Читая отзывы современников об игре Ермоловой, я безмерно жалею, что не могу увидеть, ни хоть немного представить её игру.
Даже Советское правительство признавало её гений настолько, что великодушно оставило Марии Николаевне весь её дом, и разрешило жить в нём без всяких уплотнений и подселений. Но она по своей скромности отказалась, оставив за собой один верхний этаж.
Дом на Тверском бульваре был построен для семьи мужем Ермоловой, Н.П. Шубинским, представителем древнего дворянского рода. Особнячок кажется маленькой шкатулочкой, но это впечатление обманчиво: он довольно вместительный, а кроме того, построен с выдумкой и архитектурными секретиками. Про некоторые из них расскажу в конце.
А сейчас войдём в дом с парадного входа. Входишь, и сразу на память приходит театр: колонны, ковровая дорожка и парадная лестница.
На первом этаже раньше располагались слуги, второй этаж был приёмным и рабочим, а третий - жилым.
В музее очень много фотографий и портретов актрисы. От её первой дебютной роли, до коронных и самых известных. Дар Ермоловой в высшей степени проявился в драмах. Интересно находить в витринах вещи с фотографий ролей. А кабинет весь посвящён Орлеанской Деве.
В воздушном мостике сейчас воссоздана гримёрная актрисы, вся обстановка перенесена из Малого театра, где служила актриса.
На третьем этаже, в самом конце анфилады располагается небольшая мемориальная комната - спальня Ермоловой. Здесь в последние годы она отрабатывала свои роли перед зеркалом платяного шкафа. Здесь же она покинула этот мир.
Обещанные секретики: этот самый воздушный мостик (который отлично виден с фасада) разделяет дом на две половины: жилую и доходную, которая сдавалась внаём. А ещё у дома есть внутренний дворик, как патио. Благодаря любезному приглашению музейных служительниц мне удалось побывать в этом дворике, увидеть как отсюда выглядит дом. Сюда окнами выходит выходит оранжерея или зимний сад, сделанный специально для цветов, поднесённых актрисе. Представляю, какой он был пышный и красивый.
PS. И удивительно, просто невероятно удивительно, что музейные смотрительницы здесь очень-очень вежливые, интеллигентные, знающие, готовые рассказать и поддержать разговор. Раритет!