Официально эмблема «Серп и молот» появилась на гербе РСФСР в апреле 1918 года, но в полном виде она была разработана еще в декабре 1917-го для герба Саратовского исполкома, и тогда же этот герб был установлен над входной дверью этого учреждения. Об этом недавно рассказал внук главного создателя этой эмблемы – саратовский историк Герман Колоярский.
Исполком Саратовского Совета провозгласил Советскую власть утром 27 октября 1917 года (по старому стилю). А 7 ноября комиссар по внутренним делам и делам юстиции дал указание изготовить герб Саратовского исполкома символикой, отражающей революционный переход власти в руки трудового народа. Просил приступить к делу немедленно.
К созданию герба привлекли Петра Боева – директора рисовального училища, прекрасного акварелиста, мастера декоративной живописи; Николая Андреевича Колоярского – специалиста по геральдике и мастера-медальера; Марию Дмитриевну Ястребову – мастерицу художественной аппликации, вышивальщицу, автора монограмм, вензелей и орнаментов.
Колоярский определил общую композицию и главные элементы герба. За основу взял форму ордена Андрея Первозванного – главного российского ордена, введенного Петром I. Внешняя часть герба, обрамление его – многоугольная звезда, олицетворяющая солнечное сияние. Это было принято сразу.
А вот вариантов оформления центрального поля – слегка выпуклого диска – было много. Вначале предполагалось изобразить здание Саратовской консерватории, где провозглашали Советскую власть. Потом художник обратился к аллегории: три тесно прижавшиеся друг к другу фигурки рабочего с молотом, крестьянина с серпом и солдата с ружьем. В конце концов, остановились на символике: перекрещивающиеся серп, молот и меч.
Всё поле диска, кроме рельефного рисунка пшеничного колоса, ветки дуба и пальмовой ветви, обрамляющих символ, задумывали покрыть голубой эмалью, сам символ – серп, молот и меч – сделать накладным и позолотить.
Эскиз в исполкоме одобрили, сделав только одно замечание – поле герба должно быть не голубым, а пурпурным. И Колоярский приступил к чеканке внешнего кольца – «солнечной короны», самой сложной и трудоемкой части.
Через две недели Боеву позвонил комиссар внутренних дел и, узнав, что герб будет готов только в Новому Году, обвинил художников в саботаже и потребовал закончить работу в три дня – срок немыслимый.
Выручить Боева взялась Ястребова. Она предложила исполнить центральную часть герба из материи, металлических бляшек и бисера. Серп и молот вырезали из синего атласа. Но на примерке увидели, что такая эмблема плохо читается. Ястребова убрала меч, оставив только серп и молот. Надписи расширила мелкими бусинками. И сделала совершенно неожиданное дополнение – к диску прикрепила подвески из плетеных веревочных лаптей.
Надо сказать, что орден Андрея Первозванного имел золотую цепь с подвесками царских гербов, круглых розеток из драгоценных камней. На саратовском гербе вместо всей этой роскоши… лапти!
Но лучше от этого герб не стал. Колоярский был недоволен, но…
5 декабря в мастерской Боголюбовского рисовального училища приступил к сборке. Основную работу выполнил брат художника Николая Колоярского. 6 декабря герб установили над входной дверью исполкома – на бывшем доме саратовского губернатора.
Это был первый советский герб с эмблемой, ставшей впоследствии знаменитой.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ: