Найти тему
Сайт психологов b17.ru

МАК в профориентации. Авторская техника "Лестница"

Автор техники: Ирина Кучер

Технику можно использовать не только в профориентационной работе, но и в терапевтической с целью выявления сильных сторон клиента и проблемных поведенческих стратегий.

Цель техники: узнать скрытые сильные стороны клиента, определить проблемы, мешающие развиваться в желаемой сфере, разработать план по достижению цели.

Инструкция:

1. Я СЕЙЧАС

Клиент в открытую выбирает карту, обозначающую его актуальное состояние. Попросите его порассуждать, что общего между ним и картой, почему он выбрал именно ее.

2. МОЯ ЦЕЛЬ

Клиент в открытую выбирает карту, обозначающую его цель. Также попросите порассуждать, почему именно эта карта. Чем подробнее и красочнее клиент опишет желаемую цель, тем лучше.

Так мы обозначили начало и конец расклада. Располагаем карты таким образом, чтобы между ними образовалось пространство для дальнейшей работы.

К этому моменту расклад будет выглядеть следующим образом:

На каждом последующем этапе клиент поочередно в закрытую (если не сказано обратное) вытягивает несколько карт не больше трех на этап, иначе есть риск слишком сильно затянуть процесс работы или уйти в работу со сторонним запросом.

Карты выкладываются в виде "лестницы" от 1 к 2, где каждая "ступенька" - это отдельный этап.

3. ЧТО Я ЗНАЮ

С помощью этих карт клиент отвечает на следующие вопросы:
- Каковы мои знания в желаемой сфере?
- Каковы мои знания в другой важной для меня сфере? (поможет обратить внимание клиента на ту сферу, которая ему интересна)
- Как я могу применять свои знания?
- Зачем мне применять мои знания?

4. МОИ СКРЫТЫЕ ТАЛАНТЫ

С помощью этих карт клиент отвечает на следующие вопросы:
- Каковы мои скрытые таланты?
- Какие сильные стороны у меня есть?
- О каких своих сильных сторонах я не знаю?
- Как я могу это применить в желаемой сфере?

5. ЧТО МЕШАЕТ МНЕ ДОСТИЧЬ ЖЕЛАЕМОГО

С помощью этих карт клиент отвечает на следующие вопросы:
- Какие обстоятельства и события моей жизни мешают мне достичь желаемого?
- Какие черты моего характера мешают мне достичь желаемого?
- Мои внутренние споры и противоречия
- Мои "слепые зоны"

К этому моменту расклад будет выглядеть следующим образом:

-2

6. ЧТО ПОМОЖЕТ МНЕ ДОСТИЧЬ ЖЕЛАЕМОГО

Карты на этом этапе достаются либо в закрытую, либо в открытую, если клиенту будет проще найти решение таким образом. Эти карты выкладываются поверх карт "что мешает мне достичь желаемого", таким образом происходит небольшая терапевтическая работа.

С помощью этих карт клиент отвечает на следующие вопросы:

- Какие мои качества помогут мне достичь желаемого?
- Какие люди в моем окружении могут мне помочь?
- Что я уже имею для достижения желаемого?
- Что способствует моему развитию и движению вперед?
- Мои возможности для достижения цели

К этому моменту расклад будет выглядеть следующим образом:

-3

7. МОИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ

Вместе с терапевтом клиент составляет план посильных действий по достижению цели, за выполнение которых он может взяться в ближайшее время. Сначала клиент обозначает действие, а затем выбирает для него в открытую карту.

Например "Уже сегодня я могу сделать подборку литературы по моей профессии" или "Я планирую пойти на курсы повышения квалификации такого-то числа". Чем конкретнее оговоренные с клиентом даты и время выполнения обозначенных действий, тем лучше:) Так клиенту будет проще действительно взяться за выполнение задач.

На этом этапе клиент отвечает на следующий вопрос:
- Какие конкретные действия я могу предпринять уже сейчас?

Законченный расклад выглядит следующим образом:

-4

В завершение терапевту стоит обсудить с клиентом процесс и актуальное состояние клиента после расклада.

Моя группа "В контакте"

https://vk.com/psycho_kucher

Автор: Кучер Ирина Николаевна
Психолог, Арт-терапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru