27 подписчиков

Пять лучших способов инвестировать или куда прятать деньги?

Как бы ни клеймили все подряд нашу экономику, я предлагаю оставить это увлекательное занятие бабушкам на скамейке и признать тот факт, что возможность накапливать капитал есть у всех и каждого. Даже у алкашей. Читаешь эти строки и думаешь, что я шучу? Да уж нет, куда там. Есть у меня старый знакомый, который в молодости много пил. И при этом чрезвычайно много работал и  прилично зарабатывал. Занимался он промышленным альпинизмом. В молодости я также промышлял таким способом заработка. Очень увлекательно и даже иногда доходно. На мытье окон высоток в Новосибирске в 10е годы можно было поднимать от 5 тыс. руб. в день и больше. Но сейчас, насколько я знаю, он не купил квартиру и не ездит на Порше. Зато ему удавалось ежемесячно спускать десятки тысяч на алкоголь. Причем на хороший, в приличных барах.

Таким нетривиальным введением я хочу подчеркнуть, что большинство граждан нашей любимой России и других стран имеют скрытый ресурс для инвестиционной деятельности. Сложновато закрутил, но поясню на простом примере. Наши деды и прадеды не знали иного серьезного способа откладывать деньги, кроме как в кубышку в виде ценных монет и драгоценностей. Но это первобытный метод. Сейчас век цифровизации. Инновации в IT сыпятся как из рога изобилия. И что делать с вашими денежными счетами не всегда ясно. Куда вкладывать, чтобы не прогореть? Но прежде чем думать о том, что с ними делать, необходимо абсолютно уверенно подвести тот факт, что каждый имеет такую возможность. Давайте разбираться.

Как бы ни клеймили все подряд нашу экономику, я предлагаю оставить это увлекательное занятие бабушкам на скамейке и признать тот факт, что возможность накапливать капитал есть у всех и каждого.

Начну с бытового примера, не из мира бизнеса. Лично я в жизни совершенно не умею планировать бюджет. Прям беда. Никогда не откладывал, спускал деньги на всякую дребедень.  Помню свой первый успешный заработок. Мне выдали за окраску швов с веревок на высотке 20 тысяч за день. Я сразу же потратил эти деньги на кучу на первый взгляд полезных бытовых приборов, таких как тепловая пушка, матери на дачу. Сейчас задним умом я понимаю, что это было неразумно и по молодости надо было откладывать деньги. Так постепенно можно и на первый взнос на ипотеку или автокредит собрать деньги.

Однако в дальнейшем мне несказанно повезло и моя супруга имеет врожденные способности к управлению финансами. Это не считая того, что она закончила ведущий вуз Новосибирска НГУЭУ по специализации “Финансы и кредит”. У нас в семье регулярно возникает спор о деньгах, когда я в очередной раз начинаю жаловаться на то, что с моего дохода идет оплата школы, детского сада, всех секций и прочих детских расходов (больше сотки в месяц). Всем многодетным привет. Отписывайте квартиру зубной клинике (кто водил детей к зубному - поймет). Но все споры разом сходили на нет, когда в очередной решительный момент для семьи, при оформлении серьезного займа или запуске очередного дизайнерского ремонта моя жена доставала из под полы кругленькую сумму и делала первый взнос. Как ей всегда это удавалось - чудеса да и только. Но прожив в браке более 10 лет, я все-таки познал азы этого искусства и хочу поделиться им с вами.

1. В качестве первого способа я приведу аксиому: «Откладывать может каждый».

Уверуйте и примите как данность вместе с теорией Большого взрыва и тем фактом, что американцы первыми высадились на луне. Спорить не надо. Хотите спорить - идите и поплачьте в углу. Когда поймете, что слабаки всегда проигрывают - возвращайтесь и прочитайте снова. Накопить может каждый, в какой бы ситуации ни находился. Поверьте многодетному отцу, прошедшему путь снизу. В былые времена у меня в машине на трассе заканчивался бензин, так как денег не хватало. Сейчас мы имеем офис в центре Новосибирска на 300 квадратов, купили землю под производственный комплекс, имеем свою квартиру, хорошую машину, строим дизайнерский дом, сделали европейский ремонт теще. Жизнь удалась. На этом первый пункт исчерпан.

2. Инвестиции бывают не только финансовые. Обучение - денежная бомба замедленного действия.

Я каждый месяц трачу 5-10 тысяч на литературу. Я бизнесмен. От того, насколько я развиваюсь зависит мой доход и рост моей фирмы. У меня нет потолка в доходе. Могу зарабатывать миллион чистыми в месяц. Могу 5 миллионов. Могу 10. А могу и ничего не заработать, если буду тупить и делать глупости. Я покупаю аудиокниги на литрес, покупаю в офис бумажную литературу. Это превратилось уже в корпоративную традицию. Сюда же можно отнести бизнес тренинги, форумы и прочее.

Как бы ни клеймили все подряд нашу экономику, я предлагаю оставить это увлекательное занятие бабушкам на скамейке и признать тот факт, что возможность накапливать капитал есть у всех и каждого.-2

Вы удивитесь, но учиться можно даже проведя с десяток собеседований. Я вот, например, когда подбирал себе экономиста в контору, за 10-15 собеседований узнал столько нового про налогообложение, управленческий учет и финансовую аналитику, сколько до этого не выучил в бизнес школе. Учитесь из любых источников, как джедай черпает силу из воздуха.

Это очень важный тезис. Его непросто реализовать, даже если вы уверовали. В моей профессии связь образования и дохода очень явная и сильная. Просек новую фишку в продажах - резкий рост дохода. В других профессиях - юрист, программист, инженер - корреляция не всегда такая быстрая. У меня есть друзья программисты, которые имея стабильную неплохую работу на С++ и доход в несколько килобаксов специально вечерами осваивали Java чтобы повысить свои навыки и через полгода-год выходили на другую работу с более высокой зарплатой.

Иной раз кажется, что образовательные курсы в 50-100 тысяч - это слишком дорого. Тут отправляю вас на мою статью «Почему так дорого». Это касается профессии визажиста, видеомонтажера и др. Казалось бы, надежнее положить эти деньги в Сбербанк под проценты. В любой момент понадобятся - раз и кэш на руках.  Но это лишь на первый взгляд. Потратив сотню другую на собственное образование, ты получишь скилы, которые принесут тебе кратно больше.

Думаю тут для моего поколения, кто родился в 80-90е, медвежью услугу делает бесплатное советское образование. С точки зрения специализации мы получили одну из лучших проф. подготовок. Но вот чего оно нам не дало, так это понимания его финансовой ценности. Не даром говорит  старинная мудрость о том, что мы не ценим то, что получаем бесплатно.

3. Если вы все же дошли до этого пункта и готовы сделать финансовые инвестиции, т.е. вложить конкретные деньги, то моя точка зрения такова, то лучше франшизы в наше время ничего нету. Да, это непривычно для нашего российского человека. Рыночная экономика подобна юному ребенку, только встает на ноги. Однако, я достоверно знаю множество достойных предложений на рынке: частные детские сады, детские бассейны, салоны красоты, косметологии, кофейни и многое другое. Чтобы вы понимали в сравнении, банк дает вам на накопительном счете в лучшем случае 10 процентов годовых. Малый бизнес может дать вам рентабельность на уровне 20-30 процентов, причем ежемесячно! Т.е. На каждый вложенный миллион вы будете получать 200-300 тысяч.  И кстати не забывайте, что реальный показатель инфляции в нашей стране достигает 40%, что делает в принципе сомнительными вложения денег в банк, как делает моя теща.

Как бы ни клеймили все подряд нашу экономику, я предлагаю оставить это увлекательное занятие бабушкам на скамейке и признать тот факт, что возможность накапливать капитал есть у всех и каждого.-3

Конечно же возникает много непростых моментов, таких как правильно выбрать франшизу, изучить ее, управлять купленным бизнесом и так далее. Для этого вам надо прочитать мои статьи «Как выбрать франшизу» и «Зачем покупать франшизу».

