Найти тему

«Позитивное исследование» как новый образ мышления

Запросы моих клиентов часто начинаются с фразы: «Скажите, что не так? Чего мне не хватает, чтобы продвинуться по карьерной лестнице?»

Первый шаг к ответу лежит в изменении парадигмы «Мне не хватает» на «У меня уже есть». Мысль кажется простой, но она многое меняет. Становятся очевидными имеющиеся ресурсы для достижения цели.

Автор: Анна Цуканова — эксперт кафедры Коучинг Академии социальных технологий, карьерный коуч ACC ICF, карьерный консультант профессионалов и руководителей, специалист по выявлению талантов Gallup.

Фото: serhii_bobyk, Freepik
Фото: serhii_bobyk, Freepik

В 80-е годы психолог и бизнес-консультант университета Case Western Reserved США Дэвид Куперрайдер (David Cooperrider) открыл метод «Appretiative Inquiry» (по-русски — «Позитивное исследование»).

Подход был разработан для развития команд, находящихся в стадии изменений. Основывается на нескольких принципах, мне особенно нравятся вот эти:

То, на чем люди фокусируются, становится для них реальностью.
Если люди приносят в будущее что-то из своего прошлого опыта, важно, чтобы это были наилучшие моменты их прошлого.

Большинство из нас привыкли подходить к решению новой задачи с нуля. Иногда это похоже на изобретение велосипеда в 100500 раз.

Что, если начать с мысли: «Мне не раз приходилось решать сложные задачи в жизни; со многими я успешно справился»? В коучинге, направляя свое внимание на успешные стратегии, которые привели человека к текущему уровню, можно обнаружить настоящий клад.

Метод «Appretiative Inquiry» включает в себя 5 шагов к проектированию новой, желаемой реальности (модель 5D):

  1. Define (определение цели)
  2. Discover (исследование успешных стратегий в прошлом)
  3. Dream (мечтание о желаемом будущем)
  4. Design (стратегия достижения цели на основе уроков позитивного опыта)
  5. Deliver (конкретные действия)

Мне очень импонирует искать путь к реализации намеченной цели, создав прочный фундамент — веру в себя, основанную на реальных фактах из профессиональной и личной жизни клиента.

Подход далек от мотивационного «Ты сможешь, просто скажи ДА!». Прагматикам и тем, кто стоит двумя ногами на земле, важно самому увидеть свою силу, чтобы поверить в нее. Эта сила есть у каждого.

Завершая контракт, я понимаю, что осознание своей силы — самое ценное, что клиент уносит с собой в жизнь. Конечно, наши привычные стратегии возвращаются в суете повседневности. Поддерживать позитивный образ себя — ответственность каждого из нас.

Замечаете ли вы свои успехи? Как вы можете использовать их для новых вызовов?