В предыдущей статье про копья и шиты упоминалось «Всеобъемлющее иллюстрированное руководство по боевым искусствам» (武艺图谱通志 Wǔyì túpǔ tōng zhì). Читатели попросили рассказать про эту энциклопедию времен империи Мин.
Данная энциклопедия была завершена в 1790 году по заказу правителя Кореи, расширив информацию по восемнадцати видам оружия, указанных в предшествующем трактате 1758 года.
Опубликованная в четырех томах, эта энциклопедия сохранила методы и практики из более ранней работы, добавив обучение верховой езде, причем используя шесть видов оружия верхом на лошади, расширив прежнюю систему уже до двадцати четырех методов боевых искусств с иллюстрациями для каждого. Большинство технических действий в книге основаны на традиционных китайских боевых искусствах, но в сочетании с китайскими и японскими боевыми искусствами. Тем самым можно сказать, что приведенные сведения составляют основу восточноазиатских боевых искусств той эпохи.
Хотя «Всеобъемлющее иллюстрированное руководство по боевым искусствам» представляет собой не более чем практическое руководство необходимых навыков для военного, сейчас оно широко известно как важный исторический материал для понимания природы военной науки на Дальнем Востоке в XVIII веке. Важность этого материала ещё связана с нехваткой достоверных сведений по традиционным корейским боевым искусствам, особенно с теми, которые были предшествовали монгольскому вторжению в Корею, во время которого корейские дворцы и библиотеки, которые содержали много различных письменных источников, были уничтожены.
Происхождение сведений в этом Руководстве можно проследить до трактата китайского генерала Ци Цзигуана о подготовке войск, «Новая книга записей о достижениях» (紀效新書 jì xiào xīn shū), которая была написана в 1561 году.
В сентябре 1593 года, после того как широкомасштабное японское вторжение сил Тоётоми Хидэёси было остановлено благодаря вмешательству китайских сил империи Мин, корейское правительство учредило «Агентство военной подготовки», которое должно было записать все военные материалы, которые они бы сочли полезными.
В результате в 1610 году было опубликованы «Иллюстрации боевых искусств», которые содержали шесть систем владения оружием: длинный шест, щит, "волчье копье", длинное копье, трезубец и двуручный меч дао. Что интересно, какие-либо материалы, связанные с рукопашным боем, не были включено в это руководство.
В годы правления с 1724 по 1776 год «Иллюстрации боевых искусств» были пересмотрены и дополнены 12 дополнительными боевыми приемами. Считается, что это было сделано наследным принцем Садо, который ввел термин «Восемнадцать боевых приемов» (十八技 Shíbā jì). Хотя его часто путают с одноименными китайскими практиками, особенно более позднего ХХ века, этот термин просто сокращённая форма от понятия «18 классов боевых искусств» (文章武藝十八般 Wénzhāng wǔyì shíbā bān).
Тома с 1 по 3 посвящены древковому оружию и фехтованию. Четвертый том посвящен рукопашному бою, не клинковому оружию (например, ударно дробящему, типа посоха и цепа), а также навыкам верховой езды.
Что интересно, в издании 1795 года были представлены аж шесть методов для тренировки конников:
- копейный бой верхом на лошади (騎槍 Qí qiāng);
- парные мечи верхом на лошади (馬上 雙劍 Mǎshàng shuāng jiàn);
- алебарда с клинком в виде полумесяца верхом на лошади (馬上月刀 Mǎshàng yuèdāo);
- использование цепа верхом на лошади (馬上鞭棍 Mǎshàng biāngùn);
- конное поло ( 擊毬 jīqiú). Этот вид спорта использовали для улучшения навыков верховой езды конницей государства Когурё еще в 400 году нашей эры. Мяч должен быть забит в ворота, при этом игроки должны находиться в любом положении на лошади, не касаясь земли. Игроки могут касаться мяча только специальной клюшкой;
- специальные элементы верховой езды, такие как трюки верховой езды, обычно используемые в цирковых представления (馬上才 Mǎshàng cái). Раздел включал «Шесть навыков верховой езды, которыми должна овладеть кавалерия». Они включали принятие различных сложных положений на лошади, многократные прыжки с одной стороны лошади на другую, езду под лошадью, езду на двух лошадях одновременно и т.д.
Использование двуручного хвата копья на коне позволяет обеспечить воину широкий диапазон движений, сложных и изменчивых технических решений, но эти возможности предъявляют чрезвычайно высокие требования к навыкам верховой езды у всадника. Поэтому задача ставилась достичь состояния:
человек и лошадь - одно целое
人马一体 Rénmǎ yītǐ
Но в трактате есть и загадка: в нем нет ни одной записи о "конной сабельной технике". При этом сабля, вернее меч-дао, давно уже была обычным оружием конницы. И непонятно, почему так. Есть версия, что было слишком доступным и общеизвестным. А вы как думаете?
С появлением огнестрельного оружия в качестве преобладающего метода ведения боя методы и приемы «Всеобъемлющего иллюстрированного руководства по боевым искусствам» и стали относиться к справочным материалам. Многие копии трактата были утеряны или уничтожены в последние годы правления династии Чосон, особенно во время японской оккупации Кореи в первой половине ХХ века.
Ну на сегодня - всё. Если есть ещё вопросы по этой энциклопедии - пишите в комментариях, попробую ответить.
Дм. Моисеев, СПб - 2023