Приветствую всех читателей моего канала! Сегодня я продолжаю серию статей, посвящённых архитектурной династии Бенуа. В прошлый раз мы говорили с Вами об основателе династии - Николае Бенуа, сегодня же речь пройдёт о его сыне, не менее известном архитекторе Леонтии Бенуа.
Леонтий Николаевич прославился не только как архитектор, но и как педагог: из-под его крыла вышло столько известных петербургских зодчих, что на их перечисление не хватит одной статьи! Сегодня мы с вами поговорим и о творчестве Леонтия Бенуа, и о его биографии, в которой обсудим все остальные достижения этого великого человека. Не обойдётся и без интересных деталей его жизни, связанных с характером и окружением - благо о семье Бенуа сохранилось множество воспоминаний в большом количестве источников.
Биография
Леонтий Николаевич Бенуа родился 23 августа 1856 года в Петергофе. Его отец - герой моей предыдущей статьи из цикла "архитектурная династия Бенуа" Николай Леонтьевич, мать - Камилла Кавос (дочь архитектора Кавоса).
Леонтий Николаевич рос в творческой атмосфере: в доме Бенуа буквально царило искусство! Николай Леонтьевич вдохновлял своих детей, подавал им пример своей работой, а также стремился воспитать в них чувство прекрасного. И, надо признать, это у него получилось: Леонтий стал архитектором, его братья Александр и Альберт - художниками!
В 1875 году Леонтий Николаевич поступил в Императорскую Академию Художеств - ведущее учебное заведение в сфере архитектуры. Преподавателями Леонтия Бенуа были такие выдающиеся архитекторы как Давид Гримм, Александр Кракау и др. В 1879 году Леонтий Николаевич завершил обучение в Академии с большой золотой медалью. Выпускники-отличники Академии в те времена получали право на пенсионную поездку, однако Леонтия Николаевича эта практика обошла стороной: 17 февраля 1880 года Леонтий Бенуа женился на Марии Александровне Сапожниковой, а по правилам Академии женатые выпускники лишались права на поездку за границу за счёт заведения. Но для Леонтия Николаевича любовь была важнее поездки.
Мария Сапожникова происходила из династии купцов, занимавшихся рыбным промыслом. Это была очень богатая и достаточно культурная семья. Собственно, знакомство Леонтия и Марии отчасти и было связано с культурой: Леонтия Николаевича наняли в качестве репетитора для Марии, и в ходе этих занятий между ними разгорелась любовь. В скором времени пара сыграла свадьбу - так зародилась новая ветвь рода Бенуа!
Так о браке Леонтия и Марии Бенуа отзывался родной брат архитектора - Александр:
его слишком счастливый брак — самый счастливый из всех мне знакомых браков, если не считать моего отца и меня самого [...] Мария Александровна была маленькой пухленькой женщиной с приветливой улыбкой, не сходившей с полных губ, с ласково-хитроватым взглядом своих серых глаз. Она физически очень подходила к мужу, который тоже был невысокого роста и отличался известной полнотой. Оба представляли собой отлично подобранную пару. Но и в смысле темперамента, в своем отношении к жизни Левушка и Маша вполне друг с другом гармонировали. Между ними за все сорок пять лет супружества не возникало даже тех мелких ссор или не более суток длящегося раздражения, которых не удается избежать и при самых образцовых подборах
Александр Бенуа, Мои воспоминания. Книга первая, Глава 15 "Брат Леонтий"
К слову, отец невесты, Александр Сапожников, подарил своей дочери одну из главных семейных реликвий - картину "Мадонна с цветком" авторства знаменитого итальянского художника Леонардо Да Винчи! Сапожников выкупил эту картину у итальянских купцов, привезших их вместе с остальными товарами на продажу в Астрахань. После свадьбы эту картину стали называть "Мадонной Бенуа" - по её принадлежности к семье Бенуа. Под таким названием она известна по сей день - вы можете познакомиться с картиной в Эрмитаже.
Но вернёмся к Бенуа. Сыграв свадьбу, молодожены решили отправиться в путешествие по Европе - раз Академия не оплатила поездку начинающему зодчему, так почему бы ему не посетить Европу самостоятельно? Леонтий Бенуа отправился в путешествие со своей любимой женой: вместе они проехали множество городов, но особое внимание уделили Франции - для Бенуа это была историческая родина! К тому же Леонтию Николаевичу особенно импонировала французская архитектура: вдохновившись ей в молодости, Леонтий Бенуа неоднократно воспроизводил лучшие её черты в своих собственных постройках!
Вернувшись из заграничной поездки, Леонтий Бенуа тут же приступил к архитектурной практике. Леонтий Николаевич успел поработать и ранее - во время учёбы в Академии, однако полноценной архитектурной деятельностью Бенуа занялся именно по возвращении из путешествия по Европе. Первые шаги он совершал в соавторстве с более опытными зодчими - с Гёдике и Шретером, однако довольно скоро он перешёл и к самостоятельной работе, довольно быстро добившись успеха на этом поприще.
Но о творческом пути Леонтия Бенуа мы будем говорить далее - пока что продолжим разговор о биографии Леонтия Николаевича.
Чтобы ещё глубже понять характер Леонтия Бенуа, предлагаю снова обратиться к воспоминаниям его родного брата Александра, которые максимально красноречиво раскрывают характер Леонтия Николаевича:
Нрава он был спокойного, рассудительного, отнюдь не буйного и мятежного, но темперамент у него все же был пылкий
Основной чертой Левушки было благодушие. Он был в полной мере “славным малым”. Это значит, что он не только был добряком, честным и хорошим человеком, но что и производил он впечатление на всех такого “славного” человека и тем самым сразу располагал к себе. При этом в Леонтии не было и тени лицемерия, двуличия, коварства. Он мог быть грубоватым, а подчас и несправедливым, он легко вспыхивал, но любое проявление чувства у него неизменно шло от сердца, и он так же быстро “отходил”, как сердился.
А.Н. Бенуа "Жизнь Художника", книга первая, глава 15 "Брат Леонтий"
Леонтий Бенуа был не только талантливым архитектором, но ещё и верным семьянином и любящим отцом: у Леонтия и Марии Бенуа в браке родилось пятеро дочерей и три сына. Ни один из сыновей не пошёл по стопам отца, однако дочери Леонтия Николаевича в той или иной степени связали свою жизнь с искусством: Надежда Бенуа стала художницей, а Екатерина и Нина вышли замуж за деятелей искусства - Екатерина сыграла свадьбу с архитектором Людвигом Шретером (у них родился сын Логин, впоследствии тоже ставший зодчим), а Нина вышла замуж за мозаичиста Владимира Фролова.
Отдельной и очень важной страницей в биографии Леонтия Бенуа является его педагогическая деятельность. Можно смело сказать, что у Леонтия Николаевича не было равных среди других преподавателей архитектуры в России тех лет! Сколько выдающихся мастеров вышло "из под крыла" Бенуа - сложно даже сосчитать! А как лестно отзывались о своём учителе его ученики! Леонтий Бенуа вырастил целое поколение архитекторов - и не просто поколение: это были архитекторы модерна и неоклассицизма, формировавшие облик Петербурга! От Лидваля до Покровского, от Мунца до Лялевича, от Руднева до Фомина - перечислять можно бесконечно!
Свои первые шаги в педагогике Бенуа сделал ещё во времена студенчества: Леонтий Николаевич преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств с 1879 по 1883 год. После этого он работал в Институте гражданских инженеров вплоть до 1893 года, когда Бенуа переманила его альма-матер - Академия Художеств: тогда в ней происходила реорганизация, менялся подход к обучению, и в связи с этим на базе Академии было создано две архитектурные мастерские, одну из которых и возглавил Бенуа! Долгие годы работы принесли свои плоды и в карьерном плане: в 1903 году он стал ректором Высшей художественной школы при Академии, эту должность он занимал вплоть до 1917 года (с перерывом в 1906-1911 годах).
Вот что об этом писал его брат Александр:
Последние годы жизни Леонтий занимал должность ректора Академии художеств. Смутное время уже приближалось. Среди учащейся молодежи назревало поголовное фрондирование начальства, и постепенно оно перешло (во всех слоях общества) в открытое возмущение режимом. Но деятельность ректора Бенуа не подвергалась общей критике, ученический состав не выносил ему порицаний, его не собирались «вывезти на тачке». Уважение, которым Леонтий пользовался даже у молодежи, оставалось до конца непоколебимым. Уважали же ученики Академии своего профессора и ректора и как безупречно хорошего человека (вне всякого вопроса о принадлежности его к какому-либо классу) и как толкового и внимательного руководителя. Он не был словоохотлив, он ненавидел пустое разглагольствование, у него была манера просто, спокойно делиться своими знаниями, не навязывая советов; свою же критику он высказывал до того искренне и просто, что это не могло ни обидеть, ни озлобить.
Александр Бенуа, Мои воспоминания. Книга первая, Глава 15 "Брат Леонтий"
После Октябрьской революции Леонтий Бенуа остался жить в Советском Союзе: с 1920 года он вернулся к преподавательской деятельности в родном для него Институте Гражданских инженеров.
Были и тяжелые моменты в биографии Леонтия Бенуа: так, в 1921 году его вместе с детьми (сыном и дочерью) арестовали по подозрению в шпионаже. Дело рассматривали почти год, после чего с Бенуа сняли подозрения и восстановили на должности.
Жизнь Леонтия Бенуа оборвалась на 71 году: 8 февраля 1928 года великого архитектора не стало. Бенуа похоронили в некрополе Новодевичьего монастыря, но позднее захоронение перенесли на Литераторские мостки.
Мой рассказ о биографии Бенуа немного затянулся - время переходить к изучению его творческого пути!
Доходный дом Ратькова-Рожнова
Дата постройки: 1884-1886
Адрес: Загородный проспект, д. 39, Гороховая улица, д. 79
Соавтор: Виктор Шретер
Одной из первых работ Леонтия Бенуа стало строительство доходного дома для одного из самых богатых семейств Санкт-Петербурга - Ратьковых-Рожновых, владевших несколькими десятками объектов недвижимости по всему Петербургу.
Здание на углу Загородного проспекта и Гороховой улицы трудно отнести к самым интересным творениям Бенуа - тем более, что над ним он работал в соавторстве с более старшим и опытным зодчим Виктором Шретером! Впрочем, это было не совсем соавторство: скорее, Леонтий Николаевича завершал начатое Шретером дело, реализуя на практике проект, созданный его более опытным коллегой.
Доходный дом Ратькова-Рожнова на Загородном - пример типичной петербургской архитектуры второй половины 19 века. Именно эту архитектуру так яро критиковал в своих публикациях Фёдор Достоевский: в его времена почти весь Петербург был застроен подобными, прямо скажем, малоинтересными с художественной точки зрения домами.
Однако, вина здесь лежит не на конкретно взятых архитекторах: такова была эпоха, таковы веяния моды - а Бенуа и Шретер справились со своей задачей на отлично, построив хоть и типичный, но всё же интересный и приятный глазу доходный дом!
Придворная певческая капелла
Дата постройки: 1888-1889
Адрес: набережная реки Мойки, д. 20
Первой по-настоящему крупной постройкой Леонтия Николаевича стала Придворная певческая капелла, расположившаяся в самом сердце Петербурга - буквально напротив Дворцовой площади. Очень важное по своей функции здание доверили построить Леонтию Бенуа - и он прекрасно справился с этой задачей!
Леонтий Николаевич использовал в этой постройке приём, характерный для его творческого почерка: он задвинул главный фасад вглубь участка, а перед ним разместил парадный дворик, создав тем самым двор-курдонёр. Подобный приём был популярен в усадебной архитектуре, но для гражданского строительства 19 века он был новаторским. В дальнейшем подобные дворики стали неотъемлемой частью петербургского зодчества.
Здание Певческой капеллы возведено в стиле "Людовика XVI" - архитектурного течения конца 18 века во Франции, ставшего своего рода переходным этапом во французской архитектуре - от барокко к неоклассицизму.
Леонтию Бенуа импонировал стиль "Людовика XVI", как, впрочем, и практически вся французская архитектура. Так что нет ничего удивительного, что для своей постройки он избрал именно такую стилистику - тем более, что она идеально подходит для крупных ансамблевых построек.
Ну а главное - соответствие окружению. Леонтий Бенуа очень щепетильно относился к архитектурным ансамблям: например, он очень сильно хвалил Париж, указывая на его улочки, выдержанные в единой стилистике, и не оттеняющие памятники старины. Вот и капелла явно не "перетягивает на себя одеяло" от ансамбля Дворцовой площади, а напротив - скромно дополняет этот ансамбль, внося в него новые, ненавязчивые мотивы.
Доходный дом Бенуа
Дата постройки: 1897-1899
Адрес: 3-я линия Васильевского острова, д. 20
На рубеже веков Леонтий Бенуа возвёл собственный доходный дом на 3-ей линии Васильевского острова - неподалёку от Академии Художеств, в которой он в те годы преподавал.
Надо признать, что здание не обладает какой-то особенной, запоминающейся архитектурой - но в то же время оно притягивает к себе внимание своей элегантностью и гармоничностью! Небольшим "бельмом на глазу" здесь служит пятый этаж, надстроенный в 1914 году архитектором Гунстом - без него здания смотрелось более целостным.
Фасад здания состоит из красно-кирпичной кладки, контрастирующей с белоснежными простенками и рустом, задающим ритм фасадной стене. В простенках также находятся и декоративные украшения, самым примечательным из которых является пара гербов семьи Бенуа - таким вот нескромным способом Леонтий Николаевич отметил принадлежность здания своей фамилии!
Отдельного внимания заслуживают трёхгранные эркеры: они разбавляют монотонную плоскость стены, придавая фасаду экспрессивности. Эркеры также выделены белым цветом - для усиления контраста.
Леонтий Бенуа заселился в этот дом вместе с семьей сразу после постройки и прожил в нём всю оставшуюся жизнь - целых 29 лет! Этот дом стал для Леонтия Николаевича по-настоящему родным, став родовым гнездом Бенуа! Кстати, одна из квартир по прежнему принадлежит Бенуа (потомкам Леонтия Николаевича) - в ней в наши дни размещён музей, посвящённый семье Бенуа.
Дом страхового общества "Россия" на Моховой
Дата постройки: 1897-1899
Адрес: улица Моховая, д. 27
Соавтор: Николай Прокофьев
В 1897 году Леонтию Бенуа поручили строительство дома страхового общества "Россия" на Моховой улице: под эти цели был выделен обширный участок, который Леонтий Николаевич решил застроить не в полном объёме (по красной линии улицы), а организовать интересное и функциональное объёмно-планировочное решение с крупным двором-курдонёром - по аналогии с певческой капеллой. Подобный приём можно назвать излюбленным для Леонтия Николаевича: в дальнейшем он неоднократно применял его в своей строительной практике - и всегда это получалось у него очень удачно!
Не менее важен и тот факт, что в основе ансамбля лежит здание, существовавшее на этом месте задолго до Бенуа - Леонтию Николаевичу достался для работы участок с уже стоящим на нём доходном доме, и он принял неординарное решение: полностью сохранить изначальную постройку, превратив её из самодостаточного здания в один из корпусов нового доходного дома. Таким образом, доходный дом 1882 года авторства архитектора Красовского стал правым корпусом дома страхового общества "Россия", а слева от него Леонтий Николаевич разместил двор-курдонер.
Получается, Леонтий Николаевич создал новый жилой комплекс с единым архитектурным ансамблем, отталкиваясь от уже существовавшей ранее постройки - он не снёс исторический корпус, а элегантно "вплёл" его в общую картину, сделал его частью своей работы. Тем более, что и стилистически Бенуа, во многом, отталкивался от уже существовавшей ранее постройки.
И, надо сказать, стилизация у Бенуа получилась идеальной: центральный фасад, отодвинутый от красной линии Моховой улицы, едва ли можно отличить от правого корпуса: если не знаешь, что перед тобой постройки разных зодчих, то сам до этого ты едва ли сможешь догадаться!
А вот левый корпус (левая граница двора) построен уже в иной стилистике, и внешне он отличается от своих соседей по ансамблю: он ниже, чем его соседи, но при этом и более тяжеловесен. Однако приземистость этого корпуса нивелируется удачной игрой фактур на фасаде. Дополняет картину приятный глазу декор.
В этой постройке Леонтию Бенуа удалось совместить воедино три различных по своей архитектуре корпуса, сделав это так органично, что многие прохожие даже не обращают внимание на эти различия, воспринимая жилой комплекс на Моховой в качестве единого здания.
Здание первого Российского страхового общества
Дата постройки: 1899-1900
Адрес: Большая Морская улица, д. 40
Соавтор: Юлий Бенуа
Здание первого Российского страхового общества стало первой работой двух двоюродных братьев - Леонтия и Юлия Бенуа. В дальнейшем их творческие пути пересекутся ещё не раз - и мы поговорим об этом и в данной статье, и в отдельной моей публикации о Юлие Юльевиче.
В данном случае о творческом процессе Леонтий Бенуа оставил конкретные воспоминания:
Сначала я компоновал здание с боковым входом, стремясь получить одно большое помещение, но потом выяснилось, что им не нужно общего большого помещения. Тогда общую схему плана дал мне Юлий Юльевич Бенуа. Я этот план разработал, а фасад сделал не во флорентийском стиле, а вдохновляясь деталями Испании той же эпохи.
Цитата Леонтия Бенуа. Источник - сборник "Зодчие Санкт-Петербурга XIX - XX века, глава "Леонтий Бенуа" авторства Владимира Фролова
Таким образом, в творческом тандеме братьев Юлий Бенуа выступил в качестве автора планировки здания, а Леонтий Бенуа исполнил роль художника, сочинив внешний облик фасада.
Изначально заказчик в лице страхового общества желал увидеть фасад в итальянском стиле, однако Леонтий Бенуа решил исполнить его в духе архитектуры Испании, избрав эту стилистику более подходящей. Отсюда на фасаде появился тунисский розовый гранит с острова Геркан, обилие резного декора и характерный композиционный строй фасада.
В дальнейшем братья Бенуа создадут для Первого Российского страхового общества ещё одну примечательную постройку, но случится это уже на рубеже 1900-1910-х годов, так что об этом мы поговорим ближе к концу публикации.
Московский купеческий банк
Дата постройки: 1901-1902
Адрес: Невский проспект, д. 46
Первое здание Леонтия Бенуа в новом на тот момент для России стиле модерн по совместительству стало первой постройкой в этом стиле на Невском проспекте. Этот смелый дебют Бенуа нашёл отклик в сердцах петербуржцев: здание хвалили и сразу после строительства, хвалят его и в наши дни!
В здание вложена новая мысль и формы облагорожены талантливой рукой. Бенуа так талантливо сливает старое с новым. Стремление к рациональному, отсутствие архитектурной лжи, свойственной большинству наших фасадов, и прекрасная вырисовка деталей ставит это произведение на одно из первых мест
Так о здании Московского купеческого общества выразился архитектор Апышков: автор одного из самых интересных особняков в стиле модерн - особняка Чаева, и одного из самых красивых мостов нашего города - Большеохтинского (Петра Великого).
И с оценкой Апышкова трудно не согласиться: Леонтий Бенуа действительно построил здание банка так, что его фасады идеально вписались в ансамбль Невского проспекта, подарив ему новый интересный памятник архитектуры!
В постройке Бенуа чётко прослеживается влияние мэтра мировой архитектуры модерна - австрийского зодчего Отто Вагнера: в похожей стилистике выражен декор, похожая цветовая гамма и такая же геометризация форм. Таким образом, Бенуа напрямую вдохновлялся лучшими мировыми творениями модерна, создавая новый шедевр в самом центре столицы Российской империи.
