Продолжение. Начало здесь⤵️
Покорение мужа и общества
Наблюдая за блистательными победами герцогини Девонширской в свете, многие современники отмечали, что, казалось, в нее были влюблены все мужчины - кроме ее мужа. Первые годы брака Джорджиана упорно билась над разрешением этой загадки, позже она просто смирилась с этим фактом.
На третий день после свадьбы герцог был замечен в компании своих холостяцких друзей в злачном районе Лондона. Вскоре молодожены отправились в летнюю герцогскую резиденцию - поместье Четсворт.
Как бы ни нервничала Джорджиана по поводу холодности мужа, ей нужно было справляться с новой ролью хозяйки дома. Она теперь была женой одного из самых влиятельных людей в стране - и это налагало большие обязанности. Каждый день приезжали гости - познакомиться с молодой герцогиней. Обед подавался в три часа дня - и мог растягиваться на четыре часа. Руководить им, неукоснительно придерживаясь правил, должна была хозяйка дома. Она должна была ненавязчиво следить за тем, чтобы у всех были наполнены тарелки, давать указания слугам, при этом поддерживая непринужденную беседу с гостями. Вечером гостей нужно было развлекать - игрой в карты, музыкой, беседой - и это тоже входило в обязанности хозяйки. Хозяин же исчезал из дома в компании друзей - и появлялся на пороге спальни, когда жена уже спала.
Джорджиана достаточно быстро поняла обидную правду: она нужна герцогу только лишь для исполнения социальных функций. Ну и, конечно, для произведения на свет наследника. С первым пунктом все получалось отлично, со вторым было хуже.
В соответствии со своим статусом Джорджиана и герцог входили в сливки сливок британского высшего общества. Знаменитый английский писатель Генри Филдинг совсем не шутил, когда писал, что "в Великобритании все люди - это никто, за исключением, может быть, 1200 человек". Герцогиня Девонширская покорила британский высший свет легко и непринужденно. Она умела беседовать с человеком так, что он чувствовал себя избранным. Она была мила и естественна. Она была юна, но не раздражала наивностью. Кроме того, она была потрясающе стильной женщиной.
Очень скоро дамы света начали копировать одежду и прически герцогини Девонширской. В то время женщины уже привыкли к высоким прическам, но Джорджиана поразила всех, явившись на прием с метровой башней из волос. Прическа сооружалась с помощью конского волоса, который прикреплялся к своим волосам с помощью специальной помады. Сверху крепились украшения - игрушечный парусник, восковые фрукты, чучело птицы. Один раз Джорджиана украсила прическу настоящей пасторальной картинкой - на ее верхушке в небольшой деревянной рощице паслись деревянные овечки.
Несмотря на то, что такие прически требовали многочасовой работы нескольких парикмахеров и дамам приходилось добираться до бала, сидя на полу кареты, эта мода распространилась мгновенно.
Еще одним модным нововведением Джорджианы стали длинные страусиные перья, которыми украшались волосы. Достать их было трудно и они были безумно дорогими. Ажиотаж вскоре достиг такого размаха, что королева запретила дамам являться к ней на приемы в уборах из перьев страуса.
За год Джорджиана стала знаменитостью. Ее выход в свет совпал с бурным развитием британской прессы. К концу 1770-х только в Лондоне выходили девять ежедневных газет. Редакторы быстро заметили, что после публикаций заметок о герцогине Девонширской газеты продаются лучше, и стали писать о ней еще чаще.
"Герцог сказал, что его жена вольна делать все, что пожелает, только лишь бы она не начала думать, что и ему необходимо начать носить украшения на голове в соответствии с ее представлениями о вкусе", - отмечала с юмором Morning Post.
Бурную светскую жизнь Джорджианы омрачало лишь одно - она никак не могла родить ребенка. После первого выкидыша супруги отправились на воды. Возвращаясь в Англию, они сделали остановку в Версале, где были представлены королю Франции Луи XVI и его жене. Теплая дружба Джорджианы с королевой Марией-Антуанеттой продолжалась до самой трагической смерти королевы, казненной в 1793 году.
Еще до отъезда на воды у Джорджианы развилась пагубная страсть, отравившая большую часть ее жизни. Она пристрастилась к азартным играм и постоянно была в долгах. Герцог выдавал жене четыре тысячи фунтов (около 300 тысяч сегодняшних долларов) в год "на булавки". За несколько месяцев карточные долги Джорджианы съели эту сумму. Она не знала, как признаться мужу, и в слезах обратилась за помощью к своей семье. Спенсеры оплатили остающиеся долги, но поставили условие - Джорджиана должна рассказать обо всем мужу. Он не сказал ей ни слова и вернул деньги родителям. Это испугало герцогиню больше, чем если бы он открыто гневался.
Продолжение здесь⤵️
Подпишись на наш канал и читай:
Яна АЛЕКСАНДРОВА (с) "Лилит"