Друзья, после продолжительной паузы, выкладываю наконец статью, которая была написана, еще перед Новым 2023 годом. Статью посвященную металлургическим заводам Донбасса.
Из-за занятости на работе и из-за банальной лени долго не выкладывал ее. Прошу прощения за столь неответственный подход. К вниманию, статья посвященная металлургическому заводу в городе Краматорске. Что на Донетчине.
Итак, в статье, как указывалась выше, речь пойдет о Краматорском металлургическом заводе, или как его официально называют - ОАО «Краматорский металлургический завод им. В. В. Куйбышева». Это один из старейших металлургических заводов Донбасса. Краткая информация : металлургическое предприятие, основано оно в 1898г швейцарцем Конрадом Гампером; находится оно на территории города Краматорска, к северо-востоку от железнодорожной станции Краматорск по обе стороны реки Казённый Торец; в 1890-х—1930-х гг являлось градообразующим предприятием. С 2012 года находилось в стадии банкротства. Признано банкротом к 2020 году.
На самом деле за этими строками проглядывает драматичная история предприятия, пережившего в своей истории периоды расцвета и упадка, так и не сумевшего выстоять в «лихие 90-е», и в конце концов закончившего свою историю ликвидацией.
Друзья, фотографий качественных не много, подобрал для вас самые красивые.
История
Основал завод Конрад Гампер, вошедший в историю города как «третий крестный отец Краматорска». Это был не единственный завод, основанный К. Гампером. До этого им уже было организовано несколько машиностроительных заводов, расположенных в основном в Польше. Такого же направления предполагался и краматорский завод. Приступить к строительству нового завода на территории России, именно в ее угольном регионе, К.Гампера заставило низкое качество угля польских месторождений, который использовался его предприятиями.
Для этого ему, выходцу из Швейцарии, пришлось переехать в Россию, получить российское подданство и даже вступить в купеческое сословие.
Для достижения своих целей в 1896 году Гампер приобретает земельный участок у местных купцов и приступает к строительству механического завода. Вскоре здесь появился Краматорский механический завод.
Первыми квалифицированными работниками были поляки, которые позже начали обучать ремеслу местных жителей. В мае 1896 года закончилось строительство каменного литейного цеха, а уже осенью этого года, когда первые формы были готовы к заливке, над Краматорском раздался гудок.
Весной 1897 года строительство основных цехов завода было закончено. Краматорский механический завод стал третьим предприятием, принадлежавшем фирме К. Гампера. В том же году, для содержания своих предприятий, он основал Общество копательных и механических заводов «В.Фицнер и К.Гампер». Со временем это предприятие стало основой для Старокраматорского машиностроительного (СКМЗ) и Краматорского металлургического заводов (КМЗ).
В 1898 году К.Гампер начал строить на заводе доменные печи и спустя всего год, в 1899 году, он учредил Краматорское Металлургическое Общество (КМО). На первых этапах завод выпускал несложное оборудование для железных дорог и шахт. После появления собственной доменной печи конструкции усложнились.
Развитие
Как уже сказано выше, завод изначально включал только доменный комплекс. В 1897 году для обеспечение механического производства металлом были запущены доменные печи № 1 и № 2 и был выплавлен первый чугун. В 1899 году умер К. Гампер, его основатель. Но завод продолжал развиваться при новых владельцах. В 1901—1904 годах выплавка чугуна утроилось и достигла 73,7 тыс. т.. В это же время была открыта заводская трехлетняя школа, была организована собственная пожарная команда. Выдающимся инженером металлургии Курако Михаилом Константиновичем в 1903г была построена на заводе домна новой конструкции, превосходящая по техническим характеристикам другие печи.
К 1909 году на заводе работало 6 паровых, 75 электрических двигателей и 3 динамо-машины общей мощностью в 7,5 тыс. л. с., а годовое производство достигло 7 млн руб. В том же году был запущен крупносортный стан 620, производящий полособульб. В 1910 году начал работать прокатный цех. Производство чугуна достигло 158,9 тыс. т, а стали — 60,8 тыс.
Завод развивался, не смотря на временами возникающие протестные митинги рабочих, а также природные катаклизмы. Например, весной 1909 работа завода была серьезно нарушена из-за сильного наводнения. Однако процесс не останавливался, в 1913—1914 годах владельцы завода получили свыше 2 млн руб. чистой прибыли, что было большим успехом. Тогда же из числа акционеров были исключены иностранцы.
В 1914 году началась Вторая мировая война. На заводе, как и по всей стране, прошла мобилизация рабочих. В связи с нехваткой рабочих рук на завод начали принимать женщин, а вскоре нехватку рабочих восполнили китайцы. Завод продолжал работать. Владельцы завода получили свыше 5 млн руб. чистой прибыли. Были построены здание дирекции, металлический мост через реку Казенный Торец, а также приобретено право добычи каменного угля в Черкасской области сроком на 36 лет.
