Приветствую всех читателей моего канала. Сегодня я представляю вашему вниманию статью, посвящённую творческому и жизненному пути выдающегося зодчего и основателя знаменитой архитектурной династии Бенуа - Николаю Леонтьевичу.
Этой статьей я открываю цикл работ, посвящённых династии Бенуа: до конца 2025 года раз в месяц на моём канале будет выходить публикация, в которой я буду рассказывать вам о творчестве одного из представителей выдающейся династии. Я давно работаю над этой темой, и вот наконец-то могу представить вам результаты своих трудов.
Особенно приятно начитать свой рассказ с основателя династии. Николай Леонтьевич подарил Петербургу и его пригородам ряд прекрасных построек, настоящих произведений искусства! Николай Бенуа внёс огромный вклад в развитие русской архитектуры: и в качестве архитектора, и в качестве главы семейства, воспитавшего других, не менее известных зодчих, носивших фамилию Бенуа.
Но обо всём по порядку. Сегодня мы будем говорить о Николае Бенуа - начнём с его жизненного пути, а продолжим рассмотрением его архитектурного наследия.
Биография
Николай Леонтьевич Бенуа родился 13 июля 1813 года в Санкт-Петербурге в семье выдающегося кондитера-шоколатье и по-совместительству метрдотеля при вдовствующей Императрице Марии Фёдоровне (жене Павла I и матери Александра I и Николая I) Луи Жюля Бенуа, переехавшего в Россию из Франции в 1794 году.
Николай Леонтьевич рос в огромной семье: всего у Луи Жюль и Анны Катарины Бенуа родилось 18 детей, из которых 11 дожили до взрослых лет. Впрочем, Николай Леонтьевич был единственным из братьев, решившим связать свою жизнь с архитектурой.
Начальное образование Николай Леонтьевич получил в Петришуле, после чего он в возрасте 14 лет был принят в число казённых воспитанников в Академию Художеств, где проучился без малого девять лет! Академия Художеств в те годы давала комплексное образование с упором на изучение классической архитектуры.
В 1836 году Николай Бенуа завершил обучение в Академии со званием художника 14-го класса и большой золотой медалью. После этого молодой архитектор получил право на заграничную поездку на средства Академии в целях изучения памятников архитектуры Европы, однако перед этим он должен был проявить себя на практике. Именно поэтому сразу после окончания обучения Бенуа становится помощником выдающегося архитектора Константина Тона - можно сказать, главного зодчего России тех лет!
В качестве помощника Тона Николай Леонтьевич сделал свои первые шаги в архитектурной практике: так, Бенуа принимал участие в проектировании церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка в Петербурге (ныне утрачена) и Храма Христа Спасителя в Москве. Совместная работа с Тоном тоже оказала определённое влияние на Бенуа а также подарила бесценный опыт, столь важный для начинающего зодчего.
В 1840 году Николай Бенуа отправился в свою заграничную поездку в Европу вместе с другими выпускниками Академии. В ходе поездки Бенуа подробно изучил основные памятники архитектуры западной цивилизации, особое внимание уделив стилю готика, что отражено в его путевых дневниках и альбомах с зарисовками. Именно здесь зарождается любовь Николая Бенуа к готике, которую он пронесёт с собой через всю жизнь: именно неоготика станет главным стилем для Бенуа, и именно ею он украсит улицы Петербурга и его окрестностей (в первую очередь - Петергофа).
Примечательно, что в ходе поездки Бенуа проникся подходом европейских архитекторов. Так, в одной из заметок он утверждал, что архитектор Гертнер (одна из ключевых фигур немецкой неоготики и неоренессанса):
первый в классическо-римском Мюнхене решился сбросить оковы классицизма и пробует создать свое - дай бог ему успеть [...] Ибо если они (немцы) смогли создать не копируя римлян и греков, неужели мы не в силах и попытаться
сетует Николай Леонтьевич, размышляя тем самым о будущем русской архитектуры, на которое он в дальнейшем окажет огромное влияние.
Но особое влияние на Бенуа оказала Италия, а в частности Рим, в который Николай Леонтьевич возвращался неоднократно - и в ходе пенсионерской поездки, и в более поздние годы. Более того, в 1845 году в Риме Николай Леонтьевич впервые лично пообщался с Николаем I: император тогда путешествовал по Италии, и решил встретиться с пенсионерами Академии. В ходе встречи Бенуа и его товарищ архитектор Резанов довольно долго общались с Николаем I, дискутируя на тему архитектуры и истории древнего Рима. Этот факт отражает то высокое положение в обществе, которое в те годы занимали выпускники Академии Художеств.
В ноябре 1846 года Бенуа вернулся в Петербург. А уже через месяц Николая Леонтьевича зачислили на службу в кабинет его императорского величества, что открыло для него доступ к заказам со стороны императорской семьи. И уже в 1847 году Николай Леонтьевич приступает к крупной работе - строительству императорских дворцовых конюшен в Петергофе. Это была его первая работа в данном городе, но далеко не последняя - в дальнейшем Бенуа будет работать в Петергофе даже чаще, чем в самом Петербурге.
Помимо творчества, Николай Бенуа занимал также и важные государственные посты. Так, долгое время Бенуа работал в Городской управе - он согласовывал проекты других архитекторов, правил их и давал добро на строительство. Эта работа отнимала у него много времени, а потому начиная с 1860-х годов Бенуа всё меньше занимался собственным творчеством и всё большее внимание уделял архитектуре в широком смысле. Кроме того, Бенуа был гласным Городской думы (депутатом, если переводить на современный язык).
Кроме того, Николай Леонтьевич был главой большой семьи: у Николая и его жены Камиллы было девять детей (двое умерло в младенчестве). И всем своим детям Бенуа привил любовь к искусству: двое его сыновей (Альберт и Александр) стали художниками, а третий продолжил дело отца и стал архитектором - речь о Леонтии Николаевиче Бенуа.
Для характеристики личности Николая Леонтьевича, я бы хотел привести некоторые воспоминания его сына Александра Бенуа, описанные им в книге-автобиографии "Жизнь Художника".
В отце жила не знавшая уныния бодрость и непоколебимое упование на Господа. Я его помню всегда веселым, жизнерадостным, вовсе не озабоченным тем, что будет дальше. Папа только думал о своем искусстве, о своей семье, о том, как бы доставить всевозможную приятность своим детям, а главное как бы ему нагляднее выразить свое обожание их матери, завтрашний же день для него просто не существовал. И это его отношение к жизни коренилось в глубокой религиозности. По воскресеньям, во всякую погоду, он отправлялся в церковь и отстаивал всю мессу на коленях, внимательно следя по молитвеннику за ходом богослужения.
А.Н. Бенуа, "Жизнь Художника", книга первая, глава 7
Эти слова формируют у нас чёткий портрет личности Николая Бенуа. И на мой взгляд, это особенно важно: одно дело сухие факты из биографии, другое - характер личности.
Важно также отметить и отношение Александра Бенуа к своему родителю, а точнее - ту теплоту и любовь, которые Александр Николаевич испытывал к своему папе.
Что же касается до моего отношения вообще к отцу, то для периода раннего детства я не могу иначе его характеризовать, как словом "обожание". Помню в раннем детстве, как я сидел на коленях у папы и испытывал предельное блаженство, глядя как из-под его карандаша появляются на бумаге солдаты, барабанщик у часовой будки, лающие собаки и спящие кошки, рыцарь, весь закованный в броню, санки, запряженные рысаком или какие-либо шутки, карикатуры. Смеясь при виде их до слез, я тычусь головой в его халат, а он меня тискает, щекочет и с упоением целует, приговаривая "папин сын".
Вижу папу и за работой в те дни, когда мне было строго запрещено мешать ему. Дымя сигарой, он что-то рисует на одном из высоких столов в чертежной и группа помощников обступает его, внимательно следя за тем, что он им, не переставая рисовать, объясняет.
А.Н. Бенуа, "Жизнь Художника", книга первая, глава 7
Этот фрагмент даёт нам понять, что Николай Бенуа был не только талантливым зодчим, но ещё и прекрасным отцом и семьянином, успевавшим уделять внимание каждому из своих детей и даже племянников! Так что творческий потенциал семьи Бенуа заключался не только в природном таланте, но также и в грамотном воспитании и стремлении привить своим детям любовь к искусству.