Вся проблема в том, что большинство населения в нашей стране не обладают достаточным уровнем финансовой грамотности для того, чтобы все сделать правильно. Тут можете вернуться и перечитать пункт 2 данной статьи (образовательные инвестиции). Но в случае с франшизой все проще, так как вместе с бизнес моделью, любой приличный бренд продает вам сопровождающее обучение

4. Инвестиции в потомство. Самый сложный и трудно оцениваемый способ вложений.

Я прекрасно понимаю людей, которые уверены, что птенцы выпорхнут из гнезда и про родителей вспомнят только во время оглашения завещания. Однако в моем окружении достаточно примеров взрослых успешных людей, которые добились успеха здесь или уехали за границу. И эти люди всеми силами стараются помогать своим стареньким родителям. Я не могу не упомянуть этот способ вложения денег, хотя прекрасно понимаю, что молодые люди вряд ли относятся к этому серьезно. Слишком многие хотят сейчас быстрых и легких денег. Я же хочу сказать этим пунктом, что главный капитал всегда и везде - человеческий. Речь не только о детях и наследниках. Даже в компании, например в нашей, один из основных источников прибыли и капитала - энергия команды.

Конечно же подобный способ инвестирования очень долгосрочный и практически не поддается прогнозированию. Но я открою вам секрет и расскажу, как действуют профессиональные инвесторы. Зачастую, выделяя деньги стартапам и входя в долю молодой компании, они заранее готовятся к потере денег. И рассчитывают на возврат только при добровольном успешном развитии и самостоятельном решении совета учредителей о выплате дивидендов. Потеряв такие инвестиции, профессиональный инвестор не расстроиться и вряд ли будет судиться, чтобы не потерять репутацию. Об этом хорошо рассказал Александр Журба.

5. Недвижимость. Это самый распространенный и укоренившийся в умах людей способ. У меня он стоит лишь на пятом месте. Вы спросите почему? Рассказываю.

Мы с супругой прошли достаточно много сделок с недвижимостью, не меньше десятка. Поясню, что мы не занимались профессионально недвижкой. Просто так исторически сложилось. И всегда нас волновал только один вопрос. Какую  выгоду мы получим таких вложений? Если начать разбираться скрупулезно, то оказывается, что далеко не любая покупка квартиры или офиса может принести барыши.

Приведу простой пример. У нас многодетная семья. И когда мы подбираем очередную квартиру с ростом площади, то смотрим в сторону больше 100, а то и 120 квадратов. И вот вам вопрос. Что делать с такой недвижкой, если она вам не понравиться или вы решите переехать за город? Соль в том, что это не очень ликвидная недвижимость. Такие большие квартиры мало кому нужны ни в найм ни на покупку. Устанете продавать, и денег не заработаете.

Отсюда получаем вывод, что инвестировать в недвижимость нужно также разборчиво и осторожно, как и в другие отрасли. Есть много шансов попасть на долгострой (мы попадали), на падение цен на недвижимость (мы попадали), купить супер некачественное строение (мы покупали и судились).

И вот вам закономерный вопрос. Зачем такие заморочки, если абсолютно точно таким же образом необходимо изучать рынок бизнес моделей (франшизы), но при этом на франшизе достоверная доходность от 20% ежемесячно, а на недвижимости огромные риски и уровень доходности не особо высокий? Дальше думайте сами.

В заключении скажу вам следующее. Самый главный шаг, который должен сделать любой зреющий человек юных лет, осознать тот факт, что накапливать сбережения нужно и инвестировать успешно тоже можно и нужно. И вот придя к этому фундаментальному осознанию, требуется начинать шевелить мозгами, читать информацию и искать самый адекватный, безрисковый и эффективный способ вложить свои силы время и деньги. Успехов вам, дерзайте!

Спасибо, если дочитали до конца. С вас лайк и подписка!