Найти в Дзене
Шпионские страсти

Нервотрёпка

1911-1914 годы

Германия

Предвоенный период в Европе был характерен тем, что ходило очень много фальшивых планов, чертежей, которые предлагались за деньги заинтересованным сторонам. Их торговлей занимались не только частные бюро и отдельные лица, но и контрразведки многих стран. Подсунут подозреваемому фальшивые секретные документы, а потом смотрят, что он будет с ними делать. Разумеется, разведчики это знали. А потому, если им кто-то предлагал секретные документы, и они видели, что это фальшивка, они тут же разыгрывали из себя людей, которым подобное совершенно неинтересно. Или же…

В начале 1912 года одному британскому агенту, успешно работавшему в Германии не один год, его источник, которому он всецело доверял, принёс чертежи последних немецких дредноутов классов «Нассау», «Хельголанд» и «Кайзер». От этого источника агент не раз получал достоверные чертежи, а потому был вначале спокоен, когда источник принёс ему чертежи дредноутов. Взглянул затем на них и понял, что это фальшивка.

Первая мысль была: это ловушка германской контрразведки. Агент перепугался и стал раздумывать, как унести ноги из Германии.

Первым делом он постарался избавиться от чертежей, которые рассматривал в своей квартире. Но это не избавило агента от страха, что вот-вот в его квартиру войдут сотрудники германской службы безопасности. Агент принимает решение бежать за границу, но для её пересечения надо иметь формальный повод.

Потому придумал следующее. Выскользнул со всеми предосторожностями из квартиры, добрался до почты и послал оттуда сам себе телеграмму, что якобы его семья вызывает его в Англию, где в тот момент она находилась.

После этого агент полчаса сидел в кафе, по его собственным словам «дрожа от холодного пота», в ожидании, когда телеграмму ему принесут на квартиру, где еёполучитего квартирная хозяйка.

Посидев в кафе, агент отправился к себе на квартиру со всеми предосторожностями, но ничего подозрительного не заметил. Здесь он взялтелеграмму у своей квартирной хозяйкии отправился на станцию покупать билет на поезд.

Билет он купил, но пришлось ждать несколько часов, пока подадут поезд. И всёэто время агент ожидал ареста прямо здесь на вокзале. Он был взбудоражен настолько, что вышел из здания вокзала и ходил перед фасадом, ожидая, что в любую минуту ему на плечо ляжет чья-то рука.

Когда подали поезд и агент вошёл в купе, то первым делом заперся в нём. При этом вздрагивал при каждом подозрительном шуме, ожидая, что вот-вот в дверь купе постучат и войдут агенты службы безопасности.

Поезд тронулся, но ничего не произошло.

Но до границы ехать было ещё несколько часов, а на границе аресты в таких ситуациях случались достаточно часто. Агент знал, что, как правило, квартиры подозреваемых обыскивали ночью, чтобы не привлекать внимания соседей. Он силно нервничал, представляя, как агенты госбезопасности прибывают на квартиру и выясняют, что его в ней нет. После этого следует рассылка телефонограмм на все пограничные пункты с описанием его внешних данных.

До границы агент изнервничался вконец. Нервы его были на пределе.

В полном напряжении агент подал свой паспорт кондуктору, который собирал паспорта пассажиров, чтобы показать их пограничной страже. Он ждал, что вот-вот войдут за ним. Но ничего не происходило.

А поезд внезапно тронулся.

Когда же он пересек границу Бельгии, агент начал приходить в себя.

Он вновь проанализировал происходящее и пришел к выводу, что неправильно просчитал ситуацию, и что его никто ни в чём не подозревал. Он мог спокойно оставаться в Германии.

Чтобы не вызывать ненужных вопросов у квартирной хозяйки и прочих знакомых в Германии, агент провёл несколько дней в Брюсселе, встречаясь с приятелями.

-2

Вернувшись в Германию, встретился с источником, который принёс ему чертежи, и понял, что тот действительно приобрёл часть фальшивых чертежей, но их вовсе не сфабриковали специально для него.

Он стал жертвой ложной тревоги.

Этот агент проработал в Германии до окончания войны. Работал так, что немецкая служба безопасности ни разу его не заподозрила.

(Источник: Байуотер, Ферраби на основании рассказа этого британского агента)