Николай Леонтьевич прожил долгую жизнь - 85 лет. 11 декабря 1898 года оборвалась жизнь Николая Бенуа - его похоронили в склепе при храме на Выборгской стороне, который он же сам и выстроил.
Необычно долго мы с вами сегодня говорили о биографии архитектора - пора приступать к изучению его творческого наследия.
Дворцовые конюшни
Дата постройки: 1847-1855
Адрес: Петергоф, улица Аврова, д. 26
Первой серьёзной работой Николая Бенуа стало строительство дворцовых императорских конюшен в Петергофе. Заказчиком выступило первое лицо государства - Николай I: к тому моменту они с Бенуа были знакомы, и император доверял начинающему архитектору. К тому же, Николай Леонтьевич официально занимал должность архитектора при кабинете императора.
Вполне закономерно, что Бенуа избрал для этой постройки готику: во-первых, ещё свежи были впечатления от пенсионерской поездки по Европе, а во-вторых, сам стиль готика стремительно набирал популярность в России, и к середине 19 века он воспринимался едва ли не как основной архитектурный стиль Российской империи.
И не обманывайтесь названием - да, Бенуа проектировал конюшни, но делал он это для самого императора, так что отношение к данной постройке было более чем серьёзное. Николай Леонтьевич спроектировал весь комплекс конюшен в виде трапеции по плану: более крупное основание, играющее роль главного фасада, обращено в сторону моря - здесь разместились манеж и отдельно стоящие жилые корпуса, тогда как в сторону города Бенуа ориентировал более маленькое основание трапеции, в котором располагаются непосредственно конюшни.
Надо признать, что дворцовые конюшни у Бенуа получились великолепно: здание совершенно не воспринимается как нечто простое и утилитарное - напротив, оно скорее напоминает европейский замок времён ренессанса: этот эффект усиливают декоративные корпуса-башни, которых в комплексе всего девять.
Если обратить внимание на основной фасад (а он украшен наиболее искусно), то здесь мы обнаружим интересное чередование: "средневековые" башни здесь сменяются жилыми помещениями, оштукатуренные фасады которых завершаются пинаклями- словно перед нами не конюшни, а средневековый готический храм.
Радуют глаз эркеры, украшающие те самые корпуса-башни: их белоснежные простенки вкупе с изящно оформленными оконными переплётами контрастируют с красно-кирпичной кладкой фасада.
Интересная история приключилась в процессе проектирования - расскажу вам о ней, так как она отражает характер Николая Бенуа. По изначальному проекту, Бенуа планировал разместить в боковых башнях арки - сквозной проезд вёл от одной башне к другой, а в середине этого пути располагалась третья, внутренняя башня, в которой тоже находилась арка. Таким образом, Бенуа создал своего рода анфиладу, через которую комплекс просматривался насквозь, создавая интересную перспективу.
Однако при согласовании проекта Николай I внезапно решил разместить во внутреннем дворе кузницу, прямо перед внутренней башней. Получалось, что кузница перекрывала перспективу, задуманную Бенуа. Само собой, Николаю Леонтьевичу такой ход событий не понравился - из-за этого необдуманного решения императора нарушался замысел архитектора, его живописная композиция.
Спорить с Николаем I было себе дороже, однако Бенуа рискнул: за своё творчество он был готов биться до конца. Для наглядности Николай Леонтьевич нарисовал два эскиза: один со сквозным проездом, другой - с кузницей. Эти эскизы Бенуа передал Николаю I:, и реакция императора была удивительной: он рассмеялся дерзости архитектора, но согласился с его доводами и согласовал замысел Бенуа. Таким образом, Николай Леонтьевич сумел отстоять свою идею, после чего он успешно воплотил её в жизнь. И это отражает его характер - настойчивость и желание довести дело до конца, а также готовность отстаивать своё мнение даже на самом высшем уровне.
Также стоит отметить здание манежа, которое играет роль архитектурной доминанты главного корпуса - массивное здание выделяется на фоне окружающей застройки комплекса, а его формы максимально сильно напоминают европейский готический храм.
Императорские конюшни были первой крупной работой Бенуа, можно сказать, пробой пера. И, само собой, эта работа дала путёвку в жизнь Николаю Леонтьевичу, прославив его и сделав одним из самых востребованных и уважаемых зодчих своего времени!
