Приветствую всех читателей моего канала! Сегодня мы с вами снова поговорим об архитектурной династии Бенуа: в прошлых статьях мы разобрали с вами творческие пути Николая Бенуа (основателя династии) и его сына Леонтия Бенуа. Сегодня же речь пойдёт о Юлии Юльевиче Бенуа - племяннике Николая и двоюродном брате Леонтия.
Да, в семействе Бенуа талантливых людей было очень много - и не все они были друг другу прямыми родственниками. Вот и Юлий Бенуа, выросший в среде, далёкой от зодчества, всё равно стал архитектором - может быть, ген творчества передался ему через более дальних родственников? Кто знает...
По традиции начнём с биографии, а затем уже обсудим творческий путь архитектора.
Биография
Юлий Юльевич Бенуа родился 25 февраля 1852 года в семье Юлия Леонтьевича Бенуа (одного из сыновей основателя русской ветки семьи Бенуа) и Женни Александровны Менд. Отец Юлия Юльевича отношения к зодчеству не имел: он практически всю жизнь проработал в Главном обществе российских железных дорог, где занимал должность главного кассира. Мать будущего архитектора, Женни Александровна, умерла рано, когда Юлию Юльевичу было всего три года, так что воспитанием ребёнка занималась его мачеха - Луиза Фёдоровна (в девичестве - Ледигсон).
В августе 1862 года Юлий Юльевич был зачислен в гимназию Карла Мая, в которой учились и другие представители династии Бенуа. В гимназии Юлий Бенуа проучился семь лет, после чего он подал прошение в Академию Художеств о зачислении на курс по архитектуре.
В Академии Юлий Юльевич учился очень хорошо - причём настолько, что некоторые предметы он сдавал раньше срока. Именно это позволило ему пройти весь курс архитектуры за четыре года - и уже в 1874 году Юлий Бенуа выпустился из Академии Художеств с большой серебряной медалью. Это дало ему право на самостоятельную архитектурную деятельность, коей он занялся практически сразу. Однако начальный этап творчества Юлия Юльевича не представляет для нас большого интереса: он, в основном, реализовывал частные проекты (дома и особняки), проектируя их в типичной для Петербурга тех лет эклектике - достаточно невзрачной и малоинтересной с художественной точки зрения.
В 1883 году Юлий Бенуа устроился на службу в Министерство внутренних дел, а именно - на работу в Техническо-строительный комитет. Другими словами, он, как и многие начинающие архитекторы тех лет, занимался бумажной работой - согласованием новых построек, разрешением спорных ситуаций, возникших при строительстве и т.д. А в 1885 году Юлий Юльевич стал штатным архитектором Первого страхового общества, в котором он проработал вплоть до самой революции.
1880-е годы стали важным временем для Юлия Бенуа не только в профессиональной сфере, но и в личной жизни: в начале 1880-х Юлий Юльевич сыграл свадьбу с Эммой Федоровной фон Менд, дочерью помещика Великого княжества Финляндского Фёдора фон Менда. А уже в мае 1882 года на свет появился их первый ребёнок - Юлий Фридрих, в августе 1883 года - дочь Женни Эмилия Александрина, названная так, по всей видимости, в память о матери архитектора. Позднее у Бенуа было ещё трое детей: Фридрих (1886 г.р.), Эдуард (1890 г.р.) и Франц (1897 г.р.). Увы, продолжателей архитектурной династии среди них не было.
Пожалуй, самой необычной и удивительной страницей биографии Юлия Бенуа является его частное дело, в котором он, надо сказать, преуспел едва ли не так же удачно, как и в архитектуре. А ведь обычно зодчие вкладывали свой капитал в строительство, редко открывая собственный бизнес. А вот Юлий Юльевич решил рискнуть: в 1889 году он основал на окраине города, неподалёку от Политехнического института, в районе, называемом Сосновкой, собственную молочную ферму - предварительно Юлий Бенуа подробно изучил вопрос, ознакомившись с технологиями молочного дела в Европе.
Дело Бенуа оказалось не просто успешным - ферма Юлия Бенуа была признана одной из самых передовых во всей Российской империи! Она пользовалась огромным успехом в Петербурге и считалась образцовой, а её продукция была невероятно востребована в столице!
