Найти тему

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ-ЭТО ПРОЦЕСС, ИЛИ О ТОМ, КАК УВИДЕТЬ ВРЕМЯ 3 часть.

Продолжаем разговор о длительностях, о временнОй природе музыкального звука и о том, как, обучая ученика музыкальной грамоте в классе фортепиано, дать ему возможность увидеть и почувствовать время.

В 1 части мы сделали обзор отечественных методических пособий и выясняли, что традиционно ритм и длительности нот в музыкальных классах объясняют через понятия формы и её частей, расстояния, размера, темпа движения и др. И только в методе Х.Хайнер, в котором обучение музыкальному языку происходит с помощью программы Софт Моцарт, длительности трактуются правильно, правдиво, т.е. как процесс (образ распускающегося цветка), который ребенок может увидеть, почувствовать, с которым может повзаимодействовать, играя по нотам с первого урока. Это стало возможным лишь после внедрения интерактивно-цифровых технологий в обучение игре на фортепиано.

Анимированная длительность ноты в программе Софт Моцарт
Анимированная длительность ноты в программе Софт Моцарт

Первые шаги в музыке Лукьяна, 4 года, г.Владивосток. Преподаватель - Филатова Виктория. Пьеса "Марианна" модуль Gentle piano

А вот чтение нот с листа на 5-ой презентации нотного текста в классе Галины Можайской г.Бийск, Алтайский край.

Во 2 части статьи мы рассмотрели 2-ой этап освоения длительностей на зрительно-мышечном уровне (в первую очередь)+слуховом. Модуль Note Duration, вспомогательный, тренируясь взаимодействовать с длительностью на этом игровом тренажёре, ребенок знакомится зрительно с ритмической графикой нот разной долготы.

Милана, г.Москва, Преподаватель - Егорова Ольга.

И только после успешного прохождения этих 2-х начальных этапов, мы начинаем знакомить ученика с названиями длительностей. Пожалуй, наиболее близкой и точной аналогией движения в музыке, которую можно изобразить на бумаге является поезд.

-3

Образ, на самом деле не новый, мы часто можем встретить его в методических пособиях.

-4
-5

Это всё хорошо, только позже. И если ваш ученик не барабанщик и не бубнист, то лучше эти ритмы играть на ф-но, по нотам, а не хлопать.

Мне очень нравится, что в методе Х.Хайнер понятие длительностей даётся в понятных детям образах пассажиров в вагоне-такте. В каждом вагоне 4 места (начинаем с размера 4/4).

-6

Целая нота - длинный пассажир, занимающий все сидения в вагоне, т.е. 4

-7

Половинная - толстяк, занимающий 2 места

-8

Четверть - бабушка, занимающая одно место, а восьмые - 2 девочки на одном стуле, 4 пуделя - это шестнадцатые

-9

Расселяя пассажиров по вагонам, считая сколько их максимально может там разместиться, объясняем причину того, почему они так называются.

Наверное, я больше ничего не буду объяснять о том, как мы работаем с ритмическим поездом, как учимся делить на такты пьесу, как начинаем писать первые ритмические диктанты.

Приглашу-ка я лучше вас к нам в гости, на форум учителей и родителей Софт Моцарт.

Здесь мы о ритме всё показываем и рассказываем, приходите, будем очень вам рады!

Продолжение следует...