Здание почты
Дата постройки: 1850-1854
Адрес: Петергоф, Санкт-Петербургский проспект, д. 15
В 1850 году Николай Бенуа был назначен на должность архитектора Петергофского дворцового правления. Фактически, Бенуа стал главным архитектором Петергофа, а потому многие его последующие работы появлялись в пределах этого пригорода Петербурга.
Одной из таких работ является здание почты, расположенное неподалёку от дворцовых конюшен, но выполненное в куда более скромных формах, нежели сосед. Впрочем, общая композиция здания имеет определённое сходство с конюшнями, да и архитектурный стиль у них один - неоготика.
В отличие от дворцовых конюшен, напоминающих средневековый замок, здание почты больше походит на этакий сказочный домик: не то декорацию, не то шкатулку - уж очень много у здания декора, нарочитых готических элементов. И всё это противопоставлено скромному размеру постройки, что тоже не очень-то сочетается с канонами готики.
Но в любом случае здание почты получилось очень интересным, и по сей день оно служит одной из главных достопримечательностей Петергофа. И это при том, что со времён постройки здание сохраняет свою основную функцию - служит почтовым отделением.
Вокзалы Петергофской железной дороги
Следующей страницей в творчестве Николая Бенуа стало строительство вокзалов Петергофской железной дороги - чётвертой по хронологии железной дороги России (после Царскосельской, Варшаво-Венской и Николаевской). На момент открытия Петергофская железная дорога состояла из пяти станций: Балтийский вокзал, Лигово (Красносельская), Сергиево, Стрельна и Новый Петергоф.
Вокзалы возводили разные архитекторы: со стороны Санкт-Петербурга этим занимались Кракау (Балтийский вокзал) и Бурде (Красносельская), тогда как три вокзала со стороны Петергофа доверили спроектировать и построить Николаю Бенуа. С этой задачей он справился прекрасно - об этом и поговорим далее.
Новый Петергоф
Дата постройки: 1854-1857
Адрес: Петергоф, Привокзальная площадь, д. 7
Вокзал станции Новый Петергоф можно назвать одной из самых интересных работ Николая Бенуа, и наряду с этим - один из прекраснейших вокзалов России в целом!
Считается, что главным источником вдохновения для Николая Бенуа послужил католический собор в итальянском городке Орвието, обмерами и реставрацией которого Бенуа занимался в ходе своей пенсионерской поездки в Европу.
Сходство вокзала в Петергофе с собором относительное: Николай Леонтьевич не копировал и даже не переосмыслял, а именно что вдохновлялся итальянской постройкой, создавая нечто совершенно новое и неповторимое!
Главной особенностью вокзала в Петергофе служат само расположение главного здания - оно находится прямо над путями, так что поезда, прибывающие на вокзал, проезжают сквозь него - для этого в главном здании обустроены два крупных арочных проезда. Подобное устройство вокзала уникально, что производит впечатление на зрителя само по себе - даже без учёта великолепного декоративного убранства здания!
Причём изнутри вокзал выглядит, можно сказать, обыденно: две железнодорожные платформы с характерными для того времени железными навесами, да находящееся вдалеке здание вокзала, которое со стороны платформ смотрится вполне типичным. И действительно - вокзал Нового Петергофа рассчитан на рассмотрение со стороны, снаружи, а к приезжающим в город он, как ни странно, повернут спиной.
Для пассажиров основным служит северный фасад, через который в наши дни осуществляется выход в город. Его композиция привычна: протяжённая одноэтажная галерея, состоящая из стройного ряда готических окон, разделённых между собой декоративными контрфорсами.
Замыкает галерею небольшой отступ, фланкирующий пространство перед вокзалом и образуя тем самым небольшую привокзальную площадь. В северном фланге-корпусе находятся служебные помещения (в наши дни в нём находится кафе).
Примечательно, что Бенуа уделил внимание каждой детали, каждому элементу на фасаде - будь то простенки или небольшие эркеры, все они выполнены в готической стилистике, все обогащены соответствующим декором.
Но, конечно, главным украшением вокзала служит его западный фасад, обращённый в сторону Ораниенбаума. Силуэт фасада напоминает готический замок - особенно отчётливо это видно на примере башни, увенчанной стрельчатыми пинаклями.
