Найти тему

Уровни построения движения по Н.А. Бернштейну

1K прочитали
Современная реабилитация, восстановление или двигательное обучение на мой взгляд невозможны или малоэффективны без активного применения этой концепции.

Современная реабилитация, восстановление или двигательное обучение на мой взгляд невозможны или малоэффективны без активного применения этой концепции.

Концепция уровней построения движений, наверное, наиболее сильно повлияла на мое мировоззрение, определила большинство моих профессиональных интересов и направлений развития. Я вам искренне рекомендую попытаться понять идеи Бернштейна и на своей практике убедиться насколько лучше, быстрее и естественнее получается результат, если вы работаете с различными уровнями организации движения - видите какой уровень является проблемой при выполнении того или иного движения, ставите задачи на разных уровнях.

Идеи Бернштейна нашли широкое применение в современной реабилитации, моторном обучении, спорте и искусстве. Наиболее эффективные современные методики соматического обучения и реабилитации строятся на данной концепции.

Не важно, идет речь об восстановлении после инсульта, абилитации при детском церебральном параличе, возвращении в спорт после травмы или обучении детей и взрослых высоко координированным видам активности или двигательным искусствам. Моя практика и практика многих моих коллег показывает, что идеи концепции работают в любой ситуации, когда человек пытается освоить движение.

Еще в 1947 году Бернштейн представил концепцию о построении движений, отказавшись от идеи разомкнутой рефлекторной дуги по Павлову, которая предполагала, что нервная система посылает импульс к мышце - мышца выполняет то или иное движение, зависящее от вида импульса. Он отказался от такой идеи в пользу идей сенсорных коррекций и замкнутого рефлекторного кольца. По Берштейну для выполнения того или иного действия мозг не только "посылает команду", но и получает обратную связь от органов чувств о достигнутом результате и тут же исполняются "корректирующие команды". Таким образом мы каждый раз не воспроизводим а простраиваем движение. Бернштейн предположил, что для построения движений различной сложности "команды" отдаются на иерархически различных уровнях нервной системы. При автоматизации движений эта функция передается на более низкий уровень. Обычно человек осознают только ведущий уровень, тогда как проблемы освоения данного движения лежать в неспособностях нижележащих уровней обеспечить условия построения движения.

Движение не хранится готовым в памяти, а каждый раз строится заново, в процессе самого действия, реагируя на изменяющуюся ситуацию. В памяти хранятся не штампы движений, а инструкции по их конструированию, которые строятся на механизме не стереотипного воспроизведения, а целесообразного приспособления.

Осваивая новое движение мы формируем набор инструкций для всех нижележащих уровней, эти инструкции должны быть автоматизированным - такое условие выполнения нового движения или движения на более высоком уровне.

Уровень А - первый базовый уровень

Рубро-спинальный и мозжечково-пaллидарный уровень - уровень тонуса, статической и динамической выносливости и базовой координации. Определяет тонус мышц туловища и шеи и как следствие осанку и позу, отвечает за возбудимость мышц конечностей. Регулирует уровень: «красное ядро» и другие подкорковые структуры, получающие и анализирующие сигналы от проприорецепторов мышц, сухожилий, рецепторов суставов.

Уровень А - уровень тонуса, обеспечивает удержание определенной позы, удержание базового стабильного положения, некоторые быстрые ритмические вибрационные движения, непроизвольные движения (дрожь от холода, вздрагивание, стучание зубами). Уровень почти никогда не бывает ведущим при организации движения, но проблемы на этом уровне делают освоение необходимого движения крайне трудным или невозможным.

Мы можем вмешиваться и тренировать уровень А за счет мануальных методов (проприоцептивного массажа, мягких мануальных техник), тейпирования, практик осознания тела, стабило-платформ утяжелителей и систем сопротивления, подбирать специальные упражнения и исходные положения, развивающие чувство проприоцептивного контроля и регулирующие мышечный тонус.

Мамы обнимают и качают детей, переворачивают их, пеленают, все это необходимо ребенку для освоения уровня А.

Уровень В

Таламо-паллидарный уровень - уровень синергий и двигательных штампов, Регулирует уровень паллидум и таламус.

Уровень В - уровень регионарных балансов, обеспечивает регионарные мышечные синергии - способность выполнять слаженные движения, вовлекающие в согласованную работу многие мышцы, способность согласованно вести движение во времени, обеспечение правильного чередования сокращения и расслабления мышц и движения конечностей, способность выполнять однотипные движения - формировать штампы (патерны).

Мы можем вмешиваться и тренировать уровень В, используя системы сопротивления, подвесные системы, специальные упражнения на координированное срабатывание мышц, мы выравниваем тонус отдельных мышц с помощью дифференцированного массажа и физических упражнений. На этом уровне осваиваем базовые перемещения, смены поз, ходьбу по ровной поверхности, ходьбу по лестнице, согласованные действия плечевого пояса и руки и пр.

