Казалось бы, добрый фильм с хорошей человеческой историей. Только есть большое «но». Вместе с хорошо насаженной гуманистической наживкой, зрителю предлагается заглотить и современные «ценности», как бы приняв приход «нового дивного мира».
Но по порядку.
Уве – представитель очень старшего поколения, который живет по строго установленным правилам, не хочет от них отказываться и не приемлет ничего нового. Эти правила упорядочивают его жизнь, делают ее понятной, предсказуемой и со временем становятся самоценными.
Смыслом жизни для него являются эти уже самоценные правила и его жена. Но только в совокупности. Со смертью жены, умирает и смысл, так как правила в одиночку не вытягивают, что логично.
И вот, значит, наш герой, не видя ничего хорошего в своей жизни, решает самоубиться. Но от этого его (внезапно) уберегают другие люди. Они постоянно стучат, звонят и вообще всячески ломятся в его жизнь в самые «ответственные» моменты. Доведя в итоге бедного Уве до своего рода духовного перерождения. Как необычно! Оказывается, взаимодействие с другими людьми, помощь им, решение совместных задач, может придать жизни новый смысл. Даже без жены.
И это – прекрасный гуманистический посыл фильма. Когда человек человеку товарищ и брат – тогда можно жить. И даже к чему-то стремится.
Но это та самая гуманистическая наживка. И теперь – о спрятанной отраве.
Да, да, да… Элгэбэтэ… Если не обращать внимание на странности сюжета с этим персонажем, посыл простой: дедушка его принял и стал нормально относится к тому, что раньше осуждал.
Тут не могу не отметить один момент – как Уве вычислил гея. Тот был… накрашен. При этом находясь… на рабочем месте! Ну ладно, есть ты такой – ну живи с этим, разбирайся там как-то, но зачем красится у всех на виду, да еще на рабочем месте? И не надо про гомофобию. Гомофобия появляется, когда гомофилы выпячивают свой недуг напоказ, начинают им размахивать и требовать, чтобы все вокруг его приняли. Вот тогда начинается оправданная гомофобия. Потому что, если у кого-то плохой запах изо рта – он не ходит и не дышит другим в лицо, требуя принять его недуг. Он либо его лечит, либо скрывает. И так живет.
Следующее – гаджеты. Уве принципиально пользуется проводным телефоном и не приемлет эти самые гаджеты. Однако в конце дарит дочке Парване планшет. То есть – принимает. Да, нет ничего плохого в гаджетах, когда они используются как инструмент для работы. Но их действие по вреду равносильно наркотикам, когда они регулярно используются детьми. И я не преувеличиваю.
Третий пункт – мигранты. Тут ничего ужасного, конечно, нет. Это люди. Хорошо, когда они хорошие, плохо, когда они плохие. Когда мигрант работает на благо страны, в которую приехал – да ради бога. Хуже – когда он плюет на культуру принимающей страны и начинает устанавливать свои правила.
В фильме это является лишь еще одним маркером, что фильм снимался в контексте политической повестки. Когда проблема мигрантов в Европе становится все более острой, шведскому зрителю показано, что мигранты – дело нужное. Парване – добрая, мудрая, трое детей… Что плохого?
Итак, что в итоге? Очень консервативный дедушка, апологет незыблемости ранее установленных правил вдруг прогибается и принимает все, что для него являлось неприемлемым. Гомо, гаджеты, мигрантов… (И что, по случайному совпадению, содержится в «глобалистической повесточке»: толерантность, цифровизация, мультикультурализм…)
Но нельзя все мешать в одну кучу, поэтому еще раз:
- Гомо не должно приниматься никак. А когда оно выставляется напоказ, общество должно реагировать здоровой гомофобией (в пределах закона и моральных норм, разумеется).
- Не надо подсаживать детей на гаджеты.
- Мигранты – такие же люди, как и коренные жители. И коренные, и мигранты, могут работать как во благо страны, так и ей во вред. Тут различий нет.
Так вот по задумке авторов фильма зритель, симпатизируя Уве, вместе с ним должен принять все то, что раньше он не принимал (в первую очередь, конечно, «гомотолерантность»). По сути - должен перестать реагировать на угрозы для общества.
Возвращаясь к названию фильма, хочется уточнить, что имеется ввиду под «второй жизнью»? Не принятие ли этих самых современных «ценностей»? Откажись от старого, прими новое – и будет у тебя вторая жизнь. А иначе, ничего не останется, как самоубиться...
==
Сергей Т.
==
Другие рецензии автора:
==
Личный блог автора:
==
- Наш киноклуб в ВК: https://vk.com/kinoklub21
- В инстаграм: https://www.instagram.com/kinoklub21/