Также хочется заметить, что изначально вокзал был конечной остановкой Петергофской железной дороги, так что поезда не проходили через арочные проезды, а останавливались перед ними. Сами же арки были прикрыты чугунными воротами, украшенными изящной резьбой. Однако Бенуа создал эти арки не просто так: разумеется, он делал их на перспективу, полагая, что в будущем железную дорогу продлят, и вокзал станет "сквозным". Подобная дальновидность - важная черта для архитектора, и Николай Леонтьевич, без сомнения, обладал ею.
Вокзал Новый Петергоф можно назвать одним из красивейших в нашей стране - конкуренцию ему могут составить лишь более поздние постройки вроде Витебского вокзала в Петербурге или Ярославского в Москве. А уж чтобы вокзал сочетал в себе уникальный замысел (сквозные проезды) и удивительно красивый внешний облик - другого такого вокзала в России я не припомню!
Остальные постройки Бенуа на Петергофской железной дороги были более простыми, чем основной вокзал (что, собственно, и логично), однако они тоже заслуживают отдельного внимания.
Сергиево
Дата постройки: 1855-1857
Адрес: Володарский, Железнодорожная улица, д. 2
В отличии от вокзала в Петергофе, здание вокзала в Сергиево выстроено в совершенно иной стилистике: здесь перед нами предстаёт сооружение в русском стиле - совершенно неожиданное для Петергофской железной дороги! Однако здесь Бенуа основывался на контексте: вокзал строился в окрестностях Троице-Сергиевой пустыни, ансамбль которой выдержан в русском стиле, а потому и сам вокзал было решено возводить в соответствии с окружением.
Осмелюсь заявить, что назвать это здание выдающимся памятником русского стиля тяжело - всё же перед нами относительно рядовая постройка, особенно в сравнении с другими творениями Николая Бенуа. Да и само исполнение русского стиля здесь крайне эклектичное: оно заключается в украшении фасада типичными элементами русского декора, без особой органичности и привязки к функциональности.
С другой стороны, нужно всегда помнить, что перед нами здание вокзала на слабо востребованной станции за пределами столицы, так что подобное его исполнение - уже большой успех. Ну а резкий контраст с вокзалами соседних станций усиливает интерес проезжающих мимо пассажиров поездов.
Стрельна
Дата постройки: 1856-1857
Адрес: Стрельна, Фронтовая улица, д. 9б
Вокзал в Стрельне сложно отнести к какому-то определенному архитектурному стилю: здесь перед нами предстаёт характерная для второй половины 19 века петербургская эклектика, к которой Николай Бенуа прибегал не так уж часто, однако и полностью от этого течения русской архитектуры он тоже не отказывался.
При проектировании вокзала в Стрельне Бенуа вдохновлялся архитектурой романского стиля - то есть, за основу были взяты итальянские палаццо времён Возрождения.
Главной деталью здесь служит башня, которая напрямую отсылает нас к романскому зодчеству: в данном случае Николай Бенуа талантливо стилизует здание вокзала под итальянскую архитектуру, по всей видимости, снова вдохновляясь увиденным в ходе студенческой поездки от Академии Художеств.
Композиция здания вокзала необычна: оно асимметрично, а разные части фасада перетекают из одного в другое. Подобная пластичность выдаёт в Николае Бенуа талантливого рисовальщика.
Причём вокзал красив и со стороны платформ - правда вот ключевой детали здания, башни, оттуда не видно - она раскрывается только при рассмотрении вокзала со стороны города.
Остальные работы Бенуа в Петербурге
Как ни странно, но в Санкт-Петербурге Бенуа построил не так уж и много - будучи главным архитектором Петергофа, он особое внимание уделял пригородам Северной столицы, тогда как в самом Петербурге он работал редко. Я выделил две его петербуржские постройки: одну не особо известную, другую - знаковую как для самого Бенуа, так и для всей архитектуры Санкт-Петербурге в целом!
Доходный дом Кребера
Дата постройки: 1873-1874
Адрес: улица Маяковского, д. 39, улица Рылеева, д. 15
Николай Бенуа редко брался за частные заказы, а тем более - за строительство доходных домов. Однако во второй половине 19 века, после отмены крепостного права, Россию охватил процесс урбанизации - начался стремительный рост спроса на строительство жилых домов. Этот спрос не обошёл стороной и Николая Леонтьевича - в 1873 году Бенуа принял заказ от статского советника и почётного мирового судьи Владимира Кребера на строительство доходного дома на углу Спасской и Надеждинской улиц (ныне - Маяковского и Рылеева).
Здание не имеет принадлежности к определённому стилю - перед нами снова эклектика, причём типично петербургская: первый этаж рустован, декор сосредоточен в оформлении оконных проёмов (сандрики и наличники), стены покрыты штукатуркой. Здание не имеет ярко выраженной доминанты, а угловая часть срезана и не отличается от остального фасада.
Дом Кребера - яркий пример работы на заказ, выполненной качественно, но без каких-либо художественных изысков. Во второй половине 19 века большая часть жилой застройки Петербурга создавалась с подобным подходом.
Церковь во имя Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы
Дата постройки: 1857-1858, перестройка 1877-1879
Адрес: Минеральная улица, д. 21
Как бы в противопоставление дому Кребера хочется представить вам последнюю крупную работу Николая Бенуа - церковь во имя Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы, ставшей, пожалуй, самой важной работой Николая Леонтьевича, ведь именно здесь он и нашёл свой последний приют.
Работа над храмом велась в два этапа. В 1857 году (параллельно со строительством вокзала в Петергофе) Николай Бенуа спроектировал небольшой храм-часовню при Выборгском Католическом кладбище. Здание было выполнено в романской стилистике, и по своему виду напоминало западноевропейскую базилику.
Двадцатью годами позднее Николай Бенуа снова вернулся к этой постройке: в связи с увеличением кладбища (к концу 20 века оно стало самым крупным католическим кладбищем России) Бенуа попросили дополнить храм колокольней.
Николай Леонтьевич решил сохранить уже существующий объём костёла, расширив его объёмы и пристроив сбоку высокую колокольню. Получилось это очень даже органично - не знающий человек никогда не догадается, что изначально храм выглядел иначе.
Сам костёл выглядит величественно: его высокая башня-колокольня служит основной доминантой композиции, тогда как более приземистая и протяжённая основная часть храма уходит в противоположную сторону - на запад. Подобный композиционный строй характерен для европейских базилик, а в особенности - для французских. Таким образом, Николай Бенуа решил обратиться к архитектуре своей исторической родины, что было вполне уместно, учитывая контекст постройки.
К сожалению, Римско-Католическое кладбище было полностью уничтожено в советское время, практически все захоронения были утрачены. На месте кладбища была разбита промзона, так что великолепная постройка Николая Бенуа оказалась закрыта за забором.
Пострадали и захоронения внутри храма - семейная усыпальница Бенуа сохранилась, но находится в плохом состоянии. Благо её, как и храм, постепенно реставрируют, а прилегающую территорию приводят в порядок.
Заключение
Что можно сказать в качестве итога к данной статье? Николай Бенуа - безусловно, выдающийся архитектор, и один из главных мастеров русской архитектуры второй половины 19 века. Его умение работать с разными архитектурными стилями поражает - Николай Леонтьевич создавал совершенно разные по стилю творения, но все они были наполнены красотой и гармонией композиции, все они являются выдающимися памятниками архитектуры!
Однако напоминаю, что Николай Бенуа был не только архитектором - он был ещё и любящим отцом! Николай Леонтьевич сумел воспитать своих детей так, что практически каждый из них добился больших высот. Более того, Николай Бенуа сумел повлиять и на представителей семейства Бенуа по другим линиям - на племянников и даже внуков, которые проводили своего детство у него в гостях, и перенимали бесценный опыт, воспитывались в этом творческой атмосфере, проникались работами Бенуа-старшего.
Но о детях и внуках мы с вами поговорим позднее - через месяц я выпущу новую часть из цикла архитекторов династии Бенуа. А пока что завершим эту и без того затянувшуюся статью.
Очень надеюсь, что мой рассказ был вам интересен и что мои фотографии достаточно хорошо проиллюстрировали мой рассказ. Буду рад вашим комментариям, а если же вы захотите выразить особую благодарность - оставляю для вас ссылку на анонимное денежное пожертвование. Искренне благодарен всем, кто поддерживает моё творчество - в том числе и рублём!
Спасибо за внимание!