В 1917 году в стране произошла Февральская революция. События, происходящие в стране, не обошли завод. На какое-то время он был остановлен из-за протестных выступлений рабочих. Завод сотрясали стачки, митинги. Была остановлена мартеновская печь. Из-за сложившейся кризисной ситуации с деньгами, невозможность произвести расчеты с рабочими, дирекция завода выпустила даже собственные деньги. Однако они так и не поступили в обращение. И просто остались в истории города. Но подробнее об этом ниже.
Ранний советский период
С приходом советской власти в ноябре 1920 года постановлением Президиума Cовнарахоза завод был национализирован, и стал называться Краматорский государственный машиностроительный и металлургический завод. (КГММЗ или КГМЗ). В 1922 г завод был передан в ведение Управления горной каменноугольной промышленности (Донугля). В этом же году возобновила работу мартеновская печь, а через год в 1923 году запущена домна № 1. К 1926 году продукция доменного и мартеновского цехов превзошла дореволюционный уровень.
На заводе был создан отдел информации и рационализации, результатом деятельности которого стала газета «Краматорская домна», преобразованная позже в «Краматорскую правду». На долгие годы газета оставалась городским рупором новостей.
Завод развивался. В 1931 году построена новая электровоздуходувная станция. В 1932 завод выпустил 256 тыс. т чугуна, 143 тыс. т стали, 133 тыс. т. проката.
Распоряжением Наркомтяжмаша от 1 июня 1934 года распоряжением предприятие было разделено на два завода: Старокраматорский машиностроительный завод(СКМЗ) и Краматорский металлургический завод. СКМЗ будет обанкрочен уже в 2018-2019 годах. При пост-майданной власти.
Военные годы
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Завод был эвакуирован в г.Серов (Свердловская обл.). Во время оккупации завод был передан компании «Huttenwerke-Gesellschaft Ost m.b.H.», которая ремонтировала на нём горное оборудование.
С 1943 года на заводе, переименованного в «Neue Maschinenfabrik Kramatorsk», ремонтировались немецкие танки и другая военная техника. Также на нём был размещён заказ на изготовление 1 000 цилиндро-расточных и цилиндро-шлифовальных станков. В августе 1943 года на заводе работало 2 000 невольных советских рабочих.
Дальнейшее развитие
После освобождения города от фашистов завод восстановил работу. В феврале 1944 года прошла первая послевоенная плавка стали. Завод стал вводить новое оборудование.
В 1950 г была вводится в эксплуатацию доменная печь №4. Тогда же доменная печь №3 была перепрофилирована под выпуск ферромарганца.
В 1963 году была сдана в эксплуатацию более мощная доменная печь, проработавшая почти два десятка лет. В 1981 она была капитально отремонтирована и вновь введена в строй. Завод благоустраивался. Перед заводоуправлением открыли памятник В. Куйбышеву, имя которого он стал носить.
В 1991 году распадается Великая Страна. Пожалуй, с этого времени и начался процесс угасания предприятия. Впрочем такая участь ликвидации постигнет тысячи промышленных предприятий Советского Союза.
В 1994 году государственное предприятие преобразовано в открытое акционерное общество «Краматорский металлургический завод имени В.В. Куйбышева". Но заводу это не помогло. Предприятие начало свой медленный и уверенный путь к своей ликвидации.
Начиная с 2000 года по заводу прокатилась волна аварийных ситуаций и остановок производственного оборудования: закрыт мартеновский цех, доменные печи выходили из строя.
В 2009 года пришлось остановить единственную работающую доменную печь №4 из-за падения мирового спроса на чугун. · В 2010 г на базе КМЗ образован "Краматорский ферросплавный завод". На базе доменной печи №4.· В 2011 на базе прокатного цеха было был создан "Краматорский металлопрокатный завод".· В 2012 г доменная печь № 3 и мартеновский цех демонтированы.
Но такие преобразования не надолго отстрочили гибель завода. В конце 2012 года, металлургический завод был признан окончательно банкротом. В 2012 году после банкротства на заводе числился 1 (один) сотрудник. Скорей всего конкурсный управляющий. Может именно он повесил замок на ржавеющие ворота некогда успешного предприятия. К 2020 году остановится и выпуск ферросплавов на заводе.
Поговаривали, что одной из причин банкротства называют его бизнес-партнерство с поставщиками сырья, владельцами производства марганцевой руды. Сырье КМЗ для переработки в ферромарганец поставлялось по давальческой схеме. В результате у предприятия сокращались оборотные средства, нарастала задержка по зарплате и долги перед контрагентами, которые он так и не смог преодолеть.
Послесловие
Итак, это моя вторая статья, посвященная металлургическим предприятиям Донбасса. Если было интересно, в планах автора познакомить читателя с разными историями еще нескольких металлургических предприятий Дон и Басса.
К сожалению это печальная история. История от том как предприятие давшее жизнь городу Краматорску не выдержало суровые испытания т.н. незалежности. Нам это все.
Ну а историю одного из главных предприятий Региона можно почитать здесь.
Ну и немного про транспорт Донбасса.
Подписывайтесь и ставьте лайки, что бы не пропустить новые публикации.