Юлий Бенуа успевал совмещать собственное дело (в этом ему, впрочем, активно помогали его сыновья, заведовавшие фермой вместе с отцом), государственную службу и работу по частным заказам в качестве архитектора. Причём расцвет творческой деятельности Бенуа пришёлся на 1900-е годы, когда он начал активно сотрудничать со своим двоюродным братом Леонтием Бенуа.
Революцию Юлий Бенуа принял относительно спокойно. После национализации фермы Юлий Юльевич продолжил заниматься тем же, чем занимался и прежде - пускай ферму и национализировали, но Бенуа всё ещё вёл над ней надзор, просто теперь уже в качестве служащего министерства Продовольствия. На долю Юлия Бенуа выпало важное дело - он был одним из тех, кто пытался решить продовольственный кризис в тяжёлые послереволюционные годы, отвечая за поставки и распределения молока в Петрограде. Навыки Юлия Бенуа, полученные за годы ведения фермы, были необходимы новому государству.
Летом 1919 года Юлий Бенуа покинул родной Петербург (Петроград), переехав в Вологду, где занял должность председателя строительной коллегии при Вологодском молочно-хозяйственном институте, а позднее - заведующего технической частью Вологодского горсельстроя. В провинции Юлий Бенуа совмещал два главных дела своей жизни, являясь одновременно и архитектором, и специалистом молочного дела.
В 1925 году Юлий Бенуа вернулся в родной город, где продолжил работу в качестве архитектора производственных предприятий. Но проработал он недолго - в 1928 году он подал прошение о назначении ему персональной пенсии в связи с возрастом и проблемами со здоровьем. Ходатайство было принято, и 12 сентября 1928 года Юлий Бенуа окончательно отошёл от дел.
26 января года 1929 года Юлия Бенуа не стало - он умер на 76-ом году жизни. Похоронили Бенуа на Волковском лютеранском кладбище - на семейном участке.
Особняк Обуховой
Дата постройки: 1893 год
Адрес: Виленский переулок, д. 4
Начать рассказ о творческом пути Юлия Бенуа я решил с одной из его ранних работ, дабы полностью не обходить стороной этот важный пласт творчества Юлия Юльевича. В конце концов, эклектика составляла основу архитектурной практики Бенуа на протяжении 25 лет!
Самой интересной постройкой Юлия Бенуа времён эклектики я бы назвал особняк Обуховой, возведённый им в 1893 году по заказу купчики 2-ой гильдии Наталии Ильиничны Обуховой.
Особняк Обуховой выполнен в характерном для конца 19 века стиле: в искусствоведении этот временной отрезок в истории русской архитектуры принято называть временем эклектики, так что и здание в Виленском переулке следует относить именно к этому стилевому направлению. Первый этаж покрыт рустом, второй этаж выделяется оформлением оконных проёмов (классические сандрики и колонные группы, которые с натяжкой можно назвать наличниками), а третий этаж визуально облегчён и почти не имеет украшений.
Композиционный строй фасада прост и незамысловат, и выделяется он исключительно благодаря декору, что как раз таки и характерно для эклектики. И, надо признать, остальные постройки Юлия Бенуа тех лет не сильно отличаются от особняка Обуховой - разве что декора там ещё меньше, и выполнен он не настолько искусно.
Лесная ферма и дача Бенуа
Дата постройки: 1890-1899
Адрес: Тихорецкий проспект, д. 17
Много слов уже было сказано о молочной ферме Бенуа, но всё это говорилось без конкретики: мы говорили о ферме как о явлении, но не обсуждали её техническую часть, не говорили о её художественном исполнении. А здесь, поверьте, есть о чём поговорить - благо ферму создавал сам Юлий Бенуа, и её внешнему облику он уделил много внимания!
Изначально ферма состояла из целого ряда построек, раскинувшихся по всей территории современного сада Бенуа, однако до наших дней дошло лишь три сооружения: главное здание фермы (контора), коровники и служебное здание. При этом ещё несколько лет назад все эти здания представляли собой руины, а конторы не было и вовсе - сооружение сгорело в 2001 году, а в середине 2010-х его отстроили заново, но с сохранением исторического облика.
Так что в наши дни мы можем любоваться главным творением Юлия Бенуа в Лесном: очевидно, что именно этому зданию архитектор уделил особое внимание. Жаль, что изначально оно было построено из дерева - собственно, в этом и кроется причина того, что здание конторы не дошло до наших дней, в отличие от расположенных по соседству кирпичных сооружений.
Среди них, в первую очередь, хочется выделить коровник: удивительно, что даже такому, сугубо утилитарному сооружению Юлий Бенуа уделил внимание, создав индивидуальный и интересный проект. Коровник составлен из двух объёмов: одного широкого корпуса и другого высокого: они задают интересную игру форм, которую дополняет объединяющее их с точки зрения геометрии завершение - треугольный щипец.
Коровники использовались по своему прямому назначению вплоть до 1968 года, когда ферма, которая в разные годы была и совхозом, и племенным заводом, покинула район Лесного - её переместили далеко на юг, в сторону Гатчины. И все эти годы коровники, а вместе с ними и вся ферма, выполняла важную для Ленинграда функцию: совхоз Лесное считался одним из самых передовых в регионе, а его продукция помогала городу даже в самые тяжелые дни его истории - в блокаду.
Однако, начиная с конца 1980-х годов, ферма Бенуа начала приходить в запустение: за историческими постройками никто не следил, и все они постепенно превращались в развалины. Ситуацию удалось исправить только в 2010-х годах, когда здания фермы капитально отреставрировали, приспособив под новые нужды. Конкретно в коровнике разместился ресторан с банкетным залом. Такое вот неожиданное будущее для этого сооружения!
А вот служебный корпус превратили в офисное здание с коворкингом - тоже вполне удачное будущее для этой технической постройки, не обладающей особенной архитектурой, но всё равно радующей глаз своим камерным обликом. Сразу чувствуется рука мастера!
Рождественская школа и приют женского патриотического общества
Дата постройки: 1902-1903
Адрес: 8-я Советская улица, д. 62, Новгородская улица, д. 4
С 1888 года Юлий Бенуа занимал должность штатного архитектора при Императорском женском патриотическом обществе - благотворительной организации, занимавшейся, в том числе, и строительством приютов и богаделен. Юлий Юльевич работал на общество долгие годы, и итогом его трудов стало несколько школ, одна из которых была возведена им в 1903 году на окраине Песков.
Здание школы представляет собой памятник архитектуры кирпичного стиля. Подобная стилистика была типична для такого рода построек: экономия на материале и на внешнем убранстве была логична для сооружения, возводимого на пожертвования. Однако архитектуру зданию нельзя назвать малоинтересной - напротив, Юлий Бенуа сделал всё возможное, чтобы его творение смотрелось красивым и привлекательным. Удачная прорисовка деталей, состоящая исключительно из кирпичной кладки, придаёт этому суровому зданию хоть какой-то элемент уюта - так необходимого для здания школы!
Крестовоздвиженская община сестёр милосердия
Дата постройки: 1903-1904
Адрес: набережная реки Фонтанки, д. 154А
Юлий Бенуа успел поработать практически во всех архитектурных стилях, попробовав себя в разных сферах: от неоклассики до модерна, от кирпичного до русского стиля. И вот о памятнике последнего стиля мы и поговорим с вами далее.
Небольшая предыстория: Крестовоздвиженская община сестёр милосердия была основана в далёком 1854 году. В 1860 году ей выделили отдельное место - на берегу реки Фонтанки, в старом особняке Доста. Долгие годы община ютилась в этом особняке, выстроенном в стиле классицизм - пока в начале 20 века не появилась инициатива о перестройке здания общины. Разработку проекта и его осуществление поручили Юлию Юльевичу.
Юлий Бенуа избрал для этой постройки русский стиль, что, в целом, сходится с патриотическим настроением находящегося в здании общества. При этом Юлий Юльевич избежал симметрии, нарушив привычный строй главного здания внезапно вырастающим за пределы фасадной стены ризалитом с луковичным фронтоном и небольшой башенкой с куполом сбоку (купол, увы, не сохранился).
Почему я сказал "главное здание"? Всё дело в том, что община занимала обширную территорию, и Юлий Бенуа, фактически, возвёл на этом участке сразу несколько домов - они обладают единым адресом, но различной архитектурой, что видно невооружённым взглядом. И лишь одному корпусу Юлий Бенуа уделил особое внимание - потому-то мы и рассматриваем его в первую очередь.
Надо сказать, что работа в русском стиле у Юлия Юльевича получилась удачной: данный стиль был нетипичен для его творчества, однако он смог создать очень интересную постройку, обликом которой хочется любоваться! Однако в наши дни делать это проблематично из-за неважного состояния самого дома (он явно требует реставрации фасадов).
Народный дом Паниной
Дата постройки: 1901-1904
Адрес: Тамбовская улица, д. 63, Прилукская улица, д. 24
В творческой практике Юлия Бенуа практически не встречается стиля модерн: как и у других членов династии, у Юлия Юльевича не было особой тяги к этому стилю - его в большей степени привлекала классическая архитектура. Однако Юлий Бенуа успел создать один памятник архитектуры в стиле модерн, который определённо можно назвать выдающимся - я говорю о народном доме княгини Паниной, что за Обводным каналом.
Народный дом - это новое явление для русского общества начала 20 века: до этого зданий подобного назначения, можно сказать, не было вовсе. Народный дом - это сооружение, предназначавшееся для просвещения и формирования культурного досуга у народа (в первую очередь - у рабочих). И если в советское время подобные сооружения стали нормой и строились повсеместно (вспомним дома и дворцы культуры), то до революции они строились в единичных экземплярах - и только по инициативе меценатов.
Вот и в случае с Лиговским народным домом инициатором строительства стало частное лицо: графиня Софья Владимировна Панина - одна из богатейших женщин своего времени, и, без сомнения, одна из крупнейших меценатов Петербурга тех лет. Именно она приняла решение о постройке народного дома - и она же выбрала для этих целей Юлия Бенуа, по всей видимости, опираясь на его опыт работы с благотворительными учреждениями.
Юлий Юльевич справился с задачей на отлично, построив один из интереснейших памятников раннего модерна. Здание получилось удачным и по функционалу, и по своему внешнему облику: аскетичные кирпичные фасады щедро разбавлены такими уникальными деталями, как огромное панорамное окно с полуциркулярным завершением или вертикальный акцент в виде башни. Подобные детали не просто вносят разнообразие в облик дома - они делают его неповторимым!
Основу фасадной стены составляет кирпичная кладка, что совершенно не портит облик здания - тем более, что на момент постройки оно находилось на промышленной окраине, где и так царил кирпичный стиль!
Но, дабы рисунок фасада не был скучным, Юлий Бенуа добавил на фасад рустованные лопатки и выполненные в схожей стилистике наличники.
Главной "фишкой" народного дома Паниной служит высокая башня, расположенная в задней части здания. Данная башня, помимо важной композиционной функции (она играет роль главной архитектурной доминанты по сей день), важна и с утилитарной точки зрения: на её вершину Бенуа поместил обсерваторию - первую общедоступную (публичную) обсерваторию в Российской империи!
Народный дом Паниной пользовался огромной популярностью: в его стенах давали лекции выдающиеся учёные, здесь же проводили театральные постановки актёры Общедоступного театра Гайдебурова - культурная и просветительская деятельность, доступная для всех и каждого! Пожалуй, именно этого и не хватало России в те годы: будь таких зданий побольше... А, впрочем, мы удалились от темы - вернёмся к творчеству Юлия Бенуа.
Доходный дом Первого Российского страхового общества
Дата постройки: 1913-1914
Адрес: Большая Пушкарская улица, д. 37, Кронверкская улица, д. 29
В своей прошлой статье, посвящённой династии архитекторов Бенуа, я уже подробно рассказывал о, так называемом, "доме трёх Бенуа": доходном доме Первого Российского страхового общества на Каменноостровском проспекте, построенном тремя братьями Бенуа: родными Леонтием и Альбертом, и двоюродным Юлием Юльевичем. Дабы не повторяться, я не буду рассказывать в этой статье о здании на Каменноостровском, ставшем первой очередью строительства гигантского жилого комплекса Первого Российского страхового общества, а сразу расскажу о второй очереди, возведённой в 1913-1914 годах по проекту двоюродных братьев - Леонтия и Юлия.
Фактически, оба доходных дома находятся на одном огромном участке, раскинувшемся от Каменноостровского проспекта до Кронверкской улицы, а их внутренние дворы тянутся на расстояние до 250 метров! В каком-то смысле, дома Первого Российского страхового общества стоят "спина к спине", выходя на разные улицы - фасады первой очереди выходят на север, к Каменноостровскому, второй - на юг, к Кронверкской улице.
Различна и их архитектура: если первая очередь выполнена в строгой классической стилистике, а её фасады облицованы серым горшечным камнем, то вторая очередь выглядит куда менее строгой.
А вот композиционный строй у домов почти единый: ядром обоих построек служит крупный протяжённый двор-курдонёр, в перспективе которого размещена небольшая башенка. Однако у южного корпуса башня куда более выразительная, чем у северного.
Примечательна облицовка второй очереди: в отличие от строгого и "хмурого" соседа, фасады южного корпуса смотрятся более выразительно за счёт удачного контраста серых стен и ярких красно-кирпичных вставок.
Ещё одно важное отличие: главный двор первой очереди тупиковый, тогда как курдонёр второй очереди имеет продолжение, оформленное тремя арками с выразительной колоннадой. Надо признать, что такое решение видится более удачным и с визуальной точки зрения, и с точки зрения функции.
Что уж говорить про малые архитектурные формы: обилие декоративных элементов, украшающих дворовое пространство, зашкаливает! Впрочем, двор-курдонёр доходного дома Первого Страхового общества позиционировался как продолжение улицы, а не как внутренний двор, так что и фасады его ближе к лицевым, чем к дворовым.
К слову о дворах: дом трёх Бенуа считается рекордсменом по количеству внутренних двориков - всего их здесь насчитывают более десяти дворов (если брать в учёт оба корпуса). Лично я насчитал 12 штук - и по этому параметру у дома трёх Бенуа точно нет конкурентов в Петербурге!
При этом я бы не назвал дворы убогими: им братья Бенуа тоже уделяли внимание - пускай многие из этих дворов и являются "колодцами", но тотальной разрухи здесь не ощущается, хотя после строительства здания прошло уже больше ста лет.
Особенно меня поразило наличие во дворе декора - такое точно не встречается в типичных петербургских дворах! Впрочем, это можно объяснить статусностью постройки: дом трёх Бенуа предназначался для богатейших людей Петербурга, а потому и строился он супер современным - с учётом всех достижений науки тех лет. Были здесь и лифты, и своя котельная, и даже гаражи для автомобилей!
Самое трудное - понять, какой вклад в строительства здания сделал именно Юлий Бенуа. Мы не в состоянии оценить вклад каждого из архитекторов в данную постройку. Но думаю, что при создании такой грандиозной постройки чёткого разделения у Бенуа и не было: они делали единое дело, создавая один из самых интересных дореволюционных жилых комплексов Санкт-Петербурга (на тот момент - Петрограда)!
Заключение
На этом я завершаю третью статью из моего цикла "архитектурная династия Бенуа". Ранее я уже успел рассказать о Николае Бенуа и о его сыне Леонтии (ссылки на эти публикации будут ниже). Сегодня же я поведал Вам о ещё одном выдающемся архитекторе Бенуа - Юлии Юльевиче. Он подарил нашему городу много памятников архитектуры, часть из которых мы с вами сегодня обсудили.
Последняя, финальная статья из цикла династии Бенуа выйдет на моём канале во второй половине декабря - в ней я расскажу о, пожалуй, самом малоизвестном представителе династии. Так что ожидайте новых публикаций - а чтобы не пропустить их, можете подписаться на мой канал.
Также если вы хотите поддержать мои старания, могу предложить вам сервис донатов (пожертвований) от Яндекс.Дзена (сделать это можно по этой ссылке). Я очень благодарен каждому, кто поддерживает моё творчество таким образом!
Спасибо за внимание!