Сегодня у нас 1 августа. Сегодня у нас день Серафима Саровского. Празднуем, сегодня у нас престольный праздник, поэтому мы с вами все радостно этот день встречаем и просим нашего молитвенника, Ангела Любви Серафима Саровского просим, чтобы он помолился за нас у Престола Божия и дал нам ту любовь, которая долготерпит, не злится, не раздражается, не ищет зла. Поэтому мы просим: "Преподобный Отче Серафиме, дай нам ту любовь, которая долготерпит, которая не злится, не раздражается, не ищет зла".
Мы знаем, что без любви всё - ничто. Мы знаем, что у нас очень много ответственных дел, а любви у нас нет, и поэтому получается мы становимся безцеремонными, потому что посуду просим помыть с агрессией, комнату убрать с наездами, без любви. Ответственного старшего поставили – наездная машина, каемся. Человек безцеремонный не может никому пойти навстречу, он требует свои права, то есть имеет ответственность за что-либо, но не имеет любви. Безцеремонный, это жестокий, это деспот, это убийца своей души и убийца тех, которые у него в подчинении. Каемся в грехах, сколько мы были старшими, когда нам ответственное поручение давали, а мы безцеремонно не прощали никому, а давили – каемся в этих грехах. Без любви всё - ничто, а мы справедливость без любви делать стараемся. Мы такие же, как безцеремонные, такие же жестокие, такие же мы критиканы, правду свою требуем, справедливость без любви качаем, мы с вами безцеремонные, жестокие критиканы. У нас дети, люди на послушание, а мы их стараемся обучать, воспитать, духовные наставления стараемся делать, а любви не имеем, детей своих без любви воспитывали, перед ними сюсюкали, баловали, правду Божию не совершали, старались угождать капризам детей. Это воспитание было у нас: сами двуликие и детей своих делали двуликими. Двуликий человек страшный, он никогда любви к Богу не будет чистую иметь, он будет всегда подстраиваться под кого-нибудь, каемся, прости Господи.
А у нас ещё ум наш слишком хитрый такой, потому что нет любви. И человек ум включает свой, умозаключения свои делает, и получается, он хитрит, ум его начинает извращать правду, он начинает лукавить, обманывать. Каемся, прости, Господи, если мы рассуждаем без любви, мы хитрые, под себя подстраиваем, каемся, прости нас, преподобный Отче Серафиме, что мы хитрим, а любви не имеем, когда размышляем о каких-то добрых делах.
Приветливость без любви делает человека лицемерным. Смотришь в глаза, когда приветствие: "мир дому сему, как поживаешь?" - спрашиваешь. Смотришь на лицо – лицемерие, лукавство, ложь, хитрость, обман, жестокость в глазах. Поэтому без любви любая приветливость делает человека врагом Христа. Лицемерный человек – это враг Христу, это друг дьяволу.
Поэтому каемся мы, если у нас приветливость, лицемерие, а любви у нас нет: "здравствуй, Иван Иваныч. Здравствуй, Марь Иванна", а сам лицо кирпичом, да? Это делает человека лицемерным. Сколько у нас лицемерия в жизни было? Каемся.
Компетентность без любви делает человека неуступчивым. Доверили человеку ответственное положение какое-то, а он неуступчивый, потому что не имеет любви. На работе особенно тебя поставили старшим, представляешь, как тяжело быть уступчивым человеком с людьми. Поэтому, если у нас любви нет, мы неуступчивые. Каемся в этих грехах.
Власть без любви делает человека насильником. Вот дали власть многим, кому опасно давать власть. Поэтому иметь власть с любовью, чтоб не было насилия, это надо человеку быть от Бога. Поэтому каемся, если мы какую-нибудь власть над кем-нибудь делаем, заставляем. Мать, отец имеет власть над детьми, если где-то насилие какое-то есть, любви нет, даже сказать, рассказать, попросить, но без насилия власть совершить, вы понимаете, надо такую любовь иметь к Богу, такое терпение, смирение, а у нас его нет, вот и пишем. Терпения не имеем и насилие делаем. Поэтому любая власть без любви делает человека насильником, жестоким, деспотом, происходят войны, несогласия в семье – сколько же семей развалилось от этого. Каемся.
Честь без любви делает человека высокомерным. Да. Достиг ты какой-то чести, и ты начинаешь уже – в гордость впадать, в тщеславие и становишься высокомерным. А попробуй иметь честь с любовью – тебя чествуют, а ты должен любовь ко всем иметь, как простачок, с детской любовью, с простотой. Очень тяжело. Если будет в твоём сердце любовь, ты это выдержишь. Если там нет любви – ты проиграешь. Поэтому честь без любви делает человека высокомерным, гордым.
Богатство без любви делает человека жадным. Вроде жертвует, вроде хорошо, помогает, делится, как только богатство немножко приобрёл, - всё, стал жадным. Каемся в этих грехах – если немножечко приобретаем какое-то богатство, Бог нам даёт, потому что мы жертвуем, помогаем, и человек становится жадным, и начинаются у него уже проблемы. Вот помогаешь ты, тебя Господь поставил – вот даже рассказываю у Виктора с Анатолием – Господь дал, Господь их вытащил, у них хотели фирму эту уничтожить, просто забрать, Бог им помог. Надо Богу десятину давать, и получилось так, что прижали десятину. Всё, вот у них сейчас такие неудачи идут, они никак не могут этого понять. Они не туда деньги тратят, надо Богу, на храм. На храм денег нет – в Германию на эти поездки тратят деньги, дьяволу отдают, а Богу нет – и начинается развал. Они никак не могут это понять. Поэтому богатство без любви делает человека жадным. Каемся в этих грехах.
Вера без любви делает человека фанатом. Есть только одна великая держава и на земле, и на небе – это Любовь. И только она, эта Любовь, может изменить человека, может его преобразить. Общество изменить может, преобразить. И даже душу нашу может преобразить Любовь. Мы Любовью очень плохо владеем, элементом Любви, поэтому каемся. Сегодня Ангел любви Серафим Саровский, у кого какие-то недостатки в Любви, к нему обращаемся: "Преподобный Отче Серафиме, дай нам понять ту любовь, которая долготерпит, не злится, не раздражается, не ищет зла, не бесчинствует, а всё терпит. Всё с любовью терпит". Вот просим Преподобного.
Покаемся в грехах, которые сейчас я назвал, вспоминаем с детства все эти грехи, что без любви мы воспитывали, зачатие делали, вынашивали дитя без любви, потом рос ребёнок, мы его без любви гнобили, и ребёнок получается у нас в таком плачевном состоянии, потому что он рос не на законах любви, а на законах вот этой жестокости, вот этой безцеремонности, насилия, высокомерия, на жадности, на фанатизме, на неуступчивости, на лукавстве. Вот наша с вами проблема,
И поэтому мы каемся в своих грехах, если мы каемся, наши дети будут получать Любовь от Бога, потому что мы в грехах каемся и епитимию держим. Господи, дай нам Любовь. Преподобне Отче Серафиме, моли Бога о нас. И сейчас молитва идёт, а мы по этой Любви все выписываем грехи.
Иеросхимонах Димитрий