События 60 – 45-летней давности - как об этом писала газета «За рубежом» и как актуальные для того времени вопросы решаются сегодня - в рубрике «За рубежом! Срочно в номер!».
В театрах Токио: от «Дяди Вани» до вселенной Devil May Cry
В №7 (764) газеты «За рубежом» (1975 год) вышел материал, посвящённый театральным традициям Страны восходящего солнца и её столицы – Токио.
Многие из них берут своё начало в далёком прошлом, как, например, знаменитый театр Кабуки, он возник ещё в начале XVII века в Киото, продолжая своё развитие уже в XX тысячелетии: «В Токио есть две труппы Кабуки, они дают спектакли в современных театральных помещениях, оборудованных вращающейся сценой, сложной светотехникой. Театр, родившийся более 200 лет назад как театр простонародья, стремится не отставать от духа времени не только в техническом оснащении, игра актёров мне показалась также весьма современной», - писала автор статьи в 1975 году.
Театр Кабуки – это сложное сочетание драматического искусства, пения, танца и музыки. Актёров театра можно узнать по гриму, у которого есть определённое название – кумадори. На лицо, руки и ноги наносятся белила, а затем поверх них рисуются полосы (слово «кумадори» буквально означает «нанесение полос на лицо»), их цвет в спектакле имеет своё значение. К примеру, красные символизируют силу и справедливость, а фиолетово-синие – страх и злобу.
Другой представитель японского сценического искусства, театр Но, может похвастать ещё более длинной историей, которая уходит корнями в XIV век: «Неизгладимое впечатление производит и театр Но. В нём древние японские обычаи сохранились чуть ли не в первозданном виде».
Помимо классических театров существуют и более современные (с поправкой на время написания статьи, конечно). В их числе автор называл кукольный театр бунраку и «полусовременный» симпа.
В театре бунраку кукольное представление сочетается с песенным рассказом. Это направление зародилось в XVI веке, но пик популярности пришёлся на конец XVII – начало XVIII веков. Школа театра симпа же возникла позднее, в конце XIX века. Используя приёмы из театра Кабуки она также перенимала черты европейского драматического искусства. Постановки в театре симпа отражали быт мелкой буржуазии рубежа XIX и XX веков. Например, большой популярностью пользовались семейные драмы.
Одним из самых любопытных явлений в театральном мире Токио можно считать так называемые подпольные театры, состоящие из полупрофессиональных трупп. Можно сказать, те несколько десятков мини-театров предоставляли целый жанровый ассортимент: «Формы варьируются от театра абсурда, мюзикла, рок-оперы до сатирического памфлета».
Один из таких театров носил название «Тэндзо садзики», он работал под руководством поэта и драматурга Судзи Тэраямы. В 1960-70-х гг. этот театр был одним из видных представителей японской андеграудной культуры. «Театр известен далеко за пределами Японии, гастролировал в Европе, участвовал в международных театральных фестивалях в Нанси, Амстердаме и Белграде».
«Существуют и бурно развиваются театры Сингэки, которые и есть, собственно, современный японский театр. Среди них, бесспорно, выделяются достаточно хорошо известные в мире токийские театры: «Хаюдза» («Театр актёров», основан в 1944 году, одними из первых постановок стали пьесы «Вишнёвый сад» Чехова и «Ревизор» Гоголя), «Мингэй» («Художественный театр народного искусства», основан в 1947 году, первым спектаклем стала чеховская «Чайка»)».
Словом, для искушённого театрала в Японии есть, чем утолить «культурный голод»: в стране развиваются как современные формы, так и традиционные. К примеру, в наши дни Кабуки остаётся самым популярным видом театрального искусства в стране.
Тем не менее, отдельные театры прекращают свою деятельность. Так, «Тэндзо садзики», основанный в 1967 году, распался в 1980-х. А совсем недавно, в июне 2023 года стало известно, что закрытие грозит и театру «Хайюдза» – это произойдёт в 2025 году.
«Дядя Ваня» по-японски
Любовь японцев к творчеству Чехова давно известна: они показывали его «Вишнёвый сад», «Чайку», а в 2021 году вышел фильм «Сядь за руль моей машины» о том, как японский режиссёр ставил спектакль по «Дяде Ване» (фильм, кстати, победил на «Оскаре» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и претендовал ещё на три премии: за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучший адаптированный сценарий). Однако на этом любовь японцев к русской классике не ограничивается.
Японский режиссёр Мотои Миура, который уже привозил в Россию и «Чайку», и «Дядю Ваню» (в 2016 и 2019 годах соответственно) адаптировал для Большого драматического театра легендарный роман Достоевского «Преступление и наказание». Впервые Миура работал с российскими актёрами и впервые в БДТ спектакль поставил японский режиссёр.
На родине Миуры всё ещё любопытнее. Японская поп-культура сейчас захватывает всё новые позиции в мире (аудитория того же аниме и видеоигр растёт год от года). Это не обошло стороной и театральные подмостки. Так, наряду с традиционными японскими постановками и спектаклями по русской классике стали появляться новые истории.
В 2018 году, например, театр кабуки «Синбаси Энбудзё» адаптировал для постановки мультфильм японского гения анимации Хаяо Миядзаки. На сцене поставили историю из его полного метра «Навсикая из Долины ветров».
Но куда более необычно, когда на театральных подмостках адаптируют сюжет из видеоигры. В том же 2018 году был анонсирован мюзикл по вселенной Devil May Cry, который получил название The Live Hacker (в 2019 году он увидел свет). В нём герою по имени Данте предстояло сразиться с непростым злодеем: во-первых, это демон, а во-вторых, он ещё и рокер. Премьера состоялась спустя пару дней после релиза пятой части игровой франшизы. Символично или нет, но спектакль был показан 13 раз.
Кстати, статья «В театрах Токио» не единственная, в которой газета «За рубежом» рассказывала о японском сценическом искусстве. В том же 1975 году в №22 (779) на страницах издания появился материал «Человек-театр» из Осаки».
Главный герой этого текста – Тоётакэ Комацу-даю, работавший в театре «Бунракудза», который был создан в Осаке, в 1872 году. Спектакли ведёт гидаю, певец-сказитель. Эту роль и выполнял Комацу-даю. Истории, изображаемые с помощью кукол, сопровождались дзёрури, песенным рассказом, под аккомпанемент традиционного музыкального инструмента сямисэна. Искусство игры Комацу-даю описывалось так: «Его голос удивителен своей силой и диапазоном, уникален богатством оттенков. Одним только голосом гидаю способен изобразить и мужественного воина, и влюблённую девушку, и плачущую вдову, интонацией, паузой передать зрителям настроение своих героев, атмосферу пьесы».
Сейчас в Осаке существует Национальный театр бунраку, продолжающий традиции кукольного искусства Японии. Он был основан в 1984 году и стал главной сценой для такого жанра сценического мастерства. Сегодня в здании театра также проводятся выставки, посвящённые куклам театра.
Этот вид творчества был признан и за пределами Японии. В 2003 году он был внесён в условный список шедевров, подлежащих охране (ЮНЕСКО).
Материал и иллюстрация предоставлены изданием «За рубежом»
Посмотрите ещё:
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ. СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ.
ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ДЕЛАЙТЕ РЕПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!