Да и общий вид фасадов умеренный и лаконичный, что идеально подходит под контекст места - Невский проспект не терпит вычурности и "кричащей", броской архитектуры!
Ну и отдельно хотелось бы выделить трёхгранные стеклянные эркеры - приём, который встречается в Петербурге повсеместно. Однако популярным он стал именно благодаря Леонтию Николаевичу: сейчас трудно сказать, кто первым из архитекторов использовал подобные новаторские эркеры, но точно можно сказать кто их популяризовал - это был Леонтий Бенуа.
Таким образом, постройка Бенуа удалась настолько, что в дальнейшем её многократно цитировали другие зодчие, ею вдохновлялись - это ли не самая высокая оценка творчества архитектора?
Римско-Католический храм Лурдской божией Матери
Дата постройки: 1903-1909
Адрес: Ковенский переулок, д. 7
Соавтор: Мариан Перетяткович
В начале 20 века в Петербурге встал вопрос создания католического храма для французской общины. Не удивительно, что именно Леонтию Бенуа поручили построить католический храм "исключительно для французов" - Леонтий Николаевич и сам был своего рода частью диаспоры. Тем более, что он был выдающимся теоретиком и историком архитектуры, так что в строительстве церкви в исконно французской южно-романской стилистике у Бенуа не было конкурентов.
На первоначальном эскизе мы с вами можем видеть типичный для Франции храм - разве что "фасадность" (здание стоит стена к стене с другими постройками) придаёт этому зданию петербургское настроение.
Бенуа предлагал отодвинуть центральную часть здания от красной линии, оставив на ней лишь боковой флигель и колокольню, завершённую оригинальным куполом, напоминающим по своей форме сосновую шишку.
Изначальный проект был одобрен, однако полноценное строительство так и не было начато: заказчик (французская община) столкнулся с острой нехваткой средств, из-за чего стройку заморозили на несколько лет, а изначальный проект начали видоизменять, дабы сэкономить средства и удешевить стройку.
По итогу храм превратился из трехнефного в однонефный - с единым железобетонным сводом. Фасад тоже стал единым, можно сказать монолитным - и даже отдельно стоящая башня "приросла" к зданию церкви.
Изменения коснулись и отделки: изначально фасады планировалось оштукатурить, но по итогу их облицевали гранитом: этого материала в избытке предоставило французское строительное общество "Батиньоль", выступавшее несколькими годами ранее подрядчиком на строительстве Троицкого моста - от этой стройки осталось много неиспользованных гранитных плит, которые применили с пользой при облицовке храма Лурдской Божией Матери.
По итогу храм из романского превратился скорее в модерновый, а обилие гранита на фасаде и вовсе сблизил его с северным модерном. Изменением проекта Леонтий Бенуа занимался совместно со своим учеником Марианом Перетятковичем - вероятно, именно Мариан Марианович был автором "модерновых" новшеств в проекте, и именно благодаря нему церковь Лурдской Божией Матери воспринимается как образец новой архитектуры 20 века, максимально отдалившейся от изначально задуманной ретроспективы.
"Дом трёх Бенуа", или жилой дом Первого Российского страхового общества
Дата постройки: 1912-1914
Адрес: Каменноостровский проспект, д. 26-28
Соавторы: Юлий и Альберт Бенуа
Одной из самых известных построек, которую в народе даже прозвали "домом трёх Бенуа", стал жилой дом всё того же Первого Российского страхового общества. И в данном случае перед нами не просто дом - это скорее полноценный жилой комплекс, состоящий из множества корпусов, соединённых между собой целой сетью внутренних двориков, по количеству которых дом трёх Бенуа обгоняет любую другую постройку Петербурга - их здесь двенадцать!
Масштабную постройку в середине Каменноостровского проспекта не просто так прозвали домом трёх Бенуа - над ней трудилось трое братьев из династии: родные Леонтий и Альберт, и двоюродный Юлий Бенуа. Причём Альберт Бенуа был зодчим по образованию, но призванием его была живопись, а архитектурой он почти не занимался - дом трёх Бенуа стал для него редким исключением!
Композиция жилого комплекса характерна для других работ Леонтия Бенуа: здесь мы снова можем наблюдать огромный двор-курдонёр, в центре которого разбит небольшой садик.
Однако стоит признать, что данный курдонёр - самый удачный и интересный среди всех работ Леонтия Николаевича, так как он неразрывно связан с окружающей его средой: двор помещен в створе улицы Рентгена, которая завершается Каменноостровским проспектом. Однако благодаря композиции, созданной Леонтием Бенуа, улица Рентгена как бы получает новое продолжение, органично перетекая во внутренний двор дома трёх Бенуа!
Благодаря этому приёму и само здание первого страхового общества смотрится более выигрышно: его центральная часть полностью просматривается в перспективе улицы Рентгена, не ограничиваясь шириною Каменноостровского проспекта, с которого рассмотреть дом трёх Бенуа в полном его объёме проблематично - уж слишком крупное здание построили братья Бенуа!
Так как курдонёр не считается внутренним двором здания, а воспринимается скорее как продолжение улицы, то и фасады, обращённые во двор-курдонёр, по своей красоте не уступают лицевым, выходящим на Каменноостровский проспект.
Общая стилистика фасадов здания выдержана в строгости, как и подобает произведению стиля неоклассицизм: античные скульптуры, обилие барельефов, стройные ряды балясин. Ритмику фасада задают крупные эркеры во всю высоту дома, воспринимаемые здесь скорее как ризалиты, идущие в ряд друг за другом.
Первые два этажа по Каменноостровскому проспекту тоже имеют свой собственный ритм, составленный из дорических колонн, на три-четверти выступающих из фасадной стены. Между колоннами помещены оригинальные маскароны. Выверенная до мелочей композиция здания отличает его от многих других памятников петербургского неоклассицизма - дом трёх Бенуа можно назвать поистине идеальным примером неоклассики!
Очевидно, что основа композиции дома трёх Бенуа была создана именно Леонтием Бенуа. Авторство фасадов же остаётся дискуссионным - вероятнее всего, фасады являются плодом творческого союза сразу трёх братьев Бенуа.
Отмечу также, что по соседству с этим зданием находится ещё одна работа братьев Бенуа, созданная тем же составом и для того же заказчика - речь идёт о доме Первого Российского страхового общества на Большой Пушкарской улице. Вместе эти дома формируют единый комплекс с цепью внутренних дворов-колодцев, однако фактически это две разные постройки - и о второй из них я буду рассказывать в своей следующей статье на эту тему, которая будет посвящена Юлию Юльевичу Бенуа!
Заключение
На этом я завершаю свой рассказ, посвящённый Леонтию Бенуа. Очень многое ещё можно было бы рассказать: о градостроительных планах и воззрениях Леонтия Николаевича, о других постройках, не вошедших в эту статью (например, о выставочном комплексе, ныне принадлежащему Русскому музею). Но у меня не было задачи объять необъятное - творчеству Леонтия Бенуа можно посвящать книги, в рамки же одной статьи всё это попасть не сможет. Я постарался выделить основные и наиболее важные моменты в биографии и в творческом пути Леонтия Николаевича. Дальнейшее развитие этой темы на моём канале вполне возможно, но не в ближайшее время.
В следующие два месяца мы продолжим с вами изучение архитектурной династии Бенуа - ожидайте следующих публикаций, и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи!
Также если вы хотите поддержать мой канал и вознаградить мои старания рублём, предлагаю вам воспользоваться сервисом от Яндекс.Дзена (сделать это можно по этой ссылке). Я очень благодарен каждому, кто поддерживает моё творчество рублём.
Также с радостью жду ваших комментариев и отзывов - с удовольствием отвечу вам и, при необходимости, вступлю в дискуссию.
Спасибо за внимание и до новых встреч!