Типичные пример - освоение ходьбы, для которой необходима правильная согласованная работа различных мышц но и таза на уровне В, при обеспечении устойчивого положения стоя и правильно распределенного тонуса на уровне А.

Уровень С

Пирамидно-стриарный уровень обеспечивает целевую точность, начало и конец движения, скорость, силу и объем движения. Регулирует уровень стриатум и пирамидная двигательная системы коры.

Уровень С - уровень пространства, обеспечивает целевые перемещения в пространстве: локомоции, спортивно-гимнастические перемещения, точные, целенаправленные движения рук и других органов, преодоление сопротивлений, метательные и ударные движения, подражательные движения, перемещение тела и его частей в пространстве с учетом положения тела и позы, угловых и линейных ускорений, сопротивления среды, ориентировки и привязке в пространстве.

Мы можем вмешиваться и тренировать уровень С, используя упражнения в пространстве, взаимодействуя с изменяемым пространством, различными типами опор и покрытий, меняя помещение, положение в пространстве, вводя дополнительные элементы пространства и изменяющиеся факторы.

Ходьба по ровной поверхности, под наклоном, траве, гравию, лестнице вверх и вниз, перешагивание препятствий, выбор направления, остановки, изменение скорости в зависимости от изменения окружения - все это осваивается на уровне С, однако для многих новых двигательных задач может потребоваться тренировка и развитие уровней А и В.

Уровень D

Премоторный и постцентральный уровень. Регулирует уровень нижние отделы теменной доли, премоторная зона.

Уровень D - предметный уровень, обеспечивает действия с предметами, выполнение цепочек последовательно связанных действий, которые все вместе решают ту или другую двигательную задачу. Для уровня D характерна предметность, пространственная и серийная реализация и приспособительная изменчивость (коррекция) действий в ходе развертывания цепочки.

Мы можем вмешиваться и развивать уровень D, используя предметы различных форм, веса и текстур, взаимодействовать с инструктором, тренажером, устройство с биологической обратной связью, планировать задания, состоящие из серии движений, вместе приводящим к определенному планируемому результату. Огромное значение для данного уровня является планирование результата самим занимающимся.

Важнейшим аспектом уровня является планирование результата и сравнение ожидания с полученным. Перед тем как взять ложку наш мозг планирует результат такого действия. Он предполагает какую обратную связь он получит после выполнения действий, какой предмет на ощупь, какой вес, как напрягутся мышцы, куда переместится рука и так далее. На этом уровне вырабатываются механизмы коррекции, когда в самом движении происходя подстройки,уверенно раз за разом приводящие к желаемому результату.

Уровень Е

Это высшие уровни организации движения. Регулируют уровень лобные отделы коры головного мозга

Уровень Е - уровни смысла, обеспечивает символические действия (речь, письмо); двигательные цепи, объединенные не предметом, а отвлеченным заданием или смыслом, жесты, эмоции, все формы искусства. Это уровни психологической, символической организации движений и деятельности в целом. Степень возможного развития этих уровней отличает приматов и человека от других животных.

Вмешательство на этом уровне объединяет физические и психологические аспекты движения. Побить собственный рекорд, показать тренеру, учителю, маме или близким, что ты что-то можешь делать сам, донести до них какую-то информацию, эмоцию или идею, заставить зрителей переживать эмоции, наблюдая за танцем, пантомимой или эмоциями на лице актера.

Смысл выполняемых движений, речь, социальное взаимодействие не только являются одной из целей реабилитации но и обычно являются мощнейшим мотивирующим стимулом. Самое сложное в реабилитации - мотивация. Она на этом уровне.

Сложно, но это вознаграждается сполна

На первый взгляд данная концепция может показаться сложной или даже малоприменимой на практике. Она не дает прямых ответов на практические вопросы - что делать и чем заниматься в конкретной ситуации. Она заставляет думать. Это лишь знание! Не фокус или временный вау-эффект, пускающий пыль в глаза клиентам. Это база, понимание которой позволяет выстраивать по-настоящему успешную реабилитацию или двигательное обучение.

Я вам очень советую погрузиться в концепцию уровней построения движений Бернштейна, "пожить с ней" в вашем мозгу несколько месяцев, подумать как ваша деятельность может быть улучшена и модернизирована с учетом данной идеи построения движений.

Если вы специалист по реабилитации или двигательному обучению, вы будете удивлены насколько понятнее, целенаправленнее и эффективнее станут ваши тренировки. Если вы интересуетесь для себя, то вы сможете выбирать инструкторов, тренеров и физических терапевтов, которые как минимум понимают, а возможно и разделяют идеи данной концепции, вы получите больший результат.

Я не стремился максимально подробно рассказать о концепции, но я хотел заинтересовать вас и пригласить к дальнейшему знакомству, обсуждению и развитию идей Бернштейна на практике.

Читайте также: