Найти тему

Теория П.П.Чистякова и техники живописи: нюансы.

Статья по вопросу, заданному читателем:
"А как быть акварелистам? Если у них основа- заливки? И в принципе не всегда можно делать все одновременно".
Вопрос был задан вот к этой статье:

То есть как соотносится теория и практика живописи «по-Чистякову» с акварельной техникой.

Конечно же, П.П.Чистяков в своих заметках об искусстве, когда рассказывал о том, как смотреть на натуру, как искать цвет и колорит, как писать от переднего плана в глубину и т.п., говорил о живописи вообще, а не только масляными красками.

На практике описанный в статье метод легко применим в живописи маслом, гуашью, акрилом. А как быть с акварелью, где в силу технических особенностей иногда фон пишется в начале работы, а тон и цвет берётся в первых прописках не в полную силу?

Вариант первый. Здесь художник может смотреть широко, искать цвет и тон по методу Чистякова, но результат работы держит как бы «в уме», на перспективу, и идёт к этому результату через технику акварели. Может помочь цвето-тональный эскиз, выполненный в начале работы на небольшом формате. Тогда искомый результат будет перед глазами.

Надо сказать, акварель – вообще материал не простой, так как в работу сложно вносить правки – изменить цвет, тон. Иногда фрагмент можно смыть, если заметить промах быстро, а в бумагу определённого типа краска впитывается сразу и её уже не убрать. Наработка опытов с цветом и тоном успешнее идёт с другими материалами, где внесение изменений проходит безболезненно. Я бы сказала так: если работать акварелью технично, лучше уже это делать со знанием дела – когда есть базовые понятия о тоне, цвете, колорите, и видение результата, к которому человек хочет привести работу. То есть если бы я составляла программу живописи учебного заведения, ставила бы акварель на последние курсы, а не на первый. Тогда можно было бы в чистом виде изучать технику этих красок.

Второй вариант работы акварельными красками – когда на первое место ставится метод, а техника используется хоть и акварельная, но несложная. Так писали мы, студенты группы Конотопова В.Г., в первые полгода обучения - по какой-то причине в первом семестре первого курса СХРУ всегда стояла живопись акварельными красками. Так вот, мы писали акварелью лессировками: раскрывали в подмалёвке большие цвето-тональные отношения, и далее искали соотношение тона и цвета предметов переднего плана к фону, стараясь передать пространство, воздух. От акварели - свободное смешение красок, их перетекание, подтёки, размытия, ну, и белая бумага вместо белой краски. Если ошибались в тоне, смачивали нужный фрагмент и затем нещадно тёрли щетинной кистью (но это уже против правил). Получалось примерно так:

Работа неизвестного студента.
Работа неизвестного студента.

Или вот - простейший натюрморт, одна из первых постановок:

-2

Это тоже написано акварелью:

-3

Один из учеников П.П.Чистякова, В.Е.Савинский, тоже много писал акварелью, его работы можно увидеть в одной из предыдущих статей:

В.Е.Савинский. Женщина в пёстрой шали. 1931.
В.Е.Савинский. Женщина в пёстрой шали. 1931.

Писал акварелью и ещё один ученик Чистякова - М.Врубель:

М.Врубель. Натурщица в обстановке Ренессанса. 1883. Бумага, акварель.
М.Врубель. Натурщица в обстановке Ренессанса. 1883. Бумага, акварель.

Обе работы написаны лессировками.

Получается примерно так: если хочется заниматься исключительно акварелью, почему в начале творческого пути не использовать метод лессировок, а потом, наработав опыт в поиске цвета, развив восприятие тона, и пр., начать работать более технично, сложными заливками или а-ля-прима?

Вот, наверное, и всё, что я могу сказать по этому вопросу.

А статья о системе П.П.Чистякова - здесь:

Буду рада видеть вас в моём телеграм-канале: https://t.me/arteillar

и в группе ВКонтакте: https://vk.com/arteillar