Найти тему

Ритм Стальных Сердец Донбасса. Часть 2. Завод Валериана.

Друзья, после продолжительной паузы, выкладываю наконец статью, которая была написана, еще перед Новым 2023 годом. Статью посвященную металлургическим заводам Донбасса.

Из-за занятости на работе и из-за банальной лени долго не выкладывал ее. Прошу прощения за столь неответственный подход. К вниманию, статья посвященная металлургическому заводу в городе Краматорске. Что на Донетчине.

Итак, в статье, как указывалась выше, речь пойдет о Краматорском металлургическом заводе, или как его официально называют - ОАО «Краматорский металлургический завод им. В. В. Куйбышева». Это один из старейших металлургических заводов Донбасса. Краткая информация : металлургическое предприятие, основано оно в 1898г швейцарцем Конрадом Гампером; находится оно на территории города Краматорска, к северо-востоку от железнодорожной станции Краматорск по обе стороны реки Казённый Торец; в 1890-х—1930-х гг являлось градообразующим предприятием. С 2012 года находилось в стадии банкротства. Признано банкротом к 2020 году.

На самом деле за этими строками проглядывает драматичная история предприятия, пережившего в своей истории периоды расцвета и упадка, так и не сумевшего выстоять в «лихие 90-е», и в конце концов закончившего свою историю ликвидацией.

Друзья, фотографий качественных не много, подобрал для вас самые красивые.

Панорама завода. Фото из открытых источников.
Панорама завода. Фото из открытых источников.

История

Основал завод Конрад Гампер, вошедший в историю города как «третий крестный отец Краматорска». Это был не единственный завод, основанный К. Гампером. До этого им уже было организовано несколько машиностроительных заводов, расположенных в основном в Польше. Такого же направления предполагался и краматорский завод. Приступить к строительству нового завода на территории России, именно в ее угольном регионе, К.Гампера заставило низкое качество угля польских месторождений, который использовался его предприятиями.

Проходные завода. Фото из открытых источников.
Проходные завода. Фото из открытых источников.

Для этого ему, выходцу из Швейцарии, пришлось переехать в Россию, получить российское подданство и даже вступить в купеческое сословие.

Для достижения своих целей в 1896 году Гампер приобретает земельный участок у местных купцов и приступает к строительству механического завода. Вскоре здесь появился Краматорский механический завод.

Первыми квалифицированными работниками были поляки, которые позже начали обучать ремеслу местных жителей. В мае 1896 года закончилось строительство каменного литейного цеха, а уже осенью этого года, когда первые формы были готовы к заливке, над Краматорском раздался гудок.

Весной 1897 года строительство основных цехов завода было закончено. Краматорский механический завод стал третьим предприятием, принадлежавшем фирме К. Гампера. В том же году, для содержания своих предприятий, он основал Общество копательных и механических заводов «В.Фицнер и К.Гампер». Со временем это предприятие стало основой для Старокраматорского машиностроительного (СКМЗ) и Краматорского металлургического заводов (КМЗ).

В 1898 году К.Гампер начал строить на заводе доменные печи и спустя всего год, в 1899 году, он учредил Краматорское Металлургическое Общество (КМО). На первых этапах завод выпускал несложное оборудование для железных дорог и шахт. После появления собственной доменной печи конструкции усложнились.

Памятник Валериану. Фото из открытых источников.
Памятник Валериану. Фото из открытых источников.

Развитие

Как уже сказано выше, завод изначально включал только доменный комплекс. В 1897 году для обеспечение механического производства металлом были запущены доменные печи № 1 и № 2 и был выплавлен первый чугун. В 1899 году умер К. Гампер, его основатель. Но завод продолжал развиваться при новых владельцах. В 1901—1904 годах выплавка чугуна утроилось и достигла 73,7 тыс. т.. В это же время была открыта заводская трехлетняя школа, была организована собственная пожарная команда. Выдающимся инженером металлургии Курако Михаилом Константиновичем в 1903г была построена на заводе домна новой конструкции, превосходящая по техническим характеристикам другие печи.

Конрад Гампер. Фото из музейных источников.
Конрад Гампер. Фото из музейных источников.

К 1909 году на заводе работало 6 паровых, 75 электрических двигателей и 3 динамо-машины общей мощностью в 7,5 тыс. л. с., а годовое производство достигло 7 млн руб. В том же году был запущен крупносортный стан 620, производящий полособульб. В 1910 году начал работать прокатный цех. Производство чугуна достигло 158,9 тыс. т, а стали — 60,8 тыс.

Завод развивался, не смотря на временами возникающие протестные митинги рабочих, а также природные катаклизмы. Например, весной 1909 работа завода была серьезно нарушена из-за сильного наводнения. Однако процесс не останавливался, в 1913—1914 годах владельцы завода получили свыше 2 млн руб. чистой прибыли, что было большим успехом. Тогда же из числа акционеров были исключены иностранцы.

В 1914 году началась Вторая мировая война. На заводе, как и по всей стране, прошла мобилизация рабочих. В связи с нехваткой рабочих рук на завод начали принимать женщин, а вскоре нехватку рабочих восполнили китайцы. Завод продолжал работать. Владельцы завода получили свыше 5 млн руб. чистой прибыли. Были построены здание дирекции, металлический мост через реку Казенный Торец, а также приобретено право добычи каменного угля в Черкасской области сроком на 36 лет.

Мартен (корчиневый) и Прокатка. Фото из открытых источников.
Мартен (корчиневый) и Прокатка. Фото из открытых источников.

В 1917 году в стране произошла Февральская революция. События, происходящие в стране, не обошли завод. На какое-то время он был остановлен из-за протестных выступлений рабочих. Завод сотрясали стачки, митинги. Была остановлена мартеновская печь. Из-за сложившейся кризисной ситуации с деньгами, невозможность произвести расчеты с рабочими, дирекция завода выпустила даже собственные деньги. Однако они так и не поступили в обращение. И просто остались в истории города. Но подробнее об этом ниже.

Ранний советский период

С приходом советской власти в ноябре 1920 года постановлением Президиума Cовнарахоза завод был национализирован, и стал называться Краматорский государственный машиностроительный и металлургический завод. (КГММЗ или КГМЗ). В 1922 г завод был передан в ведение Управления горной каменноугольной промышленности (Донугля). В этом же году возобновила работу мартеновская печь, а через год в 1923 году запущена домна № 1. К 1926 году продукция доменного и мартеновского цехов превзошла дореволюционный уровень.

На заводе был создан отдел информации и рационализации, результатом деятельности которого стала газета «Краматорская домна», преобразованная позже в «Краматорскую правду». На долгие годы газета оставалась городским рупором новостей.

Завод развивался. В 1931 году построена новая электровоздуходувная станция. В 1932 завод выпустил 256 тыс. т чугуна, 143 тыс. т стали, 133 тыс. т. проката.
Распоряжением Наркомтяжмаша от 1 июня 1934 года распоряжением предприятие было разделено на два завода: Старокраматорский машиностроительный завод(СКМЗ) и Краматорский металлургический завод. СКМЗ будет обанкрочен уже в 2018-2019 годах. При пост-майданной власти.

Военные годы

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Завод был эвакуирован в г.Серов (Свердловская обл.). Во время оккупации завод был передан компании «Huttenwerke-Gesellschaft Ost m.b.H.», которая ремонтировала на нём горное оборудование.

С 1943 года на заводе, переименованного в «Neue Maschinenfabrik Kramatorsk», ремонтировались немецкие танки и другая военная техника. Также на нём был размещён заказ на изготовление 1 000 цилиндро-расточных и цилиндро-шлифовальных станков. В августе 1943 года на заводе работало 2 000 невольных советских рабочих.

Дальнейшее развитие

После освобождения города от фашистов завод восстановил работу. В феврале 1944 года прошла первая послевоенная плавка стали. Завод стал вводить новое оборудование.
В 1950 г была вводится в эксплуатацию доменная печь №4. Тогда же доменная печь №3 была перепрофилирована под выпуск ферромарганца.

Доменные печи. Фото из открытых источников.
Доменные печи. Фото из открытых источников.

В 1963 году была сдана в эксплуатацию более мощная доменная печь, проработавшая почти два десятка лет. В 1981 она была капитально отремонтирована и вновь введена в строй. Завод благоустраивался. Перед заводоуправлением открыли памятник В. Куйбышеву, имя которого он стал носить.

В 1991 году распадается Великая Страна. Пожалуй, с этого времени и начался процесс угасания предприятия. Впрочем такая участь ликвидации постигнет тысячи промышленных предприятий Советского Союза.
В 1994 году государственное предприятие преобразовано в открытое акционерное общество «Краматорский металлургический завод имени В.В. Куйбышева". Но заводу это не помогло. Предприятие начало свой медленный и уверенный путь к своей ликвидации.

Начиная с 2000 года по заводу прокатилась волна аварийных ситуаций и остановок производственного оборудования: закрыт мартеновский цех, доменные печи выходили из строя.

В 2009 года пришлось остановить единственную работающую доменную печь №4 из-за падения мирового спроса на чугун. · В 2010 г на базе КМЗ образован "Краматорский ферросплавный завод". На базе доменной печи №4.· В 2011 на базе прокатного цеха было был создан "Краматорский металлопрокатный завод".· В 2012 г доменная печь № 3 и мартеновский цех демонтированы.

Но такие преобразования не надолго отстрочили гибель завода. В конце 2012 года, металлургический завод был признан окончательно банкротом. В 2012 году после банкротства на заводе числился 1 (один) сотрудник. Скорей всего конкурсный управляющий. Может именно он повесил замок на ржавеющие ворота некогда успешного предприятия. К 2020 году остановится и выпуск ферросплавов на заводе.

Поговаривали, что одной из причин банкротства называют его бизнес-партнерство с поставщиками сырья, владельцами производства марганцевой руды. Сырье КМЗ для переработки в ферромарганец поставлялось по давальческой схеме. В результате у предприятия сокращались оборотные средства, нарастала задержка по зарплате и долги перед контрагентами, которые он так и не смог преодолеть.

Послесловие

Итак, это моя вторая статья, посвященная металлургическим предприятиям Донбасса. Если было интересно, в планах автора познакомить читателя с разными историями еще нескольких металлургических предприятий Дон и Басса.

К сожалению это печальная история. История от том как предприятие давшее жизнь городу Краматорску не выдержало суровые испытания т.н. незалежности. Нам это все.

Ну а историю одного из главных предприятий Региона можно почитать здесь.

Ну и немного про транспорт Донбасса.

Подписывайтесь и ставьте лайки, что бы не пропустить новые публикации.