимо с умом. Также из Silent Hill перекочевали и некоторые моменты, вроде эпизода с лодкой из 2 части SH, но, главное - в Cry of Fear имеется несколько концовок. Их получение зависит от двух выборов в середине игры, так что к первому прохождению игрока ждёт один из 4 финалов. И, если подумать, ни один из них не может быть хэппи-эндом. Плюс есть две секретные концовки, но они открываются уже при повторном прохождении. Игра по второму кругу имеет смысл, так как после успешного завершения, становится доступно помещение в метро в самом начале игры, где вас будут ожидать новое оружие. Некоторые виды оружия открываются по достижению определённых концовок и прохождению игры на высоком уровне сложности, а какие-то открывались за донаты и покупку игры в Steam. Конечно, почти всё оружие - крайне мощное(а почти весь огнестрел с бесконечным боезапасом), что позволит проходить игру с легкостью. Тем не менее, оно того стоит.

Реакция Саймона на винтовку FAMAS
Реакция Саймона на винтовку FAMAS

Ну, и помимо бонусного оружия открывается ещё один сценарий, где мы играем за Доктора. Этот сценарий ещё сложнее, так как доступен только револьвер самого Доктора, а патронов - очень мало, ну а врагов - большое количество. Кроме того, Cry of Fear можно играть в корпоративный сюжет за 4 полицейских, который также имеет 2 концовки (одна из которых как раз-таки хэппи-энд). Несмотря на то, что этой модификации уже 10 лет, некоторые энтузиасты продолжают создавать по ней контент, какие-то свои уровни и играть по локальной сети. Были также планы сделать ремастер Cry of Fear на движках Source и Unreal Engine, но об этом уже давно не слышно новостей.

Разумеется, как и во многих модификациях, в Cry of Fear не обошлось и без минусов. Во-первых, мы имеем дело с бинарным освещением, как и в Manhunt: свет и тьма. Только вот порой из-за низкого качества текстур иногда сложно разглядеть что-то важное. Пример: в парке перед встречей с Софи необходимо заняться раскопками и найти ключ от парадных дверей здания. Вот только я потратил битый час, выискивая среди одинаковых мыльных текстур тайники, хоть и на карте в центре парка были отмечены данные места. Во-вторых, баги, тысячи их. Вполне возможно, что они появились в игре из-за плохой совместимости с Windows 10. Мне пришлось немало потанцевать с бубном, чтобы в игре появилась музыка и звуки выстрелов из оружия. После я столкнулся с багами искусственного интеллекта врагов. В одном из побегов от Бегуна с бензопилой, данный товарищ просто застыл на месте и не собирался двигаться дальше. Или во время битвы с боссом, вооружённым булавой, противник тупо встал посреди комнаты, не собираясь настучать мне по голове, и я легко его одолел. Иногда игра вылетает при переходе на другую локацию, иногда Саймон начинает двигаться из стороны в сторону без моего вмешательства. Всё это, конечно же, терпимо и можно простить игре 10-летней давности! И достаточно хардкорная сложность Cry of Fear не испугала меня, так как я люблю хорроры старой школы.

-9

Итак, подведём итоги. Всё ещё поражает тот факт, что энтузиасты без копейки в кармане, делающие инди-проекты или, как в случае с Cry of Fear, создающие модификации к другим играм, создают свои оригинальные ужастики лучше, чем студия ААА класса с миллионными бюджетами и огромными ресурсами. Это ещё раз подтверждает, что самые лучшие и культовые игры - те игры, что делаются с душой. Cry of Fear - один из лучших survival horror нулевых, и в узком кругу фанатов имеет культовый статус, благодаря своей мрачной, для нашего человека - думерской атмосфере и крайне трагичной историей главного героя. Если вы являетесь фанатом старых survival horror да и вообще старых игр с жуткой атмосферой - крайне советую вам ознакомиться с этим проектом. Ведь страх - это то, что живёт в каждом из нас, и неизвестно - в каком обличье он предстанет перед нами.

-10

А на этом у меня всё. Подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии! Буду рад почитать их и узнать ваше мнение о хоррорах старой школы. Всего вам доброго!