«Технополис «Москва» - это особая экономическая зона, которая объединяет 6 производственных площадок общей площадью 1 млн м2. Здесь работают 90 компаний-резидентов и больше 15 000 человек.
Из-за увеличения арендных площадей, роста количества систем, а как следствие и источников данных, накопившийся объем информации перерос тот уровень, когда его можно было обработать вручную или с помощью офисных приложений. Недостоверность данных увеличивала риски принятия некорректных управленческих решений.
Нужно было систематизировать, очистить и сформировать свод данных по разным направлениям: аренда, услуги, управление активами, ведение и контроль экономической деятельности и пр.
Проект выполнял партнер-интегратор Modus компания «Смарт Тим Сервис».
За время проекта в компании «Технополис» внедрили Modus ETL, различные средства обработки данных, на базе как самой платформы, так и с использованием сторонних скриптов на Python.
Автоматизировали и систематизировали сбор и анализ 250 ГБ данных в гибко управляемый формат и выстроили аналитическую систему, охватывающую более 8 сфер бизнеса и включающую в себя порядка 35 дашбордов.
Искусственный интеллект в аналитике
До старта проекта сотрудники «Департамента инвестиционной и промышленной политики» компании «Технополис» собирали информацию о задачах и поручениях по исполнителям вручную (не более 10 человек) из системы МосЭДО, и на это уходило больше 2-3 часов. При этом информация была ограничена не только по исполнителям, но и за период.
Перед аналитиками компании «Смарт Тим Сервис» и пользователями встала интересная задача: сократить время на сбор данных, расширить число получателей и представить данные для каждого пользователя в понятной и не надоедающей форме.
Разработали роботизированный алгоритм, который собирает, выгружает и обновляет поручения по всем исполнителям, а это порядка 200 человек. Искусственный интеллект анализирует полученный массив анализирует и классифицирует информацию, добавляя дополнительные, более детальные срезы для последующего глубокого анализа.
Сформированные уточненные таблицы с детализацией по каждому поручению служат источником для двух направлений аналитики:
1. По расписанию формируется рассылка каждому исполнителю с ключевыми показателями и сравнительным анализом за прошлую неделю. Если пользователь хорошо поработал и выполнил все положение поручения, то ему отправляется письмо с благодарностью, а если результаты были ниже, то с просьбой «поднажать». В каждое письмо вкладывается реестр всех поручений с прямой ссылкой на источник.
2. На основании этой же информации формируется аналитический дашборд по исполнительской дисциплине, где каждый руководитель видит по своему подразделению и сотрудникам сводную и детальную информацию. Второй дашборд выдает еще более укрупненную статистику Генеральному директору по его заместителям и их исполнительской дисциплине, а также по их подразделениям.
Созданное решение сократило время на обработку рутинных задач и расширило круг получателей, дополнило данные другими источниками. В результате компания «Технополис» получила мощный инструмент аналитики для отслеживания и выполнения крайне важных для компании поручений.
Мониторинг посещаемости для маркетинга
«Смарт Тим Сервис» интегрировали BI-систему с web-аналитикой SimilarWeb.
С ее помощью маркетологи компании аккумулируют информацию о посещаемости информационных ресурсов как самого «Технополиса», так и мониторят востребованность и другие показатели других особых экономических зон России. С помощью этой интеграции сотрудники компании могут строить аналитические срезы и видеть эффективность своих событий и мероприятий, сравнивать свои показатели и показатели соседей по бизнесу.
Уникальность решения – в его эффективности.
Разработчики использовали стандартную версию сервиса SimilarWeb без расширений и API, собрали информацию по определенным источникам и свели в единый дашборд. В результате работа с аналитикой занимает не больше 3 минут.
До внедрения на ручную обработку этих же данных требовался отдельный сотрудник, который выгружал информацию по каждому ресурсу и сводил ее в один дашборд.
Индивидуальный дизайн дашбордов
Солодовникова Екатерина, руководитель практики BI, «Смарт Тим Сервис»:
«Не все BI-системы поддерживают гибкую настройку. Часто, чтобы что-то доработать под требования заказчика, нужно знать внутренние языки и иметь в штате дорогих специалистов. А в Modus BI очень богатая палитра настроек и очень многое в дизайне можно сделать просто кликом мышки в версии «из коробки». Но и для более требовательных пользователей есть возможность превратить дашборд в искусство, используя всего лишь встроенный редактор CSS.
Например, чтобы «оживить» дашборды с помощью CSS можно добавить иллюстрации в KPI, сделать закругленные углы у визуализаций, поменять цвет фона всего дашборда или цвет заголовков. Для этого не надо изучать сложные скрипты и языки, достаточно знать CSS на базовом уровне. Часть элементов дашбордов в «Технополис» аналитики кастомизировали сами, без привлечения разработчика».
Использование двухуровневой архитектуры баз данных
Еще одной задачей было ускорение обработки данных и работы аналитического портала в целом. Некоторые отчеты в компании «Технополис» работают под сильной нагрузкой пользователей, при этом сами визуализации дополнительно нагружены большим количеством сложных вычислений. В моменты пиковой нагрузки снижалась производительность, и дашборды «подвисали» после каждого действия.
Было принято выстроить двухуровневую структуру аналитики c Modus BI, особенность которого – это практически бесшовное встраивание в любую архитектуру. Источник для аналитического портала перенесли с PostgreSQL на более производительную ClickHouse в части высоконагруженных отчетов. Тем самым ускорили работу аналитического портала и обработки данных с 40 до 5 секунд.
Другие работы
- Разработали вспомогательные дашборды для оценки посещаемости пользователей и популярности тех или иных отчетов. Они служат одновременно и инструментом оценки, как пользователи воспринимают новый инструмент анализа данных, и источником информации для улучшения аналитического портала, чтобы все больше сотрудников компании «Технополис» пользовались системой.
- «Смарт Тим Сервис» развивает дата-каталог с использованием Modus BI в части визуализации потоков данных от источников до каждого поля в дашборде, что дает четкое понимание, что стоит за каждой цифрой и где в источниках эта цифра содержится.
- Новая модель данных охватывает все сферы бизнеса компании «Технополис». Поэтому собранные данные стали эталонными справочниками, которые используют все внутренние системы и подразделения компании
Солодовникова Екатерина, руководитель практики BI, «Смарт Тим Сервис»:
«Мы гордимся, что эти 12 месяцев работаем бок о бок с профессионалами из компании «Технополис», разрабатывая и улучшая аналитическую систему на базе Modus BI.
Созданные дашборды и отчеты отвечают передовым возможностям в области сбора, анализа и визуализации данных. Наша главная цель - упрощение сбора сложных данных и предоставление корректных, достоверных и своевременных выводов, что помогает «Технополису» принимать решения на основе достоверных фактов и цифр.
Разработанная аналитическая система предлагает широкий спектр возможностей, включая:
1. Интеграцию данных
Выбранный подход позволяет собирать данные из различных источников и легко объединять их в единый аналитический инструмент. Это создает полную картину текущего состояния компании и дает ценные инсайты для бизнес-аналитики.
2. Интерактивную визуализацию
Modus BI визуализирует данные и создает интерактивные дашборды для удобного мониторинга и управления бизнесом. Интуитивно понятные графики и диаграммы помогают быстро и эффективно представлять результаты анализа и делиться ими с командой, а адаптивный интерфейс - просматривать нужную информацию с любого устройства, например